Пережить слово «нет»: Как рекламщикам и маркетологам восстановиться после отказа или критики
В рекламе и маркетинге каждая идея подвергается строгой оценке, и столкновение с отказом — неизбежная часть профессиональной жизни. Это может как разрушить самооценку, так и подстегнуть развитие специалиста. AdIndex попросил экспертов рынка дать рекламистам и маркетологам советы, как обернуть негативную обратную связь в свою пользу. В двухсерийном обзоре мы расскажем, как реагировать на критику, реанимировать свои идеи и восстанавливать творческий настрой. Первый материал ответит на вопрос, как действовать, если ваши идеи «не купили»
Американские ученые в 2011 г. доказали, что, когда люди сталкиваются с социальным отказом, активируются те же области мозга, которые отвечают за физическую боль. Это исследование помогает понять, почему отказ в профессиональной среде вызывает сильные эмоциональные реакции.
Страх быть отвергнутым может стать препятствием на пути к успеху и счастью, пишет нейропсихолог Тео Цаусидис в издании Psychology Today. Согласно исследованиям, такой страх оказывает негативное влияние на психологическое благополучие и межличностные отношения. Однако эмоциональная боль — это естественная реакция на отказ. Для того чтобы маркетологи и рекламисты меньше испытывали ментальную и одновременно с этим физическую боль, им необходимо разработать стратегии, которые помогут справиться с отказом здоровыми способами.
Отказ не личная трагедия: как поддерживать мотивацию в креативной среде
Отвергнутые идеи — нормальная часть креативной работы, и с этим нужно смириться, говорит Артем Слободчиков, глава креативного продакшена «Авиасейлс». Он считает, что некоторые концепции неизбежно будут слабее других. Поэтому желание работать дальше не должно зависеть от успешности одного проекта.
Для того чтобы поддерживать мотивацию, он советует сменить масштаб оптики и посмотреть на работу более глобально. Рекламщикам нужно мыслить так: «да, эту идею отвергли, но сейчас в процессе проработки или продажи находится еще несколько классных, и у них есть все шансы».
«Можно сфокусироваться на том, что генерирует больше всего мотивации в работе над идеями. Например, меня неизменно радует сам процесс придумывания, а когда я с кем-то на брейншторме нащупываю нечто гениальное, это чистый восторг и прекрасный источник мотивации сам по себе», — поделился Артем Слободчиков.
Если предложенная идея не подходит, значит, на это должны быть конкретные причины, которые можно обсудить и впоследствии защитить работу, проведя аргументы, считает Юлия Плотникова, креативный директор агентства Linii. По ее мнению, в отвергнутой идее нет ничего демотивирующего, ведь часто поиск идеального решения — это процесс, в котором участвуют обе стороны. Если же принимающая сторона не мыслит категориями логики и конструктива, а опирается только на абстрактное «нравится, не нравится», то имеет смысл задуматься, стоит ли продолжать совместную работу, отмечает Плотникова.
Леонид Фейгин, креативный директор и совладелец DDVB, советует не воспринимать проект как разделенный на две половины: «когда заказчик заказывает, а ты делаешь». Любое изменение или необходимость начать заново — это совместная задача для обеих сторон. Речь идет о взаимопомощи, взаимоподдержке и взаимном генерировании способов, как улучшить ситуацию, считает Фейгин.
Чтобы сохранить мотивацию, Ольга Титова, эксперт hh.ru, предлагает маркетологам проанализировать, что дает им профессия, что в ней важно, ценно и приятно, так как внутренняя мотивация считается сильнее внешней, а значит, может стать хорошей опорой.
Андрей Осокин, директор по маркетингу «Детского мира», уверен, что рекламщикам нужно перестать воспринимать отвергнутую идею как личную трагедию. «Это нормально, что что-то не получается. Не стоит носиться со своей идеей как с писаной торбой и считать, что она идеальна просто потому, что это вы ее придумали», — поделился он.
Стратегии сохранения мотивации
Лоли Даскал, президент и исполнительный директор Lead From Within, в издании Inc. представила свои советы для поддержания мотивации. По ее словам, чем больше человек знает и понимает себя, тем эффективнее будет его работа.
Основные стратегии для сохранения мотивации от Даскал:
- Поймите, для чего делаете проект, какая его цель. Четкое представление, ради чего вы работаете, даст стимул не сбиваться с курса.
- Составьте план. Как только у вас будет цель, план будет отражать ваше видение и разбивать шаги, необходимые для ее достижения. Цель без плана — «это всего лишь мечта».
- Сохраняйте позитивный настрой. Позитивные мысли ведут к позитивным действиям.
