Обращение неудач в возможности: как реанимировать себя и свои идеи
Что делать с отвергнутыми идеями, как укрепить уверенность в себе после отказа и какие действия необходимо выполнять, если вы близки к выгоранию. Публикуем вторую часть материала AdIndex, где эксперты рынка дали советы, как маркетологам и рекламщикам пережить слово «нет»
В первом материале «Пережить слово “нет”: Как рекламщикам и маркетологам восстановиться после отказа или критики» мы рассказали, как реагировать на отказы
Отказ — не конец: что делать с отвергнутыми идеями
Американский писатель Фил Кук (автор книг «Самое главное: как узнать для чего ты родился», «Увеличивай свое влияние до предела») предлагает креативщикам создать на компьютере так называемый «мертвый файл» для сохранения отвергнутых концепций. Такой подход позволяет переосмыслить идеи, которые ранее не подошли клиентам, но могут стать идеальными для новых проектов. «Мертвый файл» также может служить источником вдохновения в моменты творческого кризиса.
Кук считает, что плохих идей не существует — есть только те, чей потенциал еще не был раскрыт. С течением времени рекламщики и маркетологи с помощью «мертвого файла» могут накопить новый опыт и знания, которые дадут старой идее новую жизнь. Кроме того, отвергнутые концепции всегда можно попытаться доработать.
Однако, если после нескольких попыток креатив «не зашел», не стоит выкидывать идею, считает Артем Слободчиков, глава креативного продакшена «Авиасейлс». Как и Фил Кук, эксперт советует обустроить хранение и переиспользовать уже сделанные концепции.
«Часто бывает, что идея находит отклик у второго или третьего заказчика, поэтому хорошо, если есть способ быстро найти подходящую идею, даже если она была придумана год назад. Конкретные инструменты и методологии зависят от удобства и задач команды», — говорит Слободчиков.
Тем не менее существуют и слабые идеи, за которые не стоит держаться. Но часто рекламщики получают отказы по качественным и многообещающим проектам, отмечает Ольга Титова, эксперт hh.ru.
«Я в работе пользуюсь простым правилом: хорошая идея тащит за собой пять классных решений или фишек. Это значит, что идея должна обладать потенциалом и драйвить наполнение. Если у вас есть идея, но не понятно, что делает ее интересной, уникальной, откажитесь от нее», — поделилась Титова.
Качественные проекты могут понадобиться в будущем. Ольга Титова рассказала, как в 2019 г. предложила бренду сделать креатив на стриминговой платформе Twitch, но тогда бизнесу было выгоднее инвестировать в Instagram*, а не тратить бюджеты в новую площадку. Позже соцсеть заблокировали в России, однако KPI отдела маркетинга остались те же и пришло время искать альтернативные сервисы. Тогда бренд вспомнил про старый проект с Twitch — в итоге между идеей и реализацией прошло три года.
Дарья Волохова, руководитель отдела медиа Reckitt Benckiser Healthcare для России и СНГ, настаивает на том, что отвергнутые идеи нельзя складывать «в стол» — необходимо в любом случае воплощать их в жизнь. «Все непризнанные гении страдали от неразделенных обществом идей, но если бы забросили свое дело, мы бы так и жили при свечах», — сказала Волохова.
Что делать если оборона пробита: упражнения для укрепления уверенности
После особенно жесткого «удара» важно выпускать эмоции. Однако все зависит от человека: кому-то может помочь разговор, а другому легче покричать в безлюдном лесу, рассуждает Артем Слободчиков.
«Важно не давать неуверенности расползаться на другие сферы жизни и приобретать преувеличенно большой масштаб — "дерьмо случилось" только в этой конкретной ситуации, и произошедшее никак не связано с тем, какой человек в целом и на что он глобально годен как креативщик», — сказал эксперт.
Чтобы работа не стала «черным омутом», нужно отдыхать, делать перерывы, иметь какие-то дела кроме рабочих задач, на которые можно переключаться, говорит Юлия Плотникова, креативный директор агентства Linii. Если работа не является единственным делом, то рабочие сложности не помешают ментальному здоровью и будет достаточно сил, чтобы решить любую ситуацию.
«Если вас пробили, вы недостаточно гибкий, нужно работать над этим. Бывают ситуации, когда могут откровенно абьюзить — тогда требуйте конструктивную обратную связь без эмоций и вкусовщины», — сказал Андрей Осокин, директор по маркетингу «Детского мира».
Плотникова также советует заниматься медитацией. По ее словам, сейчас активно развивается направление Mindfulness — практики медитаций и осознанности, которые помогают управлять вниманием и своим стрессом. Об эффективности этого инструмента говорит и наука. В 2015 г. команда ученых объединила данные более чем 20 исследований и обнаружила, что тренировка осознанности влияет, среди прочего, на области мозга, связанные с переносимостью боли и регулированием эмоций.
Некоторые крупные корпорации, такие как Google и General Mills, уже много лет предлагают сотрудникам практики осознанности. Intel запустила свою программу в 2014 г., предложив такие сессии более чем 100 тыс. сотрудникам в десятках стран. Программа для развития осознанности повышает уровень счастья, ясности ума и благополучия. Компания Aetna обнаружила, что за один год количество обращений за медицинской помощью сократилось на 7,3%, что составило для компании экономию в размере $9 млн.
Кроме того, важно уделить внимание своему внутреннему критику. Ольга Титова советует выписать все обвинения, которые звучат в голове после отказа (например — я неталантливый, я плохо работаю, мои идеи неинтересные и т.д.). А затем стать своим адвокатом: вспомнить идеи и проекты, которые удались, написать их напротив каждого обвинения и, скорее всего, хорошее перевесит негатив.
И прописная истина, о которой нельзя забывать — физическая активность действительно важна. В 2022 г. турецкие ученые доказали, что на самооценку положительно влияют регулярные физические упражнения. Спорт может увеличить самоэффективность и помочь больше узнать о своем теле.
Правила обратной связи
Главное правило конструктивной критики, по мнению Артема Слободчикова, — минимум вкусовщины. У отказа должны быть конкретные, объективные причины. Обратную связь лучше давать развернуто, с подробным объяснением того, что получилось, а что — нет. Начинать стоит с позитивных моментов. Также не нужно забывать, что на той стороне тоже живой человек, а не абстрактный креатор, поэтому добавить к обратной связи «щепотку человечности» не повредит.
Комментарии должны быть конструктивными и связанными с задачей, а не личной оценкой, добавляет Юлия Плотникова.
С ней согласен и Андрей Осокин. Своим сотрудникам необходимо четко объяснять причины отказа и при этом никогда не переходить на личности. «Все стороны заинтересованы в хорошем результате. Поэтому сначала — конструктивное обсуждение, а уже потом — вторая итерация», — объяснил он.
Ольга Титова также советует хвалить сотрудников, в том числе и публично, говорить на языке цифр и фактов, а выражая свою позицию, уходить от критики к советам.
Американский эксперт по вопросам безопасности и трансформации бизнеса Фил ЛаДьюк для издания Entrepreneur представил шесть правил эффективной обратной связи:
1. Попросите разрешения оставить отзыв. Вы не можете давать обратную связь только потому, что вам есть что сказать. Ваше мнение может быть нежелательно или не своевременно. Начните свой отзыв с вопроса: «Могу ли я высказать вам несколько замечаний?». И вы должны быть готовы прекратить разговор, если собеседник скажет «нет».
2. Будьте своевременны. Для достижения наибольшего эффекта давайте обратную связь сразу после того, как вам представили проект. Но не высказывайтесь, когда вы раздражены или злитесь.
3. Будьте конкретны. Говорить кому-либо, что он «выполняет работу хорошо (или плохо)», на самом деле не дает вообще никакой информации, и поэтому это бесполезная трата времени. Вам нужно конкретно объяснить, что вам нравится или что бы вы хотели изменить.
4. Сосредоточьтесь на поведении. Высказать кому-то, что вам не нравится его поступки — это неконструктивно. Отношение к чему-либо — это поведенческое проявление эмоций, и хотя люди не могут это контролировать, они могут следить за своим поведение. Важно определить: вам действительно не нравится жизненная позиция человека или его поведение (сарказм, постоянные жалобы и т.д.)?
5. Опишите то, что вы видели, а не то, что вам рассказали другие. Нет ничего хуже, чем услышать от начальника: «Люди говорят мне, что ты…». Логичная первая реакция — занять оборонительную позицию и спросить, кто говорил обо мне эти ужасные вещи? Это справедливый вопрос. Не зная, кто предоставил информацию, у вас нет никакого контекста, а без контекста вы не сможете рассказать свою версию событий. При предоставлении обратной связи важно говорить от первого лица, например: «Я слышал, как вы разговаривали с клиентом по телефону, и когда вы сказали: "Мне все равно, нравится вам это или нет, такова наша политика", — я счел ваше поведение неуважительным и грубым». Имея дело с фактами, которое вы сами можете подтвердить, это, скорее всего, окажет более глубокое влияние на человека, и он не сможет придумать таких оправданий или отвлекающих маневров, так «Кто тебе это сказал!?».
6. Уважайте частную жизнь человека. Не высказывайте обратную связь при всех коллегах. После вопроса, можете ли вы оставить отзыв, переместитесь в тихое, уединенное и нейтральное место. Это позволит вам не переходить личные границы. «Эффективная обратная связь — краеугольный камень успеха в любой организации. От управления производительностью до удержания талантов и безопасности работников, предоставление надлежащей и своевременной обратной связи отличает высокоэффективную организацию от обанкротившейся», — считает Фил ЛаДьюк.
Читать первую часть: «Пережить слово “нет”: Как рекламщикам и маркетологам восстановиться после отказа или критики»
*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