Культурный код нейросетей: как изменился образ ИИ в фильмах и сериалах и что об этом думают представители российских компаний
Искусственный интеллект в последние годы вышел на новый виток развития: он не только выступает ассистентом, генерирует изображения и пишет тексты, но и конкурирует за работу с человеком, что показала недавняя забастовка сценаристов Голливуда. AdIndex вместе с экспертами российских технологических компаний разобрался, как такое развитие технологий влияет на восприятие и позиционирование ИИ в культуре и что происходит с подобным контентом в России
Популярность искусственного интеллекта (ИИ) вышла на новый виток за последний год. На это повлияли развитие ChatGPT и Midjorney, вслед за которыми последовал запуск аналогичных продуктов от больших IT-игроков: Bard от Google, Kandinsky от «Сбера» и YandexGPT от «Яндекса».
В России большинство жителей знакомы с ИИ, следует из данных опроса исследовательской компании Ipsos. В мае 2023 г. ИИ обошел криптовалюту, дополненную реальность и NFT по уровню осведомленности среди россиян.
Искусственный интеллект прочно вошел в жизнь пользователей, считает креативный директор инновационных решений VK Дмитрий Втулкин. В то же время, по его мнению, общество продолжает относиться к ИИ с осторожностью, несмотря на то, что голосовые ассистенты, рекомендательные системы и другие технологии стали частью рутины. Динамичное развитие технологий и транслирование образа ИИ в культуре повлияли на недоверчивость людей, отмечает эксперт.
Количество связанных с искусственным интеллектом поисковых запросов в российском Google достигло пика в конце прошлого года. У нейросетей другой результат — чаще всего россияне искали по ним информацию в феврале этого года, после интерес к теме постепенно пошел на спад, но остался выше, чем в прошлом году. Задающий в своем сегменте тренды ChatGPT был в топе вначале этого года, но с каждым месяцем россияне стали все меньше «гуглить» технологию. Интерес к Midjorney был на высоком уровне с осени 2022 по весну 2023 г., однако к сентябрю почти сошел на нет.
У международной статистики поисковых запросов нейросетей в Google другие результаты. Количество запросов по AI в десктопном поиске вышло на пик в апреле этого года, и до сих пор показатель держится на высоком уровне. Интерес к ChatGPT также достиг максимальных значений в апреле этого года, затем его популярность несколько снизилась. Midjorney на глобальном уровне показал показал примерно те же результаты, что и в России, — пик весной и сильное падение к осени.
«ИИ-революция вызывает все больший интерес у широкой аудитории. Люди взволнованы тем, как технологии могут влиять на нашу повседневную жизнь, работу, искусство и развлечения. Существует множество опасений, связанных с его применением, включая вопросы безопасности, приватности и сохранения человеческой ценности. Пока эти вопросы не находят ответа, есть потребность в осмыслении ИИ через продукты массовой культуры», — считает руководитель digital-агентства I-Brand Николай Комчароков.
I’ll be back: противостояние ИИ и человечества
Искусственный интеллект уже давно осмысляется в культуре. В 1984 г. на экранах появился научно-фантастический боевик «Терминатор», ставший одним из первых фильмов про ИИ. По сюжету, киборг-убийца преследует мать будущего спасителя человечества от захватившего власть искусственного интеллекта под названием «Скайнет». В этом фильме показывается явное противостояние человека и цифрового разума.
В начале июля 2023 г. сыгравший главного героя картины Арнольд Шварценеггер заявил, что будущее ИИ, отраженное в «Терминаторе», стало реальностью: «В ” Терминаторе” мы говорим о том, что машины обретают собственное сознание и берут верх. <...> Теперь, по прошествии десятилетий, это стало реальностью. Так что это больше не фантазия и не что-то футуристическое».
«Терминатор» популяризировал во всем мире нарратив битвы людей и технологий и воспринимается как одна из главных картин на тему ИИ. Однако еще раньше взаимоотношения искусственного интеллекта со своим создателем стали темой культового фильма «Бегущий по лезвию». Кинокартина рассказывает историю охотника на андроидов Рика Декарда, который получает задание уничтожить репликантов (человекоподобных роботов). Одна из особенностей фильма в том, что в мире «Бегущего по лезвию» стерта грань между людьми и живущими рядом с ними репликантами. Зрителя заставляют задуматься о том, может ли искусственный интеллект стать естественным и в какой момент можно считать, что это произошло: достаточно ли для этого ИИ начать страдать, сопереживать и жертвовать собой.
