Недоступный Wi-Fi. Как государственные инициативы отразятся на провайдерах бесплатного интернета
Мэри Микер, один из самых известных интернет-аналитиков в мире, не так давно опубликовала в своем личном блоге отчет по трендам в интернете. Она рассказала о том, сколько в среднем минут или часов пользователи из разных стран проводят, всматриваясь в экраны компьютеров, планшетов или мобильных телефонов. Так, по данным ее исследования, россияне ежедневно тратят до 400 минут своего времени на интернет-сеансы с использованием этих устройств
Очевидно, такая невероятная активность наших граждан в сети не могла остаться без внимания органов власти. Сегодня достаточно четко сформулирована задача контроля и учета засидевшихся пользователей всемирной паутины, ловить которых правительство планирует в зонах раздачи бесплатного Wi-Fi.
Таким образом, решено контролировать активность пользователей интернета посредством обязательной регистрации каждого участника бесплатной Wi-Fi -сессии. Ранее Минкомсвязи выступил с предложением привязать подобные формы регистрации к порталу «Госуслуги». Попробуем представить, насколько реалистичны инициативы правительства с позиции компаний из сегмента Wi-Fi-маркетинга.
Под прицелом бизнеса
Ни для кого не секрет, что бесплатные сети Wi-Fi в кафе, ресторанах, банках и т.д. уже достаточно давно находятся под прицелом бизнеса. Ведь если верить западным исследованиям, то отдельные группы населения, например, молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, проводят до 60% своего времени наедине с экранами мобильных телефонов. И не использовать возможность попадания вашего рекламного сообщения в эти устройства было бы глупо. Так или иначе, бизнес достаточно давно пытается реализовать выход в мобильные телефоны потребителей.
Еще совсем недавно были очень популярны sms-рассылки, push-уведомления и другие «кустарные» способы коммуникации с аудиторией владельцев смартфонов. Уверен, они и сегодня не утратили своей актуальности, особенно это касается тех инструментов, которые обладают возможностью таргетировать рекламу для пользователей. Так, например, работают push-уведомления мобильных приложений. С помощью сервисов «Яндекс» и Google Analytics они достаточно точно определяют зону ваших интересов, и, если вы совсем недавно искали кафе или ресторан со свободными столиками на субботний вечер, то приложение «Афиша» обязательно направит вам по подписке уведомление с собственной подборкой этих заведений. Подобные рассылки напрямую связаны с доступом абонентов к мобильному интернету 3G или 4G, качество сигнала которых в нашей стране оставляет желать лучшего.
Во многом благодаря этому факту стали появляться дополнительные сервисы бесплатного доступа к сети Wi-Fi.
Свобода выбора
У бизнеса нет и не должно быть цели вторгаться в мобильные устройства пользователей. Один из руководящих принципов хорошей BTL-акции – всегда оставлять выбор для потребителя: взять флаер у промоутера на улице или нет, поучаствовать в анкетировании или пройти мимо. Навязчивость на грани вторжения съедает личное пространство потребителей.
Wi-Fi-маркетинг основан именно на позиции свободы выбора – пользователям предложен бесплатный доступ к высокоскоростному интернету, и за это берется скромная плата. Потребители расплачиваются своим временем. Не более 20-30 секунд за то, чтобы получить неограниченный доступ к социальным сетям, новостным ресурсам, видео, музыке и т.п. на высоких скоростях интернета. Этим же путем пошла компания YouTube, которая транслирует пользователям перед просмотром видео рекламные ролики заказчиков.
Оптимальный формат Wi-Fi-рекламы выглядит следующим образом: 20-30 секундный рекламный ролик с возможностью его пропустить (важно завоевать внимание зрителя в первые три секунды видео, если за это время он не поймет, что это может быть интересно, то обязательно выключит ролик), далее пользователь попадает в рекламное меню – экран, поделенный на семь прямоугольных зон разного размера, содержащих рекламные баннеры с перекрестными ссылками на сайты заказчиков. Человек выбирает любой из предложенных баннеров, переходит на соответствующий сайт и одновременно с этим получает доступ к интернету, после чего его уже не должны беспокоить рекламные сообщения и какие-либо ограничения по времени пребывания в сети. Именно такой подход позволяет нам собирать аудиторию Wi-Fi-рекламы в 1,5 млн человек ежемесячно.
Интересный факт о Wi-Fi-рекламе в России – большинство сервисов предлагают возможность для заказчика таргетировать рекламу. Для тех пользователей, которым нужны банковские услуги, транслируется реклама банковских продуктов, тех, кто ищет новый автомобиль, – реклама автосалонов и параллельно автокредиты. Но зачастую заказчики пренебрегают этой возможностью практически 100%-попадания в целевую аудиторию. Чаще всего рекламные акции привязывают к месту, скажем, заказчик хочет взаимодействовать только с аудиторией залов ожидания аэропортов.
Другое направление Wi-Fi-маркетинга – сервис. Это тот же самый канал коммуникации, но направленный на аудиторию клиентов, которые уже куда-то пришли. Это настраиваемые возможности: анкеты, меню, базы данных, при помощи которых бизнес может решать конкретные задачи в выбранных точках контакта с целевой аудиторией. Это может быть опросник о качестве обслуживания в ресторане, электронная очередь в банке и даже гигабайты материалов, доступных для пользователей конкретной сети.
Wi-Fi-сервис может быть адаптирован под любые цели, даже цели государства
Подключить к системе Wi-Fi-сервиса форму обязательной регистрации, о которой говорит правительство, достаточно просто, но в этом не будет необходимости. Любая система стремится к равновесию, это же касается бизнеса интернет-провайдеров. Сомневаюсь, что такие крупные игроки рынка как «ВымпелКом», «МегаФон», МТС и Yota оставят без внимания эту инициативу государства. Тем более что эти компании уже идентифицируют пользователей и осуществляют регистрацию их действий в сети. Помимо этого, у каждого устройства мобильной связи есть свой уникальный MAC-адрес, который позволяет определять безошибочно, какой пользователь подключен к интернету. Все эти действия по сбору, обработке и хранению личных данных не ограничиваются законодательством, за исключением вопросов о передаче этих сведений посторонним лицам. Поэтому говорить о создании нового механизма контроля не приходится. Наши пользователи ничего не потеряют от внедрения системы обязательной регистрации.
Мне вполне импонирует идея Минкомсвязи о подключении всех посетителей бесплатных сетей к регистрации на портале «Госуслуги». Тем более что активные интернет-пользователи так или иначе уже сталкивались с регистрацией здесь, решая вопросы постановки на учет автомобиля, оформления загранпаспорта и т.д. Это хорошая инициатива, которая должна быть несколько модернизирована. Было бы логичнее оставить возможность для пользователей при регистрации назначить себе уникальный login и пароль для доступа к личному кабинету. Сейчас же эта процедура связана с набором личного номера СНИЛС или же адреса электронной почты, что несколько дискомфортно, если мы говорим о быстром доступе в интернет. Кроме того, мне кажется, именно этот механизм позволит решить проблему родительского контроля и отключения нежелательного контента для детей.
В целом, на количество пользователей это нововведение никак не повлияет.