Кристина Лайус, «Сберселлер»: сейчас актуально разумное потребление
В преддверии конференции Adindex Go Up 2023 в Каире поговорили с директором по коммуникациям и развитию отношений с партнерами «Сберселлера» Кристиной Лайус о том, какие тренды существуют на потребительском рынке и способны ли новые технологичные решения найти ответ на вечный вопрос: «Как сделать потребителя счастливым?»
— Какие зарождающиеся и продолжающиеся тенденции существуют на потребительском рынке?
— Современный потребитель — рациональный, он анализирует и оптимизирует расходы и легко меняет привычки: готов изменить место покупки, отказаться от части продуктов или переключиться на более экономичные аналоги. Современные потребители тратят больше времени на принятие решения о покупке, что уменьшает долю импульсных решений в пользу запланированных и рациональных.
— Среди трендов потребительского поведения в 2023 году выделяют разумное потребление, которое стабильно сохраняется с 2010 года. Какие еще сейчас есть паттерны потребительского поведения, которые останутся с нами надолго?
— Тренд, который продолжит быть актуальным в ближайшее время, — YOLO (You Only Live Once) — или «жизнь здесь и сейчас». В текущей нестабильной ситуации во всем мире потребитель не готов откладывать свою жизнь и заниматься долгосрочным планированием.
— Сейчас одни бренды проходят через эпоху ребрендинга, а другие выходят на рынок впервые. Какие каналы для коммуникации с потребителем наиболее эффективны для обеих категорий?
— Разумное потребление сейчас крайне актуально. Последние исследования показали, что потребитель легко отказывается от привычных брендов в случае получении специальных условий от другого бренда. Кроме того, путь к покупке усложнился — покупатель готов дольше принимать решения: сравнивать цены, совершать покупки в большем количестве магазинов ради экономии. Все это обостряет конкурентную борьбу. Поэтому любому бренду сейчас важно регулярно актуализировать данные о своей аудитории, в том числе для определения наиболее релевантных настроек таргетинга и тачпоинтов. И в дальнейшем необходимо присутствовать максимально на всех стадиях воронки — быть рядом с потребителем, обеспечивая качественный сервис при совершении покупки.
— Что может помочь брендам выстроить долгосрочные отношения со своей аудиторией?
— Индекс лояльности сейчас снизился в целом у всех брендов. Поэтому выстраивать долгосрочные отношения будет достаточно сложно. Долгосрочные отношения и поддержание лояльности возможны в случае, если бренд может дать дополнительное значимое added value к покупке. В том числе программы лояльности.
— За прошедшие несколько лет увеличение технологического прогресса привело к появлению новых болей и надежд. Какие перспективы для брендов открывает искусственный интеллект в работе и как это поможет сделать потребителя счастливым?
— За последний год ИИ сделал такой огромный шаг вперед в развитии, что сложно описать все возможности и перспективы, — их слишком много. Новые представители ИИ стали более творческими и коммуникативными. Они лучше понимают человека и доносят информацию. Сложно ставить вопрос о том, что задача ИИ, — сделать человека счастливее. ИИ стоит рассматривать как технологию, которая может оптимизировать рутинные обязанности и процессы человека, а также как инструмент, который позволит более эффективно и быстро решать часть его задач.
То есть тот инструмент, который может освободить один из самых важных ресурсов для человека, которым является время, для решения других более сложных задач.
— Какие новые технологичные решения «СберСеллер» уже внедрил в работу?
— Мы пользуемся многими технологиями группы «Сбер»:
Рекламная платформа SberAds позволяет объединить различные поверхности «Сбера» и его партнеров в единое рекламное пространство и решить большую часть задач рекламодателей. Технология была создана с учетом актуальных трендов, которые будут развиваться и дальше — это аналитика данных, искусственный интеллект, развитие e-commerce, а также появление новых требований по регулированию рекламы.
Нейросеть Kandinsky 2.1, которая за несколько секунд способна генерировать изображения по их текстовому описанию на естественном языке. Модель знает 101 язык и открывает новые возможности для творчества: может смешать несколько рисунков, дорисовать изображение или создать картину в режиме бесконечного полотна.
Giga Chat — аналог известного чат-бота, может решать множество интеллектуальных задач: поддерживать беседу, писать тексты и отвечать на фактологические вопросы. А включение в ансамбль модели Kandinsky 2.1 даёт нейросети навык создания изображений.