В интервью 2020 г. режиссер картины Ридли Скотт на вопрос об искусственном интеллекте так же, как и Шварценеггер, заметил, что эволюция уже произошла: «ИИ не обязательно должен быть представлен в человеческой форме. Мы уже окружены искусственным интеллектом, сидящим в мобильном телефоне, который вы носите с собой, и в вашем ноутбуке. Идеально спроектированный ИИ может оказаться маленьким черным ящиком, первая инструкция которого станет: “Создайте ящик умнее, чем вы…”. Тогда у нас действительно будут проблемы».
«Если разобраться, то в этих фильмах, сериалах и самом вопросе можно исключить ИИ напрочь. Потому на протяжении всего времени человек изучает себя — пусть и через природу, через технологии, иными способами. И интеграция искусственного интеллекта в культуру, попытка посмотреть на него с разных сторон является очередной попыткой не столько задуматься о рисках или выгодах от него, сколько исследованием эмоциональных и личностных аспектов самих автора и зрителя», — рассуждает креативный директор «СберМаркетинга» Дмитрий Моисеев.
После появления «Бегущего по лезвию» и «Терминатора» тема искусственного интеллекта получила широкое отражение в трилогии «Матрица», которая на долгие годы определила отношение общества к развитию ИИ. В «Матрице» люди живут в синтезированных искусственным разумом «снах», в то время как машины питаются энергией спящего человечества. Таким образом человек из создателя технологии, которая должна была облегчить его существование, становится питанием для вышедших из-под контроля машин. Искусственный интеллект в этой вселенной становится надзирателем и карателем пытающихся сломать систему людей.
В своем недавнем интервью для издания Wired сыгравший главного героя трилогии — хакера Нео — Киану Ривз рассказал, как пытался объяснить 15-летнему подростку сюжет «Матрицы», говоря, что его персонаж боролся за реальный мир. «Этот парень ответил: “Кому есть дело до реальности?” Люди растут вместе с этими инструментами: мы уже слушаем музыку, созданную искусственным интеллектом в стиле "Нирваны", существует цифровое NFT-искусство. Это круто, типа смотрите, что могут сделать эти милые машины! Но за этим стоит корпоратократия, которая стремится контролировать все эти вещи. В культурном и социальном плане мы столкнемся с проблемой переоценки реальности», — рассуждает Ривз.
В 2023 г. война между людьми и ИИ вспыхнула уже в фильме The Creator («Создатель»). Действие происходит в постапокалиптическом будущем, где люди противостоят технологиям. Миссия главного героя — уничтожить некоего робота Создателя, из-за которого может исчезнуть человеческий род, а нейросети одержат победу. Выполнить задачу герою мешает неожиданная моральная дилемма — Создателем оказывается робот-ребенок. Рабочее название фильма звучало как «Настоящая любовь», поскольку картина, как и в случае с «Бегущим по лезвию», изучает сложную природу взаимоотношений искусственного и природного интеллекта, выводя ее за пределы прямолинейной битвы человека и «железа».
История фильма происходит в 2070 г. Однако режиссер Гарет Эдвардс заявил изданию The Collider, что ошибся с выбором даты: «…я допустил ошибку, потому что мне следовало выбрать 2024 год, но я выбрал 2070 год, потому что не хотел повторить ошибку Кубрика, не угадавшего реалии 2001 года. Итак, я подумал: “Я выберу что-нибудь ниже по течению”, а теперь такой: “О боже, похоже, это уже следующий год”».
ИИ в роли помощника и любовника
Тема возникновения теплых чувств между человеком и искусственным разумом начала развиваться в кинематографе почти одновременно с нарративом об их противостоянии. В 1999 г. вышел фильм «Двухсотлетний человек», где домашний робот, которого сыграл Робин Уильямс, мечтает стать живым и начинает влюбляться во внучку своих бывших хозяев. Кинокритики плохо встретили фильм, назвав его «глупым» и «чрезмерно сентиментальным».
