«Поехали!», «Точка росы» и SmartBazar. Какие имена бренды хотят закрепить за собой — «Дайджест Роспатента»
Интеллектуальная собственность — дело важное, и бизнес это отлично понимает. «Застолбить» в Роспатенте наименование, слоган, элемент дизайна или даже изобретение — гарантия защиты бренда от посторонних (и не всегда добросовестных) лиц, а иногда задел на будущее (мало ли какие категории решит освоить компания). AdIndex и творческий директор «Бюро названий» Вадим Дунаев представляют новую рубрику «Дайджест Роспатента», которая будет выходить по пятницам. В ней мы собираем новости из мира интеллектуальной собственности (IP): какие новые товарные знаки планируют занять известные производители и предприниматели, какие знаки уже преодолели экспертизу ФИПС и что об этом думают специалисты.
Заявки от известных компаний
Государственная корпорация «Роскосмос» подала на регистрацию по целому ряду классов товаров и услуг две фразы: «Проверено космосом» и «Поехали!».
Торговый дом «Перекресток» регистрирует новую упаковку для круп под собственной торговой маркой Global Village.
ООО «Союз Святого Иоанна Воина» (магазины «Верный») подало заявку на знак Baby Club.
«Азбука вкуса» подала в январе так много заявок, что, пожалуй, не стоит перечислять их все. Приведу лишь несколько примеров: «Точка росы», Be Nuts, Crab Me, Oh!Cafe, «Скажите сыр».
«МегаФон» — заявка на SmartBazar.
«ТрипЭдвайсор» упростил логотип и ожидаемо подал на регистрацию новый образ совы.
«ЭлДжи Электроникс» претендует на товарный знак М9.
«Хуавей Текнолоджиз» собирается зарегистрировать HONOR Vera.
«Сяоми» — Redmi.
«Хендэ Мотор Компани» – Palisade.
Редактор, автор бестселлера «Пиши, сокращай» Максим Ильяхов хочет зарегистрировать товарный знак «Сильный текст».
Производитель энергетических напитков «Ред Булл» отправил на регистрацию изобразительного товарного знака свои фирменные серо-синие клетки в отношении… спичек, коробок для табака и электронных сигарет. Есть ли у вас предположения, зачем?
Готовые регистрации. У них все получилось
ПАО «Газпром нефть» удачно зарегистрировало несколько товарных знаков, в том числе «Когнитивный геолог».
«ЭФКО-Каскад» регистрирует много и регулярно, и январь не стал исключением. Получены свидетельства на товарные знаки «Кружева» (соусы, масло) и «Пей в движении» (йогурты).
Роспатент одобрил товарный знак Voodoo для компьютеров от «Хьюлетт-Паккард».
«Мэйл.Ру» застолбила за собой слоган «Юла крутится за вас».
У «Вкусвилла» новый логотип в латинице.
Американская «Тесла» получила монопольное право на одноименный знак в отношении солнечных батарей.
«Вымпел-Коммуникации» зарегистрировали Beeline Gaming.
Относительно заявки от «Роскосмоса» на знак «Поехали!» нетрудно увидеть, что тождественный знак занят по нескольким классам различными юрлицами, включая «Первый канал. Всемирная сеть».
Насколько громкое имя заявителя может повлиять на успех регистрации? Есть ли у госкомпаний какие-либо преимущества при регистрации ТЗ? С этим вопросом я обратился к Ольге Терещенко, и. о. декана юридического факультета Российской государственной академии интеллектуальной собственности: «При экспертизе товарных знаков оценивается исключительно охраноспособность самого обозначения, при этом "статусность" заявителя зачастую не имеет значения. В отдельных случаях эксперт может учесть известность компании или длительность ее присутствия на рынке. Однако такие случаи носят индивидуальный характер. В данном случае получить охрану в отношении совпадающих товаров и услуг, скорее всего, не получится».
По моей просьбе Александра Курдюмова и Наталья Синицына, юристы компании VERSUS.legal, рассказали, чем им запомнилось начало 2020 г.
1. Недавно завершился спор, который длился почти 25 лет: в 1997 году H&M встал на тропу войны с Adidas, выпустив спортивную коллекцию Work Out, элементы которой включали полосы вдоль рукавов и штанин. Несколько раз суды вставали на сторону Adidas, признавали нарушение его торговой марки. Решение не осталось без критики, ведь оно давало Adidas монополию на декоративный элемент. И наконец спустя четверть века Гаагский апелляционный суд поддержал H&M: суд указал, что «должна быть реальная вероятность путаницы со стороны среднего информированного, осмотрительного и наблюдательного рядового потребителя рассматриваемых товаров или услуг», которой в данном случае нет.
2. Третьего января Президиум Суда по интеллектуальным правам оставил без изменения решение первой инстанции о признании незаконным отказа Роспатента признать Raffaello общеизвестным товарным знаком в России. Согласно законодательству, общеизвестным товарным знаком считается бренд, который стал узнаваемым благодаря продолжительному или интенсивному использованию; признанный общеизвестным товарный знак получает бессрочную защиту.
В декабре 2018 года Роспатент отказался признавать за товарным знаком Raffaello статус общеизвестности, однако компания Soremartec S.A. (входит в компанию Ferrero) подала иск против решения Роспатента. В итоге 15 октября прошлого года суд первой инстанции принял решение признать отказ незаконным, а в начале этого года Президиум Суда по интеллектуальным правам подтвердил незаконность отказа.
Суд пришел к выводу, что представленные компанией документы и сведения не получили полную и всестороннюю оценку с учетом норм российского и международного права, в то время как они подтверждают широкую известность товаров, маркированных обозначением Raffaello, российскому потребителю и наличие у потребителей ассоциативной связи между такими товарами и компанией.
3. Недавно стало известно, что имя Греты Тунберг, знаменитой экоактивистки, станет товарным знаком — школьница недовольна, что другие зарабатывают на ее имени. Фото и имя Греты часто используют без ее ведома. Грета заявила, что подала на регистрацию торговых марок, потому как ее имя и название движения активно используют ради собственной выгоды. Защитить Грета хочет свое имя и название экодвижения FRIDAYS FOR FUTURE / SKOLSTREJK FÖR KLIMATET.
Вадим Дунаев, творческий директор «Бюро названий»