Зарплатный индекс: кто и сколько зарабатывает на рекламном digital-рынке
AdIndex провел исследование кадровой конъюнктуры на рынке digital-рекламы. Инициатором исследования выступила Ассоциация Интерактивных Агентств (АИА)
Цель проекта – выяснение общей ситуации в сегменте, поиск зависимости уровня зарплат от масштабов бизнеса, а также получение инструмента оценки релевантности запросов со стороны сотрудников.
В опросе приняли участие 49 компаний, специализирующихся на производстве и продвижении интерактивных продуктов/сервисов в digital-среде с целью решения маркетинговых задач клиентов, а также использующих экспертизу digital-специалистов в своей деятельности.
Основные выводы
1. Уровень окладов в пределах одного департамента существенно зависит от величины компании, то есть в крупных фирмах рядовой сотрудник может зарабатывать больше, чем ведущий специалист в мелких компаниях. При этом корреляция величины зарплаты и оборота компании зачастую исчезает при достижении фирмой объемов более 500 млн руб. в год: такие гиганты могут предлагать меньшую оплату труда, чем предприятия с оборотами 50-250 млн.
2. Величина заработка в пределах одной и той же должности меняется иногда в зависимости от масштабов бизнеса более чем в три раза.
3. Наивысший уровень окладов в digital-сегменте у работников креативного отдела, наименьший – у медийщиков.
Поскольку величина зарплат в отрасли значительно варьируется при изменении масштабов бизнеса, показатели были сгруппированы в зависимости от оборота в рублях в 2015 году. Рассматривались компании с показателями от 0,5 до более 500 млн руб. в год, которые было сгруппированы в шесть кластеров (данные в разбивке доступны только участникам исследования – прим. AdIndex).
В стратегическом департаменте было изучено четыре позиции:
· Strategic Planning Director (руководитель отдела стратегии);
· Senior Strategic Planner (старший планнер);
· Strategic Planner (планнер);
· Digital Analyst/Researcher (аналитик).
Средние заработки в стратегических департаментах digital-компаний, тыс. руб. в месяц
Strategic Planning Director зарабатывает в среднем 123 тыс. руб., при этом сумма растет от 75 до 173 тыс. руб. в зависимости от величины оборота компании. За ним следуют Senior Strategic Planner с окладом 107 тыс. руб. (разброс зарплат от 78 до 128 тыс. руб), Strategic Planner, получающий в среднем 80 тыс. руб. (вилка от 65 до 92 тыс. руб.) и Digital Analyst/Researcher с 72 тыс. руб. (с ростом оборота компании величина зарплаты меняется от 53 до 93 тыс. руб.).
Здесь примечательны два факта: во-первых, у старших стратегов и планнеров рост зарплат не пропорционален росту объема бизнеса работодателя (максимум достигается в компаниях с оборотом 100-250 млн руб., а затем снижается). Во-вторых, видна сильная зависимость величины окладов от размера бизнеса: так, если показатели фирмы более 500 млн руб. в год, то простой аналитик может получать там 93 тыс. руб., что больше зарплаты руководителя стратегического отдела (75 тыс. руб.) в фирмах с оборотом до 10 млн руб.
Час работы одних и тех же специалистов ценится тоже по-разному, в зависимости от объема бизнеса работодателя. Руководитель отдела получает от 900 до 3 500 руб. (в среднем 2 308 руб.), но наибольшие оклады наблюдаются не на самых крупных предприятиях (оборот более 500 млн руб.), а в компаниях с показателями от 50 до 100 млн руб. в год.
Работа в проектном департаменте предполагает немалое количество должностей:
· Digital Director (руководитель департамента проектов);
· Production Team Leader (руководитель направления производства);
· Project Manager (менеджер проектов);
· Technical Support Manager (менеджер поддержки);
· Content Manager (контент-менеджер);
· Senior System Administrator (старший системный администратор);
· System Administrator (системный администратор);
· Web Architector (разработчик архитектуры);
· Team Leader (руководитель группы разработчиков);
· Senior Programmer (старший программист);
· Programmer (программист);
· Flash animator (аниматор);
· HTML & JS programmer (верстальщик HTML+JS);
· Tester (тестировщик / инженер по качеству).