В 2008 г. ИИ снова предстал в дружественном человеку амплуа. В первой части трилогии «Железный человек» ИИ по имени Джарвис (J.A.R.V.I.S., Just A Rather Very Intelligent System — в вольном переводе «Просто Довольно Умная Система»), разработанный главным героем Тони Старком, выступил его цифровым «дворецким» с тонким чувством юмора. В фильме «Мстители: Эра Альтрона» Джарвис получил физическую оболочку.
В этой истории искусственный интеллект уже рассматривается как незаменимый помощник человека. Идея так понравилась компании Microsoft, что своего нового бота, работающего на основе ChatGPT, компания назвала в честь ассистента Тони Старка — JARVIS.
«В целом, культура и искусство помогают поднять важные вопросы, связанные с использованием ИИ, а также пережить и осознать опыт уже реального явления. Поэтому в ближайшем будущем мы совершенно точно увидим больше фильмов и сериалов про ИИ для массового зрителя», — прогнозирует Николай Комчароков.
Через пять лет после релиза первого «Железного человека» вышел фильм «Она», рассматривающий более глубокую связь людей и их синтезированных ассистентов. По сюжету писатель покупает интеллектуальную операционную систему, аналогичную голосовым помощникам, которая выполняет простые поручения (прочитать сообщения, разобрать почту, подсказать погоду) и может поддержать беседу. Вскоре между главным героем и ИИ возникает роман. Фильм был номинирован на пять премий Оскар. Кинокритик Борис Иванов считает, что «Она» рисует убедительную картину ближайшего будущего — на связь фильма с реальным миром указывают правдоподобные детали, например развитие голосовых интерфейсов и новых сетевых профессий профессий — главный герой сочиняет письма для тех, кто не умеет выражать свои чувства.
Режиссер и сценарист картины Спайк Джонс в одном из интервью рассказал, что на сюжет его вдохновил повседневный опыт: «Ежедневно я общаюсь с людьми, и по большей части это общение осуществляется именно с помощью разных устройств. Это также и новый эмоциональный опыт. Слышишь сигнал, когда приходит новое сообщение, и понимаешь, что кто-то сейчас думает о тебе».
ИИ: друг или враг?
Новую роль искусственного интеллекта в жизни человека исследовал и Netflix в шестом сезоне «Черного зеркала». В одном из эпизодов создатели сериала изучили растущие возможности ИИ как генератора контента. Главная героиня ведет заурядную жизнь, но однажды находит сгенерированный нейросетью сериал «Джоан ужасная», который дословно воспроизводит на экране ее дни и моментально становится хитом, из-за чего у девушки начинаются серьезные проблемы.
Учитывая, что в реальной жизни ИИ уже создает сериалы, а Midjourney успела причинить немало хлопот Папе Римскому, создав правдоподобные изображения священника в белом пуховике Balenciaga, и Дональду Трампу, сгенерировав «кадры» задержания бывшего президента США полицейскими, сюжет «Черного зеркала» уже не кажется таким уж далеким будущем.
«Сегодня мы коротко поговорили о роли ИИ в контенте, создаваемом человеком. Но, обращаясь к первому пункту, можно задаться следующим вопросом: создание контента самим ИИ — хайп или правда удобно? Навряд ли меня поддержат в Гильдии сценаристов США в связи с последними событиями, но у меня нет сомнений в том, что ИИ день за днем будет становиться все более значимым помощником большинству из нас. В том числе и в области культуры», — утверждает Дмитрий Моисеев.
В комедийном хорроре 2022 г. «М3ган» ИИ предстал в роли «железной няни». Фильм рассказывает о роботе-андроиде, который должен был стать другом и защитником осиротевшей девочки, но при этом начал представлять опасность для всех остальных, выйдя из-под контроля. «Я думаю, что людям необходимо напоминание, что такие технологии уже существуют, мы не так далеки от создания чего-то похожего на Меган и это расстраивает», — рассказывал режиссер картины Джерард Джонстон в тизере к фильму.
Робот «М3ган» сразу привлек к себе внимание. Vanity Fair назвал ее новой It Girl, а издания Vogue и The New York Times начали разбирать наряды M3GAN, дав им определение — dressed to kill. В TikTok завирусился челлендж, где пользователи повторяли танец, исполненный андроидом перед совершением убийства.
