Кодекс руководителя: 3 инструмента для работы с HR-репутацией
Имидж руководителя влияет на несколько аспектов. На то, как его воспринимают сотрудники, насколько охотно работают с ним, и даже как качественно выполняют обязанности. При этом репутация в значительной степени формируется в интернете, где может меняться очень быстро, а иногда и незаметно для работодателя. Чтобы сохранять ее на должном уровне, стоит обратить внимание на сайты отзывов от соискателей, соцсети сотрудников, а также их рабочие сообщества. Ольга Соколова, партнер репутационного агентства Digital Guru, расскажет, как использовать их, чтобы усилить HR-репутацию работодателя
Сайты с отзывами от соискателей
Существует довольно много специальных сайтов с отзывами о работодателях: например, «Правда сотрудников», «О труде», «О работе» и т.д. На подобных площадках часто можно заметить, что почти все отзывы о компаниях отрицательные. Это затрагивает даже организации, которые много вкладывают в hr-бренд и создает специфический эмоциональный фон сайта. Поисковики такие площадки высоко ранжируют в выдаче по запросам, связанным с работой в компании. Соответственно, соискатели часто их читают и формируют неверное мнение.
Комментарии на подобных сайтах можно писать фактически анонимно, чем и пользуются сами площадки. Они понимают, что негатив привлекает больше трафика, поэтому иногда сами генерируют негативные отзывы или копируют их с других сервисов. Некоторые даже предлагают удалить негатив за деньги ― самостоятельно или через посредников выходят на компании и сообщают, что могут улучшить их репутацию.
Советы работодателям:
Несмотря на то, что не все отзывы на подобных сайтах правдивые, любой негатив так или иначе влияет на работодателя. Поэтому просматривать их все же стоит. Если комментарии реальные, а не фейковые, стоит брать критику на заметку и стараться улучшать ситуацию в компании на основе ее анализа.
Если отзывы не настоящие, вариантов для действий немного. Платить, чтобы их удалили, не рекомендуем, поскольку в дальнейшем вам будут постоянно предлагать подобные сделки. Что действительно можно сделать на сайте отзывов ― отвечать на комментарии и классически работать с негативом.
Высказывания сотрудников в соцсетях
Публикации работников в интернете очень сильно влияют на бизнес. Особенно это касается представителей топ-менеджмента. Например, когда экс-глава Netflix Рид Хастингс написал в соцсетях, что за месяц люди более 1 млрд часов смотрели фильмы на сервисе, акции компании выросли на 6,2%. Своим сообщением он показал популярность сервиса и улучшил дела на бирже. Однако сразу после этого получил предупреждение от комиссии SEC (комиссия по ценным бумагам и биржам), которая сочла это нарушением и пригрозила штрафом. Вот так одна фраза может одновременно улучшить дела в бизнесе и создать проблемы.
Ситуации со скачками цен на акции часто происходят после высказываний Илона Маска, особенно в отношении сторонних компаний. Например, акции Signal Advance резко выросли в цене, когда он в твиттере упомянул мессенджер с похожим названием Signal.
Однако если предприниматели, а также менеджеры высшего и среднего звена обычно понимают, что могут навредить компании своими постами и поведением, то линейные сотрудники часто нет. Есть даже история, когда одна публикация привела к тому, что предприятие временно закрыли. Так, на омском заводе «Сыры» сотрудники искупались в чане с молоком и выложили это в интернет. Случаем заинтересовался Роспотребнадзор и приостановил работу предприятия из-за ряда нарушений. Примеров контента, который порочит репутацию компании, достаточно много. Например, многие помнят ситуацию со стюардессой Аэрофлота. Когда в 2012 она выложила в Instagram* фото, на котором показывает средний палец пустому салону самолёта.
Особенно сильно сотрудники могут запятнать репутацию, публикуя посты в официальных аккаунтах организации. Так, менеджер социальных сетей Сбербанка разместила пост следующего содержания: «Народный лайфхак: Если на стене мелом написать "Сбербанк", у стены образуется очередь из 30 пенсионерок. Кто пробовал? Работает?». Аудитория возмутилась такому контенту, и сотрудница потеряла работу.
Чтобы подобные истории не дошли до СМИ, их стоит отслеживать. Однако в крупных компаниях вручную это делать сложно, и лучше автоматизировать мониторинг. Например, в таких программах, как Brand Analytics, можно найти упоминания компании в соцсетях, и настроить фильтр по месту работы. Кроме того, необходимо обучать сотрудников и объяснять, какие темы точно не стоит распространять в интернете, чтобы не навредить компании.
HR-репутация руководителей градообразующих компаний
Репутацию предприятия зачастую автоматически переносят на работодателя. Здесь отдельно стоит отметить организации, которые занимаются застройкой ― их каждый новый проект активно обсуждают в соцсетях обычные люди, чем и формируют мнение о застройщике. Это в том числе отражается на его статусе работодателя в глазах клиентов и новых сотрудников.
Чтобы работать над репутацией компаний, можно использовать мониторинг городских сообществ. Он поможет оценить отношение жителей к компании, к ее социальной ответственности и условиям работы.
Здесь есть один технический нюанс: люди в обсуждениях обычно не указывают название компании или ключевые слова, по которым можно найти такие обсуждения с помощью систем мониторинга. Поэтому в этой ситуации нужно анализировать весь контент в городских пабликах.
Сообщества работников
У крупных компаний могут быть как официальные, так и неофициальные объединения сотрудников. Например, очень развиты группы «Почты России» и «Красное и белое» в социальных сетях. Работодателю их можно использовать, чтобы укреплять отношения с сотрудниками. Например, общаться с ними в неформальной обстановке, отвечать на их вопросы, или даже выразить коллективу благодарность.
Часто в таких сообществах работодатель может увидеть, что именно сотрудников не устраивает со стороны руководства. Иногда даже просто узнать о факте недовольства бывает полезно для руководителей. Например, в группе «Красное и белое» недавно выложили фото, где на холодильнике стоит табличка с крупной надписью капсом: «Нужна работа? Ищите ее в другом месте!». В этом случае работодателю стоит задуматься, как он может помочь сотрудникам и сделать условия работы более комфортными для них.
Также такие сообщества позволяют в целом отслеживать проблемы и недостатки компании, которые находят работники. Эта информация полезна для анализа деятельности организации и пригодится при сравнении с конкурентами.
Интернет дает руководителю возможность увидеть все, что о нем говорят в сети, в том числе его сотрудники. Офлайн это сделать почти невозможно, а значит повлиять на репутацию среди подчиненных тоже сложнее. По этой причине многие руководители используют соцсети и отзывы соискателей, чтобы укреплять свое доброе имя. И если вас нет среди них, самое время начать.
*Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