Как открыть для себя пять продакшен-возможностей ЮАР
О не самом популярном, но хорошем антикризисном решении для продакшена и о том, почему это важно для российского рекламного рынка, рассказывает продюсер креативного агентства Ailove Настя Домнина
В этой статье я попробую разрушить стереотипы о Южной Африке и расскажу о пяти очевидных причинах, почему нужно расширить географию производства видеоконтента на ЮАР и почему стоит сделать это уже сегодня.
Два года назад я впервые посетила Южную Африку как турист. Это было не самое популярное туристическое направление, но определенно самое впечатляющее своими природными и культурными богатствами. Как и другие люди, слабо представляющие себе настоящую Африку, я была подвержена мифам и стереотипам. Ни о каких кинопроектах или съемках рекламы и речи не шло! И только год назад, когда я уже в качестве продюсера оказалась в Южной Африке и начала погружаться в сферу локального видеоконтента, я поняла, насколько была далека от реальности.
It’s time for Africa
В сентябре российская рекламная индустрия пережила масштабную утечку талантов за границу. Помимо основных направлений эмиграции в страны СНГ российские эмигранты открывали для себя нетипичные направления, одним из которых стала Южная Африка. Традиционно Кейптаун является более привлекательным для людей из креативной сферы за счет расслабленного образа жизни и близости океана. А Йоханнесбург — для технических специалистов, темп жизни которых гораздо быстрее и «упорядоченнее».
На местах начинают формироваться креативные и производственные сообщества, которые активно вовлекаются в индустрию и обмениваются опытом. Возникают и первые лидеры в отрасли.
Для бизнеса это означает отличный шанс встроиться в только начавшийся процесс формирования сообщества и возглавить его, организовав вокруг необходимых для решения своих задач людей. Ради этого необязательно переезжать в ЮАР и открывать там офис. Регулярная реализация проектов в Южной Африке даже на удаленной основе уже сформирует команду, нетворкинг и понимание работы этой сферы, ее правил, лидеров и возможностей.
ЮАР — это «второй Голливуд»
Всем наверняка известны фильмы «Безумный Макс: дорога ярости», «Район №9», «Клаустрофобы», «Путешествие Гектора в поисках счастья», «Капитан Америка». Но мало кто знает, что все они были сняты в Южной Африке. На самом деле это далеко не весь список голливудских фильмов, снятых в ЮАР. То, что в Америке стоит бешеных денег, гораздо дешевле и доступнее в Южной Африке. Но об этом я еще расскажу подробнее.
Одно из главных преимуществ Южной Африки, из-за которого все рвутся снимать именно там, — профессиональная команда, работающая по высоким требованиям качества американской киноиндустрии. Этому способствуют и стандарты обучения местных киноуниверситетов, и формирование местных профсоюзов, отвечающих, помимо прочего, за стандарты качества и огромный опыт работы с клиентами и проектами со всего мира.
Один из примеров слаженности процессов и организованности — подбор команды. В ЮАР действуют Talent Agencies, которым продакшены отправляют запросы на определенных людей или целые департаменты по требованиям: опыт, ставки, предыдущие проекты, занятость. Talent Agency обладает огромным пулом исполнителей разных категорий и ставок. Отслеживает их предыдущие проекты, эффективность исполнителей и занятость и сразу же предлагает шорт-лист возможных исполнителей. Таким образом, кост-эффективная команда с необходимым опытом и направлением работы формируется как конструктор.
Так кто же не хочет получить за свой бюджет ролик, снятый «как в Голливуде»? Клиент получает эффективную, быструю и компетентную продакшен-команду, которая не просто реализует проект в соответствии с брифом, но и делает это по высоким стандартам качества, применяя лучшие американские и европейские практики.
ЮАР — это дешево
Самый интересный пункт — это бюджеты и возможности. Одна из основных причин, почему европейские и американские клиенты снимают в ЮАР, — это экономически выгодно. Эта выгода складывается из следующих пунктов:
- Все участники продакшена работают по определенным ставкам: у департаментов и каждого исполнителя есть рейт-карта, которая абсолютно прозрачна для клиента. Стоимость творческой команды (режиссер, оператор, художник-постановщик) может варьироваться в зависимости от опыта и известности, технические специалисты работают по одной ставке. При этом все расходы на продакшен также рассчитываются по рейт-карте, что делает бюджет прозрачным и понятным. Работа исполнителей при нынешнем курсе стоит на 20–30% дешевле, чем команда в России.
- Государство поддерживает киноиндустрию как один из своих экономических институтов и дает все возможности для реализации проектов. Получить разрешение на съемку в центре города, у госучреждения, главной достопримечательности Кейптауна или на железной дороге, по которой в день передвигается больше миллиона людей при населении 4,6 миллиона, легче, чем где-либо.
Для сравнения приведем возможность съемки где-нибудь в «Зарядье» и в центральном парке Кейптауна, Green Point Park или в парках City Business Center. Чтобы снять проект в «Зарядье», нужно договориться с правительством Москвы (примерно одна-две недели), заплатить огромные деньги, и не факт, что разрешение повезет получить.
Процедура получения разрешения на съемку в Кейптауне занимает два-три рабочих дня, а стоимость может быть сильно ниже, чем в России (съемочный день в Green Point Park сегодня стоит R30000). И это распространяется почти на все.
В данный момент в ЮАР очень комфортные условия для реализации проектов в разных, даже небольших бюджетах. А в связи с невысоким, хоть и волатильным, курсом рубля можно сказать, что сейчас самое комфортное время для российских клиентов снимать в Африке.
Край света, который доступней, чем кажется
Одно из препятствий, возникающих при мысли снимать в ЮАР, — «это слишком далеко и недоступно». Что на самом деле неверно. Да, перелет может быть долгим. Зато вам не нужно получать дополнительных разрешений или виз на въезд. Все прибывающие в ЮАР автоматически получают туристический штамп на три месяца нахождения в стране вне зависимости от целей визита. Разница часовых поясов — минус один час от Москвы, мы практически в одном часовом поясе. В период пандемии продакшены научились четко выстраивать удаленные съемки, что делает этот процесс легким и доступным для всех участников.
Минимальная разница во времени и отсутствие бюрократии при посещении страны для реализации проекта — приятные бонусы съемок за границей, которыми могут похвастаться далеко не все страны.
Локации
Реклама Mercedes Benz Element
Реклама Volvo
Еще одна реклама Mercedes
Реклама Asics
Реклама Flying Blue
Южная Африка огромна, ее основное богатство — локации. Вряд ли где-то еще можно найти дороги у океана, которые так популярны для съемок автомобильных брендов, леса в трех часах езды, и пустыни еще в восьми часах. А также горы, водопады и разнообразный животный мир. И конечно же, Кейптаун и Йоханнесбург с развитой городской инфраструктурой и бизнес-центрами. Для того, чтобы снять весь этот материал, не обязательно летать по миру и собирать это по кусочкам. Все это можно найти в пределах одной страны. К тому же в ЮАР вечное лето, что дает возможность проводить съемки в любой сезон. Но при желании можно найти и снег — например, в горах Stellenbosch.
В завершение отмечу, что мир полон неочевидных возможностей. И даже если вы знали про возможности съемок в ЮАР, но не решались реализовать проект в этой стране, — самое время к ней присмотреться.