21 Октября 2015 | 15:14

Экономика рунета выросла до 2,2% ВВП

21 октября в рамках Russian Interactive Week 2015 состоялась презентация исследования «Экономика Рунета 2014-2015», организованного Ассоциацией электронных коммуникаций (НП «РАЭК») и Национальным исследовательским университетом — Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

По данным исследования, объем исследованных интернет-рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2014 года — 1094 млрд рублей, а объем рынка электронных платежей — 476 млрд рублей, что в сумме эквивалентно 2,2% ВВП России за 2014 год. А объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн рублей, что сравнимо с 16% ВВП России.

Объемы исследуемых рынков

Аудитория Рунета, по данным Фонда «Общественное Мнение» на лето 2015 года составила 77,5 млн человек старше 18 лет (66% населения), при этом 62 млн выходит в интернет каждый день.

Сфера электронной коммерции в России исследована в четырех сегментах: онлайн-ритейл в объеме 475 млрд рублей; электронные платежи в объеме 476 млрд рублей c приростом 36% по сравнению с 2013 годом и прогнозом увеличения на 20%; сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 279 млрд рублей, что составляет прирост 43% по сравнению с предыдущим годом.

На контекстную рекламу за 2014 год рекламодатели потратили 70 млрд рублей, что составило рост в 23%. Прогноз на 2015 год по оценке специалистов составит еще 14%. Видеореклама в 2014 году привлекла 3,8 млрд рублей, и ожидаемый прогноз роста на текущий год составляет 30%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 13 млрд рублей, что в процентном показателе составило рост на 9%. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях (SMM) был оценен на 2014 в объеме 7,4 млрд рублей, с перспективами роста в 18%.

 

 

В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка составил в 2014 году 2,6 млрд рублей; хостинг-индустрия выросла до 5,6 млрд рублей; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 5,4 млрд рублей в 2014 году с ожидаемым ростом в 26% в 2015 году. Мобильная веб-разработка составила 24,2 млрд рублей и 15% роста за 2014 год.

На момент проводимого исследования затраты рекламодателей на медийную рекламу сократились по сравнению с прошлым годом и составили 22 млрд рублей, что на 5% меньше, чем в 2013 году. Аналитики прогнозируют, что и в 2015 году рынок продолжит сокращаться на 10%, сократится и рынок поисковой оптимизации — на 3%.

Медиапотребление в Рунете

Рынок цифрового контента в интернете  в этом году дает значительный рост. По оценкам экспертов, это  связано  с появлением нового тренда, в основном, среди молодежи, на потребление легального платного контента. Этот тренд задают как гиганты Apple и Google, так и набирающие популярность онлайн-кинотеатры.

Суммарно (видео, музыка, книги), который составил около 6,7 млрд рублей. При этом рост электронных книг составил 60% и по прогнозам будет расти в 2015 году на 77%

Рынок онлайн-игр составил 41 млрд рублей с приростом на 16% в год.

 

Мобильный интернет

Мобильная часть экономики Рунета в 2014 году (такие сегменты, как мобильная разработка и реклама, мобильные игры, покупки с мобильных устройств и т.д.), по оценке экспертов, составила около 25-30%.

В компаниях, относящихся к 17 сегментам Экономики Рунета, включая самозанятое население, работает порядка 2 млн человек.

Инвестиции в Рунет

Также была представлена оценка рынка инвестиций и стартапов в Рунете. По данным ФРИИ, количество сделок на различных периодах инвестирования (Pre-seed, seed, Round A, B, поздние раунды и покупки) равно 282 на сумму в 59,5 млрд рублей. При этом 87% от суммы приходится на поздние раунды и сделки по покупке компаний (такие как покупка «Авто.ру» и «Кинопоиска»). На ранних стадиях инвестиций наметился явный лидер – 102 сделки были проведены самим Фондом развития интернет-инициатив, при этом общий объем инвестиций на ранних этапах приближается к 4 млрд рублей.

Основные выводы и сценарии развития Экономики Рунета

Акцентом исследования 2014-2015 стала оценка влияния кризиса на дальнейшее развитие индустрии и корректировка предыдущих прогнозов развития. В этой части исследования был проведен опрос экспертов относительно кризисных явлений в экономике, и как меняются настроения в индустрии относительно различных факторов — так называемый Барометр рынка.

Исходя из сценариев, опубликованных в исследовании «Экономика Рунета 2012-2013», в 2014 году Рунет продолжал двигаться по нейтральному сценарию (при этом высокие темпы роста во многом объясняются скачками курса рубля). Однако прогнозы на 2015 год говорят уже о переходе на консервативный сценарий, а по некоторым сегментам —  на кризисный.

Влияние кризиса на интернет-рынки в 2014 эксперты оценивают как достаточно сильное (7,1 по 10-бальной шкале). При этом оценки влияния кризиса на отдельные сегменты отличается незначительно, несмотря на финансовые показатели этих сегментов. 58% экспертов отметили снижение бюджетов на отдельные направления деятельности компаний, 46% говорят о закрытии проектов. Значительная доля респондентов отметила, что компании сокращают издержки за счет персонала: 38% отмечают увольнения, 27% — сокращение или отмену бонусов и премий, 14% — урезание заработной платы.

Первыми признаком кризиса стало падение рынка медийной рекламы, зафиксированное в 3-м квартале 2014 года. Полномасштабный же кризис на большинстве сегментов почувствовался же в 4-м квартале 2014 года — 1-м квартале 2015 года, так считает 41% респондентов.  Необходимо отметить, что отдельные сегменты рынка электронной коммерции почувствовали серьезное влияние кризиса только во второй половине 2015 года. Впрочем, 11% опрошенных экспертов считают, что как такового кризиса в индустрии нет, относительно общего состояния российской экономики. Любопытно, что, несмотря на кризис, 70% респондентов заявили о выводе на рынок новых продуктов или услуг, 30% — о повышении бюджетов на отдельные направления деятельности.  

Более четверти экспертов затрудняются ответить, когда Рунет достигнет «дна» кризиса; среди тех, кто определился, наиболее популярны ответы 1-й или 4-й кварталы 2016 года.  При этом 14% экспертов считает, что индустрия выйдет на докризисные темпы роста в 4-м квартале 2016 года; еще 12% назвали 2-й квартал 2017 года точкой начала роста. Однако треть экспертов считает, что индустрия выйдет на докризисные темпы роста в лишь 4-м квартале 2017 года или позднее.



КРУПНЫЙ ПЛАН. Алексей Лопатик, коммерческий директор Brainient: «Российской рекламе не хватает времени. Много хороших продуктов не могут найти свою нишу» Коммуникационные стратегии в кризисный период
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.