Миссия выполнима: спасти штат от выгорания в 2022 году
Начало года — отличное время, чтобы пересмотреть свое отношение к работе и придерживаться work-life balance, чтобы избежать выгорания. Digital-агентство SocialCraft рассказали, как провести 2022 год без потерь сотрудников и сохранить боевый дух
Согласно исследованию Gallup 2019 года, 28% штатных сотрудников часто или постоянно чувствуют себя измотанными работой. Еще 48% отмечают, что время от времени подвержены выгоранию. Чаще всего выгорают трудоголики, так как они мало отдыхают. Психологи предупреждают: более половины таких сотрудников не могут вернуться на прежнее место работы и должность даже после длительного отдыха от полугода.
На что обратить внимание
Даниил Данин, совладелец и основатель агентства SocialCraft:
«Причины выгорания в большинстве агентств схожи: отсутствие побед в тендерах, мотивации — как финансовой, так и творческой, критика, отсутствие роста и поддержки идей сотрудника, переработки без дополнительной оплаты. Работа с одним клиентом дольше, чем два-три года, как правило, тоже приводит к снижению энтузиазма и творческого потока. Хорошая новость в том, что это вполне можно регулировать».
Даниил утверждает, что есть способы отследить выгорание, и руководители могут предупредить переутомляемость сотрудника: снижение скорости работы, отсутствие интереса к новым задачам, частые ошибки, тревожность, постоянная раздражительность, излишняя суетливость, сложности с расслаблением, апатия, тяга к перееданию или алкоголю, набор веса — признаки, на которые нужно обращать внимание.
Выгорание у всех разное
Психолог и ментор Мария Стражникова выделяет три стадии:
-
Первая стадия — сверхоптимизм в отношении одной задачи и постепенная потеря интереса ко всем остальным, кроме основной. Обычно она длится больше двух недель. Если сразу не обратить на нее внимания и не распределить свой ресурс равномерно, то она сразу переходит во вторую. Иногда руководителям кажется, что сотрудник просто стал активнее, но необходимо внимательно следить за мотивацией и дальнейшим поведением такого активиста.
-
Вторая стадия характеризуется истощением и круглосуточной выработкой кортизола: падает производительность, начинается прокрастинация. Как правило, в таком состоянии человек, не понимая, что происходит, старается собраться и увеличивает обороты. Руководству бывает непросто это заметить, так как сотрудник старается скрыть то, что с ним происходит.
-
Третья стадия — потеря смыслов и целей. Работник срывается, теряет контроль или замыкается. Если такому выгоранию подвергся руководитель, то он будет успокаиваться «об сотрудников». Этот цикл может длиться годами и часто игнорируется.
Скорая помощь
Эмоциональное и профессиональное выгорание встречается и в индустрии рекламы. Компании, работающие в этой сфере, уже ищут и находят решения, как не терять своих «бойцов». Возможность частично удаленной работы, создание внутрикорпоративных программ, оплата консультаций у психолога — такие программы уже проводятся в некоторых рекламных агентствах. В SocialCraft есть свои методы борьбы, которые разработали руководители агентства совместно с психологом.
Андрей Иванов, исполнительный директор SocialCraft:
«Для решения проблемы синдрома выгорания на второй и третьей стадиях у нас уже наработан опыт: это и отправка ценных сотрудников в дополнительный длительный отпуск перед тем, как должно рвануть (причем, с полным сохранением заработной платы). Мы называем это лояльностью к каждому конкретному человеку, заботой о людях или дополнительным видом благодарности. Например, в 2021 году 30 августа в такой отпуск от нас ушел почти погасший человек, а 1 октября вышел совсем другой, хоть и тот же, готовый к новым победам специалист. Это тот случай, когда мы влюбились в сотрудника во второй раз».
Профилактика
Однако это достаточно жесткая мера: дорого для компании, и сотрудник может уже не восстановиться. Поэтому необходимо принять не только «скоропомощные», но и превентивные меры.
Даниил Данин, совладелец и основатель агентства SocialCraft:
«Профилактика выгорания для нас постоянная работа, и у нас есть свои собственные решения. Мы перешли на гибридный график работы: со вторника по четверг мы работаем из офиса, а в понедельник и пятницу — удаленно, быстро, без бюрократии, решаем вопросы с краткосрочными отпусками и отгулами. Мы даже периодически ходим в баню или аквапарк.
А не так давно мы начали практику вместе с клиентами, которые всегда ждут и получают от нас высокое качество и креатив, устраивать совместные легкие крафтовые мастер-классы, ведь мы SocialCraft».
Основатель агентства также отмечает, что так как SocialCraft предлагает разные виды услуг, то они могут предоставлять своим сотрудникам возможность выбрать проект.
Андрей Иванов, исполнительный директор SocialCraft:
«У нас есть примеры, когда человек, который всегда занимался медийными проектами, ушел в креатив и продакшен, что предотвратило его выгорание, как если бы это была новая работа, только без необходимости зарабатывать кредит доверия в новом коллективе и запоминать дорогу в новый офис».
Практика повышения заработной платы в агентстве до того, как сотрудник об этом попросил, хорошо себя показала. Это необходимо не только для профилактики выгорания сотрудника, но и для выработки лояльности к агентству, его уверенности в своей работе.
К списку профилактических мер Андрей Иванов также добавил ежегодные (за исключением года пандемии) выезды фронт-офиса на море. Обычно это происходит осенью, когда у коллег начинается хандра, или зимой в преддверии декабрьской суеты. Клиенты не теряют команду, а коллектив продолжает работу с красивым видом из окна.
Андрей Иванов, исполнительный директор SocialCraft:
«Днем работа скрашивается солнечными ваннами и бассейном, а по вечерам проходит тимбилдинг с командными играми, непосредственно связанными с развитием компании. После таких выездов продуктивность всей команды, как и общий настрой, резко возрастает. Также каждый квартал мы проводим “не очень рабочие встречи”, где обсуждаем, как избежать ощущения дня сурка: интерес к задачам, коммуникации, сложные моменты или зоны роста в проектах. Ротация клиентов между командами происходит раз в год-полтора, чтобы была смена контактных участников и задачи не надоедали. Усиление команды до того, как это необходимо, — здесь мы используем принцип упреждения, что позволяет избегать сильного перенапряжения каждого участника проекта».
По мнению исполнительного директора, постоянное обучение сотрудников также помогает справиться с проблемой. SocialCraft два раза в год собирает информацию о том, что нового из профессиональной сферы хотел бы изучить сотрудник, и отправляют его на обучение от компании.
Если хотя бы часть этих мер будет применяться в российских агентствах, то основная часть творческих подразделений выдаст еще немало прекрасных реализованных креативов, а индустрия рекламы не перестанет искрить идеями. И помните: вкладываться в сотрудников и поддерживать их эмоциональное здоровье — не просто нужно, это важно. Для всех!