Средние заработки в проектных департаментах digital-компаний, тыс. руб. в месяц
Топ-3 самых высокооплачиваемых специальностей – руководитель департамента digital-проектов со средней зарплатой 151 тыс. руб. (разброс 95-194 тыс. руб.), руководитель группы разработчиков со 135 тыс. руб. (разброс 106-158 тыс. руб. в месяц) и руководитель направления производства, в среднем зарабатывающий 134 тыс. руб. (вилка от 95 до 177 тыс. руб.)
Меньше всех получают тестировщики/инженеры по качеству и контент-менеджеры (по 52 тыс. руб.). На нижних строках также находятся получающий в среднем 70 тыс. руб. в месяц верстальщик HTML+JS и системный администратор с 71 тыс. руб.
Корреляция между величиной оклада и объемом бизнеса прослеживается не везде, зачастую в компаниях с оборотом 100-250 млн руб. платят больше, чем в гигантах с более чем 500 млн руб. в год.
Тройка лидеров в почасовой оплате не совпадает с топ-3 специальностей по величине ежемесячных заработков. Если на первом месте находится так же руководитель отдела проектов (в среднем 3 256 руб. в час), то на втором – руководитель направления производства (2 956 руб.), а на третьем с 2 729 руб. в час располагается старший системный администратор.
Максимальная оплата в этом департаменте (4 833 руб. в час у руководителя отдела) наблюдается в компаниях с оборотом 100-250 млн руб., минимальная (600 руб. в час) – у контент-менеджера в фирмах с оборотом до 10 млн руб. в год.
Если рассматривать средние показатели, то дешевле всего стоит час работы контент-менеджера (в среднем 1 171 руб.), тестировщика/инженера по качеству (1 378 руб.) и верстальщика HTML+JS (1 519 руб.).
В проектных специальностях в целом тоже не прослеживается линейная зависимость величины зарплаты от объема бизнеса работодателя.
В креативном департаменте представлено 14 позиций:
· Creative Director (креативный директор);
· Creative Group Head (руководитель креативной группы);
· Senior copywrighter (старший копирайтер);
· Copywriter (копирайтер);
· Senior Digital Art Director (старший арт-директор в digital);
· Digital Art Director (арт-директор в digital);
· Senior Art Director (старший арт-директор);
· Art Director (арт-директор);
· Digital Designer (digital-дизайнер);
· Designer (дизайнер);
· UI/UX-Designer (проектирование интерфейсов, дизайн, юзабилити-тестирование);
· 3D Designer/CG Specialist (3D-дизайнер/специалист по компьютерной графике);
· Illustrator (иллюстратор, стандартные раскадровки);
· Motion Designer (моушен-дизайнер).
Средние заработки в креативных департаментах digital-компаний, тыс. руб. в месяц
Лучше всех зарабатывают креативные директора (в среднем 159 тыс. руб. в месяц, разброс от 95 до 220 тыс. руб.), старшие digital арт-директора (141 тыс. руб., вилка 104-191 тыс. руб.) и руководители креативной группы с 137 тыс. руб. в месяц (разброс зарплат при разной величине компаний составляет 100-175 тыс. руб.). Меньше всех зарабатывают копирайтеры (68 тыс. руб.), иллюстраторы (73 тыс. руб.) и дизайнеры (74 тыс. руб. в месяц).
Зависимость величины зарплаты от объема бизнеса компании у этих специальностей прослеживатся не везде, часто наблюдаются случаи понижения окладов в компаниях с оборотом более 500 млн руб. в год по сравнению с предприятиями, зарабатывающими 100-250 млн руб. в год (именно в этом сегменте креативщикам платят лучше всего).
Средняя почасовая оплата выше всего опять же у креативных директоров (3 096 руб.). На втором месте digital арт-директор (2 808 руб. в час) и старший арт-директор (2 788 руб.). Максимум в этой категории – получают креативные директора (4 133 руб. в час) в компаниях с оборотом 100-250 млн руб. в год.
В среднем меньше всех за час платят копирайтерам (1 376 руб.), старшим копирайтерам (1 550 руб.) и дизайнерам (1 625 руб.). Минимум демонстрирует позиция старшего копирайтера на предприятиях с объемами бизнеса до 10 млн – там специалисту платят всего 500 руб. за час.
В креативном департаменте нет прямой зависимости величины окладов от оборотов компании работодателя. Самые щедрые здесь – фирмы с показателями 50-250 млн руб. в год.