Уже давно ставшей реальностью умный дом с ИИ также появился в кинематографе. В этом году вышел фильм «Искусственный интеллект. Смертельный сбой», в котором писательница Клэр Риверс страдает от творческого кризиса, из-за чего запирает себя в доме, оснащенном ИИ. Но во время технических неполадок система обретает разум и начинает вредить героине.
«Развенчивание мифов вокруг ИИ — задача, которую могут решать как кинематограф, так и технологические игроки посредством обучения и собственных кейсов. Мы в VK давно используем ИИ в разных направлениях, в том числе в креативных. Например, в прошлом году “ВКонтакте” запустила инструмент для генерации персональных обложек по мотивам текстов популярного хип-хоп-исполнителя. В будущем области применения ИИ будут расширяться, и вместе с этим мы увидим его новые образы в массовой культуре», — полагает Дмитрий Втулкин.
ИИ в российских фильмах и сериалах
Российский кинематограф также изучает тему ИИ. Например, в 2019 г. вышел комедийный фильм «(Не)идеальный мужчина», где девушка работает в компании по продаже роботов и влюбляется в одного из них. Режиссера картины Марюса Вайсберга перспектива очеловечивания технологий не пугает. В одном из интервью он заявил, что и сам бы завел себе робота-компаньона: «Я бы взял и повара, и водителя, и вообще всех. Мне очень нравится эта идея. И кстати, обратите внимание: уже сейчас у разных искусственных интеллектов появляется своя индивидуальность. Все эти “умные колонки”, голосовые приложения — у каждого из них есть своя “перчинка” характера. Так интереснее. Людям не нужны “бездушные”, пресные помощники. Все идет к тому, что роботы скоро станут личностями, и это прекрасно!»
На эту территорию зашел и телеканал СТС с юмористическим сериалом «Кибер Иван», в котором главный герой ломает робота, из-за чего ему приходится самому изображать андроида. Рейтинг на «Кинопоиске» — 7,5 из 10.
Российский кинематограф изучил тему и в драматическом жанре. В 2018 г. вышел сериал «Лучше, чем люди» от Start и Первого канала. История происходит в 2029 г. Главная героиня — супербот ,который пытается понять, что такое человеческая жизнь и любовь. Рейтинг на «Кинопоиске» — 7,6. Позже сериал был продан Netflix примерно за 320 млн руб. Это первый случай, когда компания поставила свой бренд на российский сериал.
«Поскольку развитие ИИ-технологий — глобальное явление, рост интереса к этой теме прослеживается и в России. Бизнес активно инвестирует в разработки на основе искусственного интеллекта. А пользователи увлечено тестирует ИИ-продукты. Появление новых киноработ, посвященных искусственному интеллекту, — вопрос времени. Рано или поздно отечественная киноиндустрия должна отреагировать на запрос аудитории», — говорит Николай Комчароков.
История борьбы человека с машиной раскрывается в нашумевшей игре от российских разработчиков Atomic Heart, где игроку нужно остановить ИИ и все подчиненные ему роботизированные машины. Описывая игру, один из ее сценаристов Харальд Хорф говорит, что «это в первую очередь мир высоких космических технологий». «Помимо этого, мощный научный прогресс в быту простых людей: увеличенная продолжительность жизни, отсрочка начала процессов старения и, конечно же, повсеместная роботизация. То, о чем говорил Сеченов: роботы делают за людей всю монотонную и тяжелую физическую работу, человек может посвятить себя интеллектуальному труду, он не отягощен рутинными заботами а-ля как заработать на жилье и кусок хлеба. Роботы обеспечивают людям базовые потребности», — рассказывал Хорф в интервью «Кинопоиску».
«Игры — вот локомотив трендов. Detroit: Become Human, Atomic Heart и другие проекты год за годом заполняют пробелы в получении опыта на заданную тему. В целом я уверен в том, что в силу необъятности самого понятия искусственного интеллекта интерес к этой теме будет сохраняться еще год или полтора. А затем пойдет на спад, снова (вы же помните, что еще в 1984 году мы узнали о Джоне Конноре, победившем в будущем Skynet?)», — говорит Дмитрий Моисеев.