«Синие носы». Трэш, дурь и видео. Актуальное искусство для чайников
Вы хотите стать актуальным художником? Нет проблем. Мы научим вас, как быстро и недорого сделать качественное contemporary art на дому из того, что есть у вас под рукой
Актуальное искусство – штука сложная. Это – аксиома. Чтобы стать хорошим актуальным художником, нужно пристально изучить искусство 20-го века и внимательно прочитать трудные книжки Ж. Бодрийяра, Ж.Ф. Лиотара, Ж. Делеза и Жака Деррида. Нужно научиться употреблять к месту слова и выражения «парадигма», «дискурс», «деконструкция», «аппроприация», «симуляция», «как бы» и не принимать до слез близко к сердцу «смерть автора». Очень полезно знать современные медийные технологии. Еще нужно быть в контексте и постоянно участвовать в процессе. Многих все это отпугивает.
«Синие носы» (в проекте участвуют несколько человек, но самые главные и известные носы - Вячеслав Мизин и Александр Шабуров) очень хотели стать актуальными художниками. Но только как-нибудь сразу, без всех этих хлопот. Поэтому, чтобы как-то обойти высокий порог вхождения в актуальное искусство и при этом не выглядеть самозванцами, носы изобрели концепт «народническое современное искусство», которое они назвали постсовременным. Ну, чтобы все было по-взрослому, как у этих, у умных.
Искусство носов - это такое современное искусство, которое, по их выражениям, «делается на коленке» и «понятно пионерам и пенсионерам». То есть народное по форме и актуальное по содержанию. Поскольку издавна любимым жанром нашего народа является видео, основная часть работ носов создана именно в этом богатом жанре.
Или вот еще. В этом народном видео нос Вячеслав Мизин напрочь отошел от глубоких культурных аллюзий и пришел к столь популярному среди наших людей юмору, который ниже пояса.
Ну, а здесь носы идут по широкой дорожке, проторенной народным юмористом Михаилом Задорновым, подвергая доброй критике в форме сатиры дружественную нацию, будь она неладна.
Когда же носы уже стали знамениты и имена их были у всех на устах, их пригласили поучаствовать в рекламной акции водки Absolut, в которой, как известно посетителям сайта AdIndex, участвуют только очень известные художники со всего мира. Несмотря на оказанное доверие и серьезное окружение, в которое они попали, носы остались верны принципам своей тяп-ляп-эстетики. Это заслуживает как минимум уважения.
Заметно, что главным приемом в своей рекламе носы избрали пэкшот. Это совершенно правильно – я давно говорю, что лучший рекламный ролик – это неподвижный пэкшот с начала и до конца. Ну, можно еще за кадром повторять, что «водка Absolut – самая лучшая водка». Раз десять. Это доходчиво, и все в конце концов усвоят эту простую истину. Носы пошли своим, другим путем. Имеют право.
Помимо видеоперформансов носы творят и статичные изображения. Самое известное из них – «Эра милосердия», которая, помимо очевидных собственных достоинств, прославилась благодаря скандалу.
Скандал происходил так. В одной известной на весь мир парижской галерее La Maison Rouge планировалась выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года», где должна была быть представлена и эта работа. Организатором выставки с нашей стороны была Третьяковка, и подбором картинок занимался куратор Андрей Ерофеев, тогда еще там работавший, а ныне изгнанный и осужденный на штраф (за другие дела, не эти; он, Ерофеев этот – вообще бес). Так вот, как только тогдашний министр культуры Александр Соколов узнал, что статичное изображение активно целующихся в русском лесу ментов повезут в Париж, он высказался в том смысле, что «это недопустимо, везти всю эту порнографию, целующихся милиционеров, эротические картинки в Париж». А он же – министр! Ну, и решили не везти.
Хотя, конечно, шум вышел большой. И французы возбухли, и наше вредное актуальное искусство голос свой пакостный возвысило. Но – не проканало. Оно, может, и правильно. Хотя речь тут идет даже не о страшном гомосексуализме, а всего лишь о мечте, выраженной в названии работы. Вы можете себе представить эту жизнь, в которой обычные милиционеры целуются? Как же они тогда относились бы к нам, сердешные…
Выражу свое навязчивое мнение по поводу этой работы. Имею, в конце концов, право – текст-то мой. Так вот, мне эта работа не очень нравится. Если бы ее сделал кто другой – нормалек, а носы с ней выпали из своей народной эстетики и начали играть с гламуром. Не пристало им это, с гламуром многие играют, а у них и так жи́ла народного актуального искусства без берегов. Вот, например, серия «Кухонный супрематизм». Прелесть же.
