Рынок московской наружки: уличные волнения лета 2011
Недавно в Москве началось массовое уничтожение рекламных конструкций на ограждениях. При этом не обошлось без недоразумений. Владельцы рекламных щитов, попавших под снос, возмущаются, а ликвидация конструкций, тем не менее, продолжается. В попытке понять, что же происходит на самом деле, редакция AdIndex обратилась за разъяснениями к тем, против кого направлено возмущение
По словам официального представителя Департамента СМИ и рекламы Москвы Владимира Яковлева, реальная ситуация выглядит так. Сносятся лишь те конструкции, на которые нет разрешений, выданных за последние несколько лет. В руководстве компании «ОМС», которая взялась за работы по «зачистке», с самого начала согласились сносить лишь такую рекламу, то есть явно незаконную. Тем не менее, конфликты возникли. Почему? Причина, как всегда, проста – деньги. Рекламные места приносят немалый доход, а если за них не платится в городскую казну, то этот доход еще увеличивается. Лишиться доступа к такой золотой жиле не хочется никому. Вот и возникают пикеты, привлекаются представители местной милиции (очевидно, далеко не на безвозмездной основе), а случайные или якобы случайные прохожие начинают возмущаться.
Владимир Яковлев подчеркнул, что законных конструкций в Москве очень мало, и все они зафиксированы в реестре. Как он утверждает, доступ к содержанию этого списка в данный момент есть лишь у сотрудников самого департамента. Реестр официально зарегистрированных рекламных конструкций будет опубликован и станет доступен для всех желающих лишь в сентябре. Очевидно, этим с удовольствием пользуются владельцы незаконно установленных конструкций, которые могут легко говорить, что их рекламные места есть в реестре – все равно никто проверить не сможет.
Спросили мы и о том, насколько точно соблюдается правило оставлять конструкции в рабочем состоянии и проводить демонтаж аккуратно. По словам Владимира Яковлева, это правило соблюдается, но только когда качество конструкций приемлемо. Подавляющее большинство незарегистрированных конструкций сами по себе находятся в плачевном виде, и снять их аккуратно и без повреждений практически невозможно.
Дмитрий Тихонов, эксперт ТК Комитета по наружной рекламе АКАР, добавил, что компании, проводящие экспертизу, почти никогда не получали запросов от владельцев таких рекламных мест, и не проверялось не только техническое состояние конструкций, но даже их элементарная безопасность. Как он уверяет, ему пришлось достаточно долго и тесно сотрудничать с экспертными компаниями и все прекрасно знают, как обстоит дело.
В Департаменте СМИ и рекламы утверждают, что и закон, предписывающий сносить щиты после двукратного предупреждения владельцев и официального принятия административного решения, тоже соблюдается, когда это возможно. Дело в том, что обладателей большинства конструкций определить затруднительно, а то и просто невозможно. Рекламные места не только не зарегистрированы, но на них нет и каких-либо опознавательных знаков, позволяющих вычислить владельца и как-то вступить с ним в контакт.
Кстати, согласно данным ЭСПАР-Аналитик, в июне этого года
официально зарегистрированных щитов на временном ограждении в Москве
насчитывалось всего 35 штук. А на ограждениях, не являющихся временными – всего
16 штук. Итого 51 единица. По подсчетам той же ЭСПАР-Аналитик, общее количество
рекламных конструкций на ограждениях составляет 1906 единиц.
Получается, что незаконных конструкций в Москве 1855 штук. Понятно, что такое
количество рекламных мест должно приносить владельцам баснословный доход –
стоимость размещения в среднем составляет от 10000до 15000 рублей (если
помножить на число незарегистрированных щитов, становится ясно, что волна
паники и возмущения не могла не подняться). Конечно, это негодование можно
понять с человеческой точки зрения. Но с точки зрения закона действия Комитета
по рекламе и компании «ОМС» оспорить трудно.
Мы спросили у Владимира Яковлева, чем закончилась встреча «пострадавших» операторов наружной рекламы с представителями Департамента СМИ и рекламы. Ответ был очень простым – владельцы незаконных конструкций попробовали попросить у властей разрешения оставить щиты «хотя бы на некоторое время». Очевидно, на то самое время, которое оплачено рекламодателями. Если вспомнить, что ежемесячный оборот с незарегистрированных щитов составляет около 15 млн рублей, такое желание «пострадавших операторов» объяснимо. В Департаменте же отказались, сказав, что никакой незаконной рекламы в городе больше не будет. И предложили обиженным, настаивающим на том, что к их рекламным местам претензий со стороны закона быть не может, обращаться в суд. Пока таковых оказалось немного. Будем следить за развитием ситуации. Борьба за деньги во все времена проходила напряженно.