В клиентском департаменте рассматривались позиции:
· Client Service Director (руководитель отдела по работе с клиентами);
· Account Director (руководитель группы по работе с клиентами);
· Senior Account Manager (старший менеджер по работе с клиентами);
· Account Manager (менеджер по работе с клиентами).
Средние заработки в департаментах по ведению клиентов digital-компаний, тыс. руб. в месяц
Больше всех в среднем зарабатывает руководитель отдела (133 тыс. руб.), за ним следуют руководитель группы по работе с клиентами (116 тыс. руб.), старший менеджер по работе с клиентами (87 тыс. руб.) и менеджер по работе с клиентами, чье вознаграждение составляет в среднем 65 тыс. руб. в месяц. Примечателен значительный разброс величины окладов в зависимости от оборотов компании, особенно в верхних позициях – руководитель отдела может получать от 62 до 208 тыс. руб. в месяц, а руководитель группы по работе с клиентами – от 60 до 157 тыс. руб. Для департамента характерно, что минимальные зарплаты топ-персонала в небольших компаниях могут быть ниже, чем у рядовых сотрудников в крупных фирмах. В клиентском секторе корреляция между величиной предприятия и уровнем зарплаты прослеживается более четко.
В медиадепартаменте было изучено семь позиций:
· Media Planner (медиаменеджер);
· SEO Manager (SEO-менеджер);
· SMM-leader (руководитель направления продвижения в социальных сетях);
· SMM Manager (менеджер по продвижению в социальных сетях);
· SMM Project Manager (проджект-менеджер);
· Community Manager (менеджер сообщества в социальных сетях);
· Social Media Content Manager (менеджер по контенту в социальных сетях).
Средние заработки в медиадепартаментах digital-компаний, тыс. руб. в месяц
Отметим, что более половины позиций связаны с работой в социальных сетях. Соответственно, самый большой оклад здесь так же именно в этой области – руководитель направления продвижения в социальных сетях получает в среднем 96 тыс. руб. в месяц (разброс зависит от величины оборота компании и составляет от 40 до 151 тыс. руб.). За ним следуют медиаменеджер с 76 тыс. руб. (разброс составляет 43-106 тыс. руб.) и SEO-менеджер с 72 тыс. руб. (53-93 тыс.).
Меньше всех зарабатывает менеджер сообщества в социальных сетях – 54 тыс. руб. в среднем, зарплата варьируется от 43 до 67 тыс. руб. в месяц. Максимальная зарплата (151 тыс. руб.) отмечена у руководителей направления продвижения в социальных сетях в компаниях с годовым оборотом 100-250 млн руб., а минимальная – у Social Media Content Manager и SMM Manager – оба зарабатывают всего по 35 тыс. в месяц (при обороте работодателя до 10 млн руб. в год).
Здесь, как и во многих других департаментах, прослеживается нелинейная зависимость величины окладов сотрудников от объемов бизнеса, и лучше всего платят в компаниях с годовым оборотом 50-250 млн руб.
Стоимость часа работы сотрудников (как и величина ежемесячных окладов) в медиадепартаменте ниже, чем во всех остальных. Больше всех (2 037 руб.) в среднем за час зарабатывают руководители направления продвижения в социальных сетях, меньше всех (1 296 руб.) получают SEO-менеджеры. Максимальная зарплата отмечена у SMM-leader – 3 067 руб. в час в компании с оборотом 10-100 млн руб., а минимальная – у SEO Manager и SMM Manager, которым платят всего по 300 руб. в час (оборот компании составляет от 1 до 10 млн руб. в год).
О проекте
Сроки проведения исследования
19-30 ноября 2015 года
Методы исследования
Онлайн-анкетирование
Участники исследования
BrandSpot, Catzwolf Integrated, Deasign, Digital Arts Network Moscow (TBWA Group), DOT, Fistashki, Greensight, HopInTop, iConText, JAMI, Media Arts Group (FCBi), MGCom, MST, Netpeak, No Logo Studio, Odgers Berndtson, ONY, qb, RealWeb, Redsoft, SB-Studio, Segmento, Sleepwalkers agency, Sociality, Tactio, Topright, Twice, Videocom, Wow, Yam Group, YouRockDude!, Артвелл, Двигус, ДМ Базис, Медиасфера, Мир рекламы, МУВИ, Нектарин, Новые технологии, Реаспект, СБС Мегамолл, Флекс Медиа, Форвард Медиа Груп, Цