Выжили и стали сильнее: как развивается EdTech с начала СВО
Основным каналом привлечения для EdTech в России на протяжении активного развития отрасли были Google и продукты Meta*. С уходом этих площадок многие проекты просели в продажах до 20%. Таргетинг, приводивший до 80% студентов из запрещенных соцсетей, стал менее эффективным, а рекламодатели оперативно перестраиваются на отечественные площадки. Абитуриенты же ищут для себя новые профессии и возможности. Александр Шокуров, управляющий партнер и CEO Kokoc Group, рассказывает о том, что происходит с EdTech после событий февраля 2022 года
В феврале и сентябре 2022 года прошли две крупных волны релокаций. Молодые специалисты начали искать работу за пределами России. При этом оставшиеся стали чаще проявлять интерес к IT-профессиям. Все это привело к существенным корректировкам в продвижении и развитии EdTech-рынка.
Так, еще в январе 2022 года до 80% абитуриентов образовательные компании
привлекали через таргетинг в Facebook* и Instagram**. Львиная доля бюджета на
рекламу в интернете (до 25%) была разделена между контекстной рекламой в Google
и до 9% между запрещенными соцсетями и TikTok.
Наиболее стабильным каналом с точки зрения эффективности рекламных бюджетов
сейчас остается поисковый трафик. Бюджеты на поисковую оптимизацию и управление
репутацией в течение года существенно не изменились. При этом заметно
увеличилось присутствие «Яндекса» в рекламных инструментах — в 2,5 раза. В
частности, рекламодатели стали активно использовать как существовавший ранее
функционал, так и новинки, например «ПромоСтатьи».
Сегодня трафик образовательных компаний растет от месяца к месяцу, а с апреля наблюдается резкое повышение конверсий в покупку курсов. Все это происходит благодаря корректировке рекламной стратегии (после проседания продаж в отрасли до 20%).
Согласно данным платформы партнерского трафика Get4Click (входит в состав
Kokoc Group), в сентябре и октябре переход из просмотров курсов в покупку
достигал рекордных 70%. Конверсия из оформленных промокодов в покупку
курса/тренинга также с весны ушла в резкий рост.
К октябрю текущего года, впервые с марта, EdTech снова начал вкладываться в
Google и добавлять запрещенные соцсети в свои бюджеты, чтобы привлекать лиды
из-за рубежа. И затраты на эти каналы, вероятно, будут расти.
На первые же места вырвалась персонализированная коммуникация — CRM-маркетинг
идет сразу после «Яндекса» по доле затрат от общего рекламного бюджета. Тренд
на персонализацию, начавшийся задолго до СВО, продолжает укрепляться и на рынке
образования. Это связано с тем, что привлекать новых клиентов стало дороже,
поэтому компании делают ставку на работу с теми, кто уже попал в базу.
Тем более, что в текущих реалиях многие хотят не быть привязанными к определенному месту, а работать удаленно, и рассматривают новые для себя возможности и специальности. Так, наиболее популярные сегодня профессии в интернете: интернет-маркетолог, SMM-менеджер, программист.
Таким образом, сегмент дополнительного профессионального образования сейчас
чувствует себя лучше всех. Согласно открытым источникам, именно ДПО
аккумулирует более трети выручки топ-100 компаний отрасли. Еще одним
перспективным направлением является детское образование: отставание от ДПО в
разрезе госфинансирования здесь составляет всего порядка 10%.
Kokoc Group видит перспективы на рынке EdTech, именно поэтому в 2022 году
группа компаний приобрела платформу онлайн-образования Loftschool, основной
профиль которой — IT. В результате такой коллаборации планируется усиление
онлайн-школы с помощью репутационного и бренд-маркетинга. Также, как и ранее,
продолжится продвижение через собственный канал на YouTube, контекстную
рекламу, ретаргетинг, поисковое продвижение и CPA-форматы.
Мы хотим расширить доступность онлайн-образования и в то же время наполнить российский рынок квалифицированными кадрами, голод по которым сейчас испытывают многие отечественные компании. Роль цифровизации в жизни людей продолжает расти, и без качественного образования мы рискуем столкнуться с зависанием прогресса в этой отрасли. А значит, нужно обучать свежие кадры, в том числе и взамен тех, кто решил уехать.
Оценивая ситуацию на рынке онлайн-образования, эксперты группы компаний Коkос Group отмечают, что после небольшого затишья декабря 2022 года в январе 2023 наблюдается возросший спрос, который уже в феврале сменяется активными продажами. Кроме этого, весь год ожидается устойчивый уровень спроса, что связано с продолжающимся трендом на переход к удаленному формату обучения, который начался еще в пандемию.
*Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