Специалисты по брендингу рекомендуют книги, сайты и курсы для расширения профессионального кругозора
На этой неделе в рубрике «Культурный обмен» специалисты российских компаний делятся с AdIndex интересными книгами, фильмами, событиями, путешествиями и интернет-ресурсами, которые могут быть полезны в работе в сфере брендинга и дизайна
Алексей
Гончаренко
управляющий партнер
«Минале Таттерсфилд Россия»
Почитать всегда есть что, особенно, если вы владеете хотя бы одним из иностранных языков — например, английским. Как водится, хорошие книги по специальности — редкость, а по дизайну и брендингу — редкость вдвойне. Но есть основы, которые являются просто MUST для любого человека, работающего в нашей индустрии. Мало того, эти книги должны быть в офисе каждого уважающего себя агентства.
Начнем с шедевральной ARTODAY. «A triumph» — именно такой отзыв получило издание от Independent. Посмотрите, потом почитайте, потом посмотрите еще и еще раз. Много не будет. Полезно всем, кто интересуется современным искусством и его корнями, конечно же. Ведь мы все в профессиональном смысле родом оттуда. Книга уже давно стала классикой, но устареть ей не суждено.
Еще одно издание, относящееся к разряду обязательных для ознакомления, — известная всем образованным по профилю специалистам Brand Leadership, написанная Дэвидом Аакером в соавторстве с Эриком Йохимштайлером.
С г-ном Аакером я общался лично — человек очень компетентный и с огромным практическим опытом, а вот пообщаться с его коллегой, к сожалению, не удалось. Независимо от того, на чем вы специализируетесь, прочитать будет интересно и полезно. Берите любое издание — последнее я видел от 2009 года на Аmazon.com. Была и переведенная на русский язык версия. Кейсы достаточно живые, теоретическая база стройная (хотя и не бесспорная).
Его же книга «Стратегическое рыночное управление», изданная в России в 2011 году. Это пособие для бизнесменов. Тоже рекомендую.
События
Едем в Милан. Если вы любите Италию и Милан, то у вас есть шанс посетить его не в 124-й раз с целью шопинга, а пройтись по музеям. Хотя бы пробежаться, так как на вдумчивое изучение уйдет слишком много времени, а большинству из нас все-таки надо иногда возвращаться к работе. Начните с любого, но моя рекомендация — это самый центр Милана, музей современного искусства Museo del Novecento (Via Marconi, 1). Смело сворачивайте в сторону от основной шопинг-магистрали в районе собора Duomo, и — вы там. Вход стоит порядка пяти евро, и это того стоит! Пять этажей, под завязку набитых шедеврами живописи и инсталляциями, плюс прекрасные виды на Duomo. Не пожалеете!
Едем в Лондон. Если вы уже много раз были в Лондоне, вам нужно обязательно посетить Richmond upon Thames. Если вы в Лондоне еще не были, то приезжайте прямо в Ричмонд! Что такое Ричмонд? Это ближайший пригород Лондона, расположенный на юго-западе города и вытянутый, конечно же, вдоль Темзы. Зачем туда ехать? Меня лично с Ричмондом познакомили обстоятельства: до недавнего времени именно там располагался головной офис «Минале». Сейчас наш офис уже почти полгода как переехал в центр Лондона, но сама столица Великобритании по-прежнему для меня ассоциируется с Ричмондом. Это место, где предпочитают жить английские рок-звезды и прочие богатые и знаменитые. Здесь очень уютно и безумно красиво. А из-за того, что Ричмонд находится на окраине города и является самостоятельным сателлитом, его атмосфера принципиально отличается от шумящего и беспокойного Лондона своей размеренностью и неторопливостью. Я бы советовал остановиться именно в этом городе хотя бы один раз. Рекомендую выбрать отель Richmond Hill или соседний с ним Richmond Gate. Субъективно, Richmond Gate чуть получше.
Отправляйтесь на прогулку по паркам Ричмонда. Вы будете ошеломлены количеством оленей в этом парке, который, кстати, является и одним из самых старых в Англии. Официальные записи относят его основание к XIII(!) веку.
