Искусство на зуб: наглядно о food-art
Можно ли назвать «съедобное искусство» духовной пищей, ответить сложно, но неистощимая фантазия и светлая ирония мастеров food-art’а способны скрасить самый пасмурный ноябрьский день
Китайская мастерица Цзюй Доци (Ju Duoqi) прославилась серией овощных интерпретаций известных картин и легкой капустной эротикой, навеянной узнаваемыми портретами знаменитых женщин. Студией ставшей домохозяйкой художницы, учившейся в Шанхайском институте искусств (правда, некоторые ее работы заставляют в этом усомниться), стала ее кухня. Сейчас она живет и работает в Пекине, а принты и фотографии ее работ продаются на аукционах за вполне приличные деньги.
Названия работ – авторские.
Рождение имбиря
Крик батата
Ван-Гог с луком-пореем
Смерть капусты
Поцелуй редиса
Следующие работы принадлежат к еще одному жанру food-art’а под названием food-wear. Одежды нынче создают из чего угодно, от мяса до шоколада, но у нас сегодня – коллекция здорового полезного food-art’а, поэтому и одежды – здоровые и полезные. Автор коллекции Wearable Foods – тоже представительница Азии, корейская художница и дизайнер Ён Чжу Сон (Yeonju Sung). Лучшие работы Ён Чжу Сон выполнены из банана и баклажана.
банан
баклажан
Постные «краски» и «ткани» Азии не годятся для Севера, поэтому в творчестве норвежки Иды Скивенес (Ida Skivenes) используется более скоромная палитра человеческого меню. Правда, в облегченной форме – форме бутерброда.
Представляемая серия «Арт-тосты» тоже посвящена самым известным работам мировой истории искусства, авторы которых – Ван-Гог, Поллок и другие классики разных времен.
Миловидная малазийская домохозяйка Саманта Ли (Samantha Lee), готовя еду для двух маленьких и, вероятно, привередливых дочек, настолько изящно и талантливо украшала блюда, что стала фотографировать сиюминутную красоту и – кому ж покажешь еще – выкладывать в интернет. А там уж ее встретили, как положено, и оценили по достоинству – 300 тысяч фолловеров в Instagram, публикации и встречи в реале, всенародная слава, которая, к счастью, не изменила традиции выкладывания новых работ.
Но это все баловство по сравнению со знаменитым гением food-art’а Карлом Уорнером (Carl Warner). Востребованный и уникальный мастер, 23 ноября Карл выставил на Chocolate Show в Нью-Йорке очередной свой объект – шоколадный поезд, заодно презентовав собственную книгу Food Landscapes. Но у него еще есть мечта – он хотел бы вести туристически-художественную телепередачу, путешествовать с ней по миру и создавать свои пейзажи из местных продуктов, потому что и так вся жизнь его теперь – почти сплошная еда: «Когда я вижу природный ландшафт или что-либо в нем, или даже город, я думаю, какие продукты это мне напоминает. И когда я смотрю на еду, я всегда воображаю, в какой форме можно ее представить».
Еда – это материал. И если художник Джефф Кунс (Jeff Koons) создал стальную скульптуру, имитирующую игрушку в форме собачки из продолговатых воздушных шариков, то почему фотограф Карстен Вегенер (Karsten Wegener) не может создать из сарделек скульптуру Джеффа Кунса? Может, конечно. Она еще много чего может, но интереснее всего выглядит именно Кунс.
А напоследок – нетленка. В смысле – еда непортящаяся, вязаная. Любопытно, что к таким уютным и медитативным вещам, как рукоделие, обращаются порой люди серьезные, с большим и сложным опытом. Кейт Дженкинс (Kate Jenkins), автор смешных вязаных припасов, работала дизайнером трикотажа для известных модных домов: Marc Jacobs, Missoni, Sonia Rykiel и Donna Karan. A сейчас на нее работает ее собственная торговая марка – Cardigan. Правда, там, в основном, представлена обычная одежда, а трудоемкий, но милый food-art – для души и славы.