Ну, ладно, пойдем дальше. Как истинные выразители народного духа в актуальном искусстве носы должны выражать чаяния носителей этого духа. Вот работа, которая все это вполне выражает. Мы же как народ к НАТО как относимся? Соответственно.
Итак, после того, как мы в меру ознакомились с творчеством этих творческих работников, попробуем пару слов сказать о том, что они хотят нам сказать. Понятно, что воспринимать все это по-честному нельзя. Взять, допустим, всю эту их а ля корявую хоум-видео-продукцию. И актерская игра какая-то чрезмерная, как в плохих и очень плохих комедиях, и склейки плохие, и антураж убогий. Идиотизм, короче. Жизнерадостное творчество восторженных дебилов. Которые вдруг решили, что они занимаются таким серьезным и уже практически почтенным в наше время делом, как актуальное искусство. Да они просто парвеню и провинциальные выскочки (один – из Ебурга, т.е. Екатеринбурга; второй – вообще из Новосибирска).
Как и в случае с Дубоссарским-Виноградовым, мы имеем дело с чистейшей симуляцией. Носы не так глупы, как могут показаться при более близком знакомстве. Опять же, об этом говорит чудовищный перебор – и в идиотическом поведении в кадре, и в доведении каждой идеи до полного и наглядного абсурда. И в обнажении разнообразных приемов, при помощи которых делается более-менее сложносочиненное видео и которые называются спецэффектами. Отсутствие в нужных местах их, спецэффектов (микшер, строб, уход в черное и прочая требуха) и есть обнажение приема – народ насмотрелся всех этих штук и знает, где что должно быть. Ну, и Ларс фон Триер малеха помог.
Да что говорить об изощренности носов, если одна ранняя, индивидуальная еще акция Шабурова выглядела так. Он запросил у фонда Сороса бабок на лечение зубов как на арт-акцию. И получил бабки. И вылечил. И предоставил в качестве документации арт-акции все документы из поликлиники. Это ли не изощренность ума.
То, что я не описываю подобным образом какое-нибудь раннее творение Мизина, не говорит о плохом моем отношении к нему как к творцу. Ну, не вписался он сейчас в контекст статьи. В конце концов, Мизин некоторое время снимал квартиру в том доме, где я живу, и мы с ним периодически пересекались в лифте, и однажды он меня поддержал в конфликте с соседкой, у которой собака все время лаяла. Ну, да ладно. То есть, вы понимаете мое отношение к нему.
И еще. Их, носов, практика вписывается в то самое русское юродство, о котором я писал в случае с Тер-Оганяном и Мавромати. Только, в отличие от вышеперечисленных персонажей, у носов эта практика несет отчетливо пораженческий смысл. Они выступают как заведомые идиоты и лузеры. Хотя, конечно, внутренне жизнерадостные.
Теперь еще один веселый аспект искусства носов, носящий исключительно внутренний, даже сакральный для актуального искусства, смысл. Ну, приблизительно, так. Это самое актуальное искусство, не к ночи будет помянуто, с самого начала осознавало себя как элитарное. И, за время своего существования, вполне приспособилось отбивать атаки со стороны профанов, то есть снизу. Ну, все эти наезды типа – и я так могу! это мазня! и т.д. Но эти козлы, носы, вдруг начали его штурмовать совсем с другой стороны, практически, с дружественной, откуда-то сбоку. Или даже сверху. Они, как бы не называясь представителями актуального искусства, но являясь ими по сути, то есть своими, взялись подвергать сомнению самые основы этого искусства. Активно аппроприируя знаковые акции актуального российского искусства, и не только его – вспомним «Кухонный супрематизм» - носы жутко подвергают сомнению миф о величии этого самого искусства – возможно, вполне заматерелого, забронзовевшего и, оттого, подлежащего пересмотру и даже переосмыслению.
Короче, носы умудрились сохранить в своей практике и парадигму, и дискурс, и деконструкцию. И полностью их развалили. За ее пределами.
Автор: Вадим Кругликов