Реклама на радио. Итоги первого квартала
Заметнее всех увеличили свое присутствие в московском и национальном эфирах производители автомобилей
На прошлой неделе АКАР официально опубликовала информацию об объемах российского рынка рекламы в 1 квартале 2012 года. Затраты на рекламу в России продолжают расти: суммарный объем рекламы в средствах ее распространения составил около 62 млрд.руб. до НДС, что на 14% больше, чем в 1 кв. 2011 года.
сегменты |
Январь-Март 2012 года |
Прирост, % |
Телевидение |
31.1-31.6 |
10 |
в т.ч. эфирное |
30.7-31.2 |
10 |
кабельно-спутниковое |
0.43 |
55 |
Радио |
2.4-2.6 |
19 |
Печатные СМИ |
8.4-8.7 |
1 |
в т.ч. газеты |
1.9-2.0 |
13 |
журналы |
4.0-4.1 |
0 |
рекламные издания |
2.5-2.6 |
-4 |
Наружная реклама |
8.0-8.3 |
12 |
Интернет* |
10,1 |
43 |
в т.ч. медийная реклама |
2,6 |
25 |
контекстная реклама |
7,5 |
50 |
Прочие |
0.8 |
18 |
ИТОГО |
61.0-62.0 |
14 |
*Источник: АКАР
Рост произошел во всех сегментах рынка, но наиболее динамично растущим медиа остается интернет. Вторым по динамике поступлений рекламных бюджетов в 1 кв. 2012 года стало радио: его рост составил 19% по отношению к 1 кв. 2011 года, что не удивительно, учитывая специфику этого медиа, – радио оперативнее прессы, дешевле телевидения и способно охватить тот сегмент покупательски активной аудитории, который не доступен в течение дня для ТВ или печатных изданий.
Перераспределения в пользу региональной или национальной рекламы на радио в 1 кв. 2012 не произошло, оба сегмента показали примерно одинаковый рост.
РЕКЛАМА В СЕГМЕНТЕ МОСКВА + СЕТЬ
Увеличение затрат на московскую и национальную радиорекламу был обусловлен, в первую очередь, увеличением объемов проданного рекламного времени (рост в пределах 15%, по оценке «Медиа Плюс» на базе мониторинга рекламы TNS Media Intelligence, прямая реклама, без бартера и промо), а также связан с медиаинфляцией (повышение тарифов на рекламу произошло дважды в течение 2011 года у всех основных участников рынка). Доля бюджета, потраченного на национальную рекламу, от общих затрат на рекламу в сегменте Москва + сеть осталась на уровне 1 квартала прошлого года и составила около 55%.
В целом структура клиентского портфеля на радио в Москве и по сети в 1 квартале 2012 года не изменилась. Топ категорий практически тот же, что и год назад:
1 квартал 2012 |
1 квартал 2011 |
Медицина |
Медицина |
Строительство, недвижимость |
Ритейл |
Ритейл |
Автомобили |
Автомобили |
Строительство, недвижимость |
Развлечения |
Одежда |
Банки, финансовые услуги, страхование |
Развлечения |
Социальная и политическая реклама |
Банки, финансовые услуги, страхование |
Одежда |
Косметика |
Бытовая, компьютерная и оргтехника |
Сервис |
Сервис |
Бытовая, компьютерная и оргтехника |
*Источник: оценка «Медиа Плюс» на базе мониторинга рекламы TNS Media Intelligence (прямая реклама, без бартера и промо) в сегменте Москва+Сеть
Заметнее всех увеличили свое присутствие в московском и национальном эфирах производители автомобилей. Это традиционно одна из ключевых категорий клиентов для радийной отрасли. В 1 квартале 2012 года объем купленного ими рекламного времени (в минутах) увеличился на 60% по сравнению с 1 кварталом 2012 года: стало заметнее присутствие Toyota, Jaguar Land Rover, Renault, автодилеров «Автоспеццентр» и Genser. Сегодня автомобильная отрасль растет за счет спроса. Кризис 2008 года остался в прошлом, покупательная способность потребителей постепенно возвращается к докризисным временам, банки снова охотно выдают кредиты на покупку авто, а автопроизводители стимулируют сбыт продукции различными маркетинговыми программами, которые активно освещают в своих рекламных сообщениях. Отсюда и рост затрат на радио как наиболее близкое для автомобилистов медиа.
Такой же рост объемов купленного рекламного времени по Москве и сети (на уровне 60% к 1 кварталу 2011 года) произошел и у рекламодателей из категории «Девелопмент»: стали больше размещаться «Открытые инвестиции», «Корпорация Лидер», «Абсолют-Недвижимость», «НДВ», а также «Галс-Девелопмент», который в 1 квартале прошлого года вообще не использовал радио в своих коммуникациях.
На увеличение рекламных бюджетов, потраченных на московский и национальный сегмент радио в 1 квартале 2012, сыграли и мартовские выборы Президента РФ. Доля политической рекламы от всей рекламы на радио за указанный период составила не менее 5%.
На национальном рынке по-прежнему максимально присутствие автопроизводителей и фармацевтических компаний. Главными действующими лицами московского рынка остаются ритейлеры, застройщики недвижимости, банки и авто.
РЕКЛАМА В РЕГИОНАХ
Наиболее динамичными региональными рынками, по оценке «Медиа Плюс», в 1 квартале 2012 года стали города с населением до 500 тысяч жителей: рост по ним был выше среднерыночного и составил около 25-30% по сравнению с ситуацией прошлого года. Наименьший рост среди рынков городов-миллионников был в Волгограде, Казани, Самаре, Санкт-Петербурге: затраты на радио рекламу по отношению к 1 кварталу 2011 года тут выросли всего на 5-15%. В Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Уфе и Челябинске, наоборот, рост превысил средний показатель в 19% и составил от 22 до 27%.
Структура клиентского портфеля на региональном рынке хотя и отличается от национального, но остается без существенных изменений по сравнению с прошлым годом: бюджетообразующими клиентами, как и в 1 квартале 2011 года, стали локальные рекламодатели из сегмента развлечений (рестораны, кафе, организаторы концертов), торговые центры, ритейлеры, автопроизводители и автодилеры.
Топ-10 категорий рекламодателей в регионах:
1 квартал 2012 |
1 квартал 2011 |
Развлечения |
Развлечения |
Ритейл |
Ритейл |
Автомобили, мотоциклы |
Автомобили |
Строительство и недвижимость |
Телекоммуникации, связь |
СМИ. Полиграфия |
СМИ. Полиграфия |
*Источник: оценка Media Plus на базе мониторинга рекламы TNS Media Intelligence (прямая реклама, без бартера и промо) в сегменте Регионы
Топ-10 клиентов на региональных рынках*:
1 квартал 2012 |
1 квартал 2011 |
METRO GROUP |
METRO GROUP |
СТС |
БИЛАЙН |
TELE 2 |
PMI CORPORATION |
WALT DISNEY |
X5 RETAIL GROUP |
О'КЕЙ (ГИПЕРМАРКЕТ) |
TELE 2 |
Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки (Челябинск) |
МТС |
РЕН ТВ |
ТАНДЕР |
МИГ КРЕДИТ |
СОЧИ (СОЧИ) |
АГАТ (АВТОМОБИЛИ) |
РЕН ТВ |
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" |
МЕГАФОН |
*Источник: оценка «Медиа Плюс» на базе мониторинга рекламы TNS Media Intelligence (прямая реклама, без бартера и промо) в сегменте Регионы