Как изменения на рынке недвижимости влияют на рекламу
Как рекламировалась недвижимость в 2021 году после падения спроса во время пандемии и увеличения ипотечной ставки — рассказали коммерческий директор Александр Кривонос и руководитель направления стратегических исследований Евгений Болтовский рекламного агентства IVK
Что произошло с рынком недвижимости в
Москве
-
Высокий спрос на жилье от эконома до бизнес-класса
Вложение средств в недвижимость по-прежнему считается выгодным с точки зрения долгосрочного инвестирования. Покупка квартиры в Москве привлекает покупателей совершенно разного достатка, о чем говорит статистика Росреестра и аналитические данные агентства IVK. Если сравнивать спрос на жилье в третьем квартале 2020 и 2021 годов, то он окажется одинаковым. А вот по сравнению с 2019 годом спрос в Москве вырос на 36%, а в Новой Москве — на 56%.
Отдельно можно выделить спрос на жилье в сегменте «Бизнес+». В третьем квартале произошел существенный рост спроса на квартиры этого класса.
-
Спрос на маленькие студии на нулевом этапе строительства
В 2021 году доля сделок, совершенных на этапе нулевого цикла строительства, возросла до 48%. При этом продолжается рост в сегменте проектов, строительство которых еще даже не начиналось.
Люди выбирали квартиры меньшего метража, потому что большая площадь стала менее доступна и при этом на рынке появились предложения с высоким объемом экспозиции малометражных лотов. По статистике агентства IVK, средняя площадь реализованного лота в Новой Москве стала меньше на 16% по сравнению с прошлым годом. В старой Москве средняя площадь приобретаемого жилья тоже уменьшилась — на 3%.
В связи с повышением чувствительности населения к цене на жилье девелоперы стали стараться реализовывать как можно больше лотов. Выручка строительных компаний росла за счет объема продаж бюджетных вариантов.
-
Ипотекой чаще пользуются покупатели квартир бизнес-класса
В связи с увеличением ставки по ипотечному кредитованию произошло падение спроса на покупку жилья с участием банковских средств. По статистике агентства IVK, доля ипотеки в пределах Старой Москвы в третьем квартале 2021 года снизилась до 59%. Тем временем наибольший прирост составила ипотека в сегменте класса «Бизнес+».
Более драматичное падение показал объем ипотечных сделок в Новой Москве, где в связи с более низкими ценами традиционно покупает наиболее восприимчивая к цене аудитория. Доля ипотеки достигла наиболее низкого уровня за весь период льготной программы. Условия ипотеки изменились именно в третьем квартале 2021 года.
-
Спрос на современные округа
Если сравнивать округа, в которых приобретали жилье, то станет заметна серьезная разница: в 2020 году покупатели отдавали предпочтение Юго-Восточному, Западному и Северному автономным округам. В 2021 году лидером по продажам жилья стал Западный автономный округ, второе место занял Южный АО, а третье — Зеленоградский автономный округ. Изменение спроса связано не только с массовой застройкой, но и с улучшением инфраструктуры округов. Например, в Зеленограде строятся парки, появляются променады, возводятся храмы и другие важные социальные объекты.
Как рекламодатели реагируют на изменения
Рекламодатели тщательно следят за аналитикой и выстраивают рекламные стратегии в зависимости от спроса и покупательской способности аудитории. Бюджеты на продвижение не сократились: они сопоставимы с аналогичным периодом допандемийного 2019 года и составили 20,1 млрд рублей по оценке агентства IVK на базе данных Mediascope.
Но тем не менее произошли показательные изменения в выборе рекламных каналов.
На какую рекламу сделали ставку девелоперы:
-
Контекстная реклама
Около 45% от всего бюджета на продвижение потратили на контекст. В 2020 году на этот вид рекламы было потрачено всего 18% средств.
-
Наружная реклама «Out-of-home»
Недвижимость по-прежнему эффективно рекламировать с помощью баннеров и билбордов. По статистике Mediascope и агентства IVK, в этот вид рекламы вкладывают стабильно 23–25% общего бюджета на продвижение.
-
Радио
В 2021 году доля рекламы на радио выросла в сравнении с 2020 годом. Радио остается самым эффективным каналом широкого охвата в недвижимости за счет высокой доли охвата автомобилистов.
Какая реклама оказалась невостребованной:
-
Региональное телевидение
В 2020 году девелоперы сделали ставку на этот канал продвижения из-за пандемии и самоизоляции: люди находились дома и могли чаще включать телевизор для просмотра. В этом году удаленку отменили, многие вернулись в офисы, поэтому доля телевизионной рекламы сократилась почти на 25% в сравнении с прошлым годом.
-
Пресса
О том, что печатные журналы постепенно превращаются в атавизм, рассуждают многие эксперты. Но тот факт, что девелоперы перестали выкупать рекламные полосы, лишь подтверждает опасения маркетологов. Хотя в сегменте элитной недвижимости этот вид рекламы по-прежнему остается привилегированным каналом, демонстрирующим высокий статус девелопера.
-
Охватные интернет-медиа
Со второго квартала 2021 года за основу медиасплита взята контекстная реклама. Остальные каналы являются второстепенными, и их доля может незначительно возрастать в зависимости от задач рекламодателей. Бюджеты на охватные интернет-каналы показали спад по сравнению с 2020 годом, так как во время локдауна интернет-медиа были самым эффективным каналом и замещали собой наружную рекламу и радио. Можно считать, что в 2021 году ситуация вернулась к допандемийным показателям.
Итоги
Обстановка в обществе непосредственно влияет на рекламу в сфере недвижимости. Особенно это влияние заметно при сравнении основных рекламных каналов 2020 и 2021 годов: во время локдауна основными источниками рекламы были интернет-медиа и пресса, ведь люди находились дома даже в рабочее время. В 2021 году девелоперы вновь сделали ставку на наружную рекламу и радио, потому что людей вернули работать в офисы и разрешили передвижение по городу.