- Разбейте цели на выполнимые задачи. Одним из важных ключей к успеху будет способность разбивать свои цели на краткосрочные и более мелкие отдельные задачи.
- Будьте организованны. Убедитесь, что на рабочем месте нет беспорядка. Спокойная обстановка дает больше шансов быть более эффективным.
- Смело беритесь за прокрастинацию. Не ищите оправданий и не тратьте время на объяснение того, почему вы еще не начали. Вместо этого постарайтесь выявить реальную причину задержки и немедленно приступайте к работе. «Лучший способ начать что-либо — это просто начать».
- Сконцентрируйтесь на одной задаче, не распределяйте свое внимание на другие проекты.
- Получайте удовольствие. Если вы хотите сохранить мотивацию, найдите способ сделать это веселым. Веселье — не враг, а отличный мотиватор.
- Поощряйте себя. Узнайте, что нужно для того, чтобы заставить себя выполнять страшные задачи, и настройте систему вознаграждений.
- Визуализируйте, как вы добиваетесь успеха. Эта техника может помочь сосредоточиться, сохранить мотивацию и достигнуть своих целей.
Методы восстановления творческого настроя
Лучшее упражнение после отказа, по мнению Андрея Осокина, — это переработка обратной связи: насколько были конструктивны полученные замечания, что не получилось при проработке идеи и реализации проекта.
Чтобы сохранить творческий дух после критики, Артем Слободчиков советует больше разговаривать с коллегами, которые сами не раз были в такой ситуации. «Не стоит стесняться прямых просьб о помощи — часто мотивация возвращается после того, как достаточно "погорел" на созвоне с коллегами или руководителем», — считает он.
Дарья Волохова, руководитель отдела медиа Reckitt Benckiser Healthcare для России и СНГ, советует для сохранения творческого настроя вдохновиться чем-то новым: прогуляться, посмотреть кино, послушать музыку, заняться спортом. Креативщикам нужно переключиться, забыть о делах и после восстановления моральных сил приниматься за работу.
Ученые из Стэнфордского университета в 2014 г. выяснили, что пешие прогулки усиливают креативность и повышают творческое вдохновение. В рамках эксперимента проводились замеры уровня мозговой активности людей в то время, как они ходили и сидели. Оказалось, что творческая отдача человека во время движения увеличивается в среднем на 60%.
Не менее важно после критики дать себе время отдохнуть и прожить негативные эмоции, говорит Ольга Титова. Творчество требует большого ресурса и энергии, которые после отказа нужно уметь восполнить, прежде чем браться за новый проект. «Если у вас нет возможности взять тайм-аут даже на несколько дней, выберите одно занятие, которое приносит вам больше всего радости, и проведите вечер, полностью переключившись на него. Тут главное — качество отдыха, а не его количество», — советует эксперт.
Главное — не сдаваться: тактики преодоления первого отказа
Рекламистам и маркетологам нужно бороться за свои идеи — в этом сходятся все опрошенные эксперты. Ольга Титова рекомендует тщательнее анализировать обратную связь, чтобы узнать реальную причину отказа (далеко не всегда плоха сама идея) и оценить перспективы для повторной подачи предложения. Если внешних факторов, повлиявших на отказ, нет и работники смогли наладить позитивную открытую коммуникацию с руководством и клиентами — скорее всего, они получат второй шанс.
Дарья Волохова также считает, что рекламщикам и маркетологам необходимо отстаивать свою идею после первого отказа. Чаще всего заказчикам или команде требуется время на осмысление. Чтобы восприятие проекта шло быстрее, она рекомендует разложить идею на более мелкие составные части. Здесь работает принцип: если рекламщик может объяснить проект в двух словах, значит, сможет его реализовать.
«Если вы испытываете чувство фрустрации и опустошения в случае провала, то мой совет: остановиться и ни в коем случае не пытаться сразу что-то сделать. Лучше прогуляться, заняться йогой или поиграть в бадминтон. Нужно сменить род деятельности с интеллектуальной на физическую», — советует Фейгин.
Американский бизнесмен, предприниматель и писатель Мартин Цвиллинг для издания Entrepreneur дал три совета по преодолению первой неудачи. Во-первых, Цвиллинг призывает принять ответственность и не перекладывать вину за свое поражение на других. Также он советует везде извлекать «хорошее среди плохого»: в каждой неудачной сделке всегда есть нужные в будущем люди, считает Цвиллинг. Последнее наставление от бизнесмена — необходимо изучать свои ошибки и получать из них выгоду. Так как провалы могут преподнести бесценные уроки.