Кто такой «корпоративный журналист» или слово о конвергенции
Журналист приходит в маркетинговое агентство - и вот уже перед нами “корпоративный журналист”. То, что когда-то казалось забавной шуткой, сегодня - медиа-реальность, утверждает специалист по контенту Бисерка Андерсон (Biserka Anderson)
Печатный станок Гарри Филлипса (Harry Phillips), 1910 год.
Давайте вернемся в 2003 год. Если бы тогда мне – молодой корреспондентке, пишущей о внешней политике в одной из крупнейших софийских газет – сказали, что компании новой формации «будут сами себе издатели», и что я начну работать в одной из них, я бы отмела эту идею как абсолютно бредовую.
Годами журналисты обладали эксклюзивным правом собирать и анализировать информацию, представляя ее потом читателям в удобоваримой форме. Лично я всегда пребывала в уверенности, что приношу пользу обществу.
Теперь давайте опять перенесемся в наши дни: последний год все только и говорят, что о контент-маркетинге. Вооружившись им, корпорации, обгоняя друг друга, распространяют собственные сообщения, пытаясь достучаться до умов активных пользователей интернета.
Для традиционных СМИ повсеместная «диджитализация» обернулась сокращенными рекламными бюджетами, меньшими тиражами и массовыми увольнениями. Что до меня, то я присоединилась к быстрорастущей армии «корпоративных журналистов» - медиа-специалистов, производящих, редактирующих и распространяющих информацию от имени и по поручению бизнеса. 8 лет назад я, неофит корпоративной журналистики, готова была кричать от ужаса.
Пытаясь разобраться, что же это значит - быть журналистом в постоянно меняющейся экосистеме цифровой эпохи, я и начала это исследование в прошлом году.
Ниже я поделюсь наиболее интересными находками. Оказывается, быть корпоративным журналистом не так уж плохо.
The Guardian сосредоточился на своей электронной версии.
Подъем динамичных брендов
В своем исследовании я сравнила софтверную компанию HubSpot и классический британский Guardian. Я обнаружила интересную тенденцию: традиционные медиа все больше напоминают корпорации (теперь и они занимаются разработкой новых продуктов и пользовательских сервисов), в то время как коммерческие компании интегрируют в свою повседневность медиа-практики (например, пресловутый темплан) и даже журналистские ценности.
HubSpo, к примеру, заявляет о прозрачности и утверждает непререкаемый авторитет достоверных данных перед частным мнением. Об этом свидетельствует заявление, размещенное на корпоративном ресурсе.
Тем временем нишевый информационный портал о рекламе The Brand Republic в два раза увеличил обороты за счет нежурналистской деятельности (рекрутинг и организация мероприятий).
Так и The Guardian, в 2011 году принявший «цифровую стратегию», все больше занимается именно бизнесом, точнее пользуется традиционными для бизнеса способами продвижения – оптимизируется под выдачу поисковых систем, продвигается в соцсетях, организует промомероприятия и использует другие популярные на В2С рынке маркетинговые инструменты.
Следуя этому тренду, Wired UK недавно запустил бизнес-консультации на дому.
Любой может быть издателем! Правда?
В своей книге «Конвергенция культур: когда сталкиваются новые и старые медиа» (Convergence Culture: Where Old and New Media Collide, 2006) Генри Дженкинс (Henry Jenkins) пишет, что новые инструменты создания и распространения контента «снизили барьер вхождения на рынок», размывая границы между «производителем и потребителем, потребителем и гражданином, профессиональной и любительской рекламой, между образованием и развлечениями».
Популяризация новых редакционно-издательских платформ, таких как Percolate, Themeefy, Scoop.it и чуть позже - Pinterest, привела к тому, что издателем, редактором и журналистом может быть любой. Единожды попав в Сеть, истории компонуются, реанимируются и распространяются в случайном порядке. Этот процесс будет происходить до тех пор, пока существует интернет.
Есть, тем не менее, один жизненно важный ингредиент, который вам потребуется, чтобы стать полноценным издателем нового времени. И этот ингредиент – доверие читателей. Он вам понадобиться и понадобиться в больших количествах.
Мое исследование свидетельствует, что, несмотря на появление новых игроков, традиционные СМИ по-прежнему пользуются авторитетом. Корпорациям придется заработать доверие аудитории, придерживаясь стандартов и ценностей небрендированной журналистики.
Общие ценности
Подведем итог. Чтобы быть услышанной в онлайн-какофонии, корпоративная журналистика должна удовлетворять трем требованиям:
- она должна быть открытой, прозрачной и скрупулезной;
- она должна чтить журналистские ценности;
- она должна следить за новыми технологиями (на этом поле, кстати, корпоративные редакции уверенно обыгрывают своих конкурентов из традиционной журналистики).
Как человек, перешагнувший границу между традиционной журналистикой и журналистикой корпоративной, я еще больше стала ценить свое журналистское Я. По своему опыту могу сказать: противоречия между журналистским и корпоративным исчезли, а границы между двумя ипостасями размылись окончательно.
Источник: Sparksheet.com