Кроме того, обязательно посетите Kew Gardens (несколько остановок на автобусе) и музей регби на стадионе Twickenham. Вы узнаете много нового об этом виде спорта. И, кстати, не обойдите своим вниманием самый маленький паб в Ричмонде (возможно, и во всем Лондоне) The Victoria Inn, который гордится своей 160-летней историей.
Андрей
Кожанов
бренд-консультант, творческий директор
FRONT:DESIGN
основатель, куратор магистратуры «Бренд-дизайн» Высшей Школы
Брендинга
Трудно заниматься процессом создания брендов, не осознавая логики бизнес-процессов внутри компаний-партнеров, клиентов. Именно там заложены ключевые ресурсы и преимущества будущего бренда. Работа Александра Остервальдера «Построение бизнес-модели. Настольная книга стратега и новатора» позволит по-новому взглянуть на профессию многих специалистов отрасли, понять, с чего необходимо начинать при разработке бренд-комплекса и где черпать вдохновение.
Книга Александра Остервальдера Value Proposition Design — мировой бестселлер! В своей новой книге Александр с соавторами рассказывает, как создать ценностное предложение, перед которым ваши потребители просто не смогут устоять.
Используя наработки визуального менеджмента, руководство шаг за шагом объясняет, как достичь идеального соответствия между вашим продуктом (товаром или сервисом) и желаниями потребителя. Нужнейшая книга и реальный опыт.
На днях в Высшей Школе Брендинга состоятся презентация книги и мастер-класс ведущего российского эксперта по дизайну бизнес-моделей и ценностных предложений Сергея Хромова-Борисова, телемост с авторами бестселлера.
Бренд-дизайн, словно мода, подвержен изменениям, трендам. Плох дизайнер, который не тратит минимум сорок минут в неделю на поиск нового в сети, не умеет анализировать, видеть лучшее, подмечать важное. Мой хит-лист интернет-ресурсов для вдохновения, пользуйтесь:
Ну и конечно, всем учиться в Высшую Школу Брендинга!
Филипп
Колтыга
креативный директор
Volga Volga
Вот книги из тех, что прочитал за год, которые я счел бы полезными для человека, работающего с построением брендов и идентичности, с бренд-стратегиями, которые помогают лучше понимать два социальных контекста — корпоративный и общемировой культурный.
Дэниел Ергин «Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть». Эта книжка толще, чем «Улисс», но за довольно скупой отраслевой обложкой — отличный фундаментальнейший и складно написанный разбор мировой истории, войн, конфликтов, политических процессов, судеб стран, компаний и людей за последние лет 150 с точки зрения вопроса нефти как источника энергии. Я читал ее полгода.
Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов». Основоположница так называемой новой урбанистики на самом деле даже не архитектор, а социолог. Она написала эту книгу в оппозицию тогдашнему тренду на тотальную архитектуру, город как механизм, предложив альтернативное видение, которое по прошествии 50-60 лет стало как раз современным подходом к проектированию и организации общественных пространств.
Дэвид Брукс «Бобо в раю, откуда берется новая элита». Человек в легком и как бы развлекательном ключе, но при этом довольно глубоко, с обоснованиями и с обширнейшими референсами, разбирает, как произошла смена элит в ведущих экономиках мира и как это сказалось на вкусах, мотивах потребления и встречных предложениях рынка. Книга представляет собой просто кладезь полезных ссылок и источников.
Еще одна книга, для того чтобы понимать актуальный политический контекст, — «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» Николая Бердяева. Тут все просто — книга рекомендована к прочтению кремлевским чиновникам, отвечающим за государственный курс и политическую направленность в стране.
Из сайтов, в качестве источника свежих визуальных решений — The Fox Is Black.
Из фильмов — Moneyball (в нашем переводе «Человек, который изменил все»).
И не совсем из фильмов, но примерно на ту же тему — финал Лиги чемпионов Ливерпуль-Милан 2005 года.
Оба этих видео — вдохновляющие вещи, они как бы антагонисты: фильм с Брэдом Питтом говорит, что статистика и математика опровергают все стереотипы и могут привести к успеху, а жизнь – в виде второго тайма матча – опровергает статистику. При этом обе истории про веру. Ведь вера — главное топливо для построения бренда и его главная движущая сила.
Анастасия
Кумани
креативный директор
AVANT
Советую прочесть книгу Brand Sense: Sensory Secrets Behind the Stuff We Buy. В ней датский маркетолог Мартин Линдстром обосновывает идею о том, что современный брендинг не должен ограничиваться только визуальным походом. Линдстром говорит, что покупатель воспринимает бренд и через другие органы чувств: слух, обоняние, осязание, вкус. На мой взгляд, брендинг сейчас будет развиваться именно в этом направлении.
Также интересно посмотреть интервью автора книги, где он рассказывает о том, насколько важно задействовать все органы чувств в маркетинге.
Сейчас очень актуальным является подход Design Thinking, разработанный компанией IDEO. Его можно применять, как в брендинге, так и в других областях дизайна. В основе этого подхода лежит глубокий анализ целевой аудитории, что, по моему мнению, является ключевым фактором в разработке бренда. Соответственно, любые дизайн-решения должны начинаться не с гениальных идей, а именно с людей, для которых решения разрабатываются. Поэтому сначала важно проанализировать потребности, желания людей, изучить их поведение, привычки, а потом только создавать нужный для аудитории продукт. И для такого подхода совсем не обязательно быть гениальным дизайнером, скорее, важно уметь поставить себя на место других людей.
О подходе Design Thinking советую прочитать книгу Тима Брауна Change by Design: How Design Thinking Transforms Organizations and Inspires Innovation.
Еще стоит посмотреть лекцию Тима Брауна на TED.
На мой взгляд, самое интересное в брендинге — это реальные кейсы, поэтому очень важно смотреть и читать как можно больше о практическом опыте построения известных брендов. Начать, например, с уже ставшего классическим примером бренда Virgin. В одном из своих интервью основатель компании Ричард Брэнсон формулирует важнейшую мысль о том, что бренд, по сути, является репутацией компании.
Мне очень близка философия компании Virgin, что бренды должны существовать для людей, об этом подходе рекомендую посмотреть видеоинтервью с одним из сотрудников компании.
Мария
Наумова
креативный директор
MAGIC
Как говаривал один хороший человек: «Лучшее образование для дизайнера — это курсы сомелье».
Посмотреть:
«Ночь на Земле» Джима Джармуша — о разнообразии целевой аудитории. (Кстати, поработать месяц таксистом любому бренд-менеджеру не помешает).
«Список Шиндлера» Стивена Спилберга — о том, как правильно получать заказы.
Почитать:
«Франкенштейн» Мэри Шелли — о работе в Photoshop и о том, как полезно дружить с Байроном в 19 лет.
Вдохновляться «в интернетах»:
Сборник малоизвестной юной музыкальной красоты — One Night Music.
Ну и, конечно, совет от Капитана Очевидность: подписаться на фейсбучные аккаунты культовых дизайнеров и преподавателей. Ковырять в носу и получать удовольствие, листая их ссылки и посты с умными мыслями.
Александр
Орлов
креативный директор
Wellhead
При создании нового бренда очень важно почувствовать психологию потребителя, взглянуть на мир его глазами. Дизайнеры же часто живут в своем особом мире, и с ростом опыта и самомнения это отчуждение усиливается. Книга «Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему» Клотера Рапайя — лекарство от подобной болезни.
Также очень полезно понимать, как строится работа ведущих зарубежных брендинговых агентств. Рекомендую посещение тренингов с участием их ведущих специалистов по брендингу, маркетингу и визуальным коммуникациям. Это позволяет взглянуть на брендинг шире, более эффективно строить работу над проектом на всех этапах. Как пример — практикум POPSOP, который проходил в апреле этого года в «Британке».
Из интернет-ресурсов рекомендую cайт Brand New. Все актуальные ребрендинги в очень удобном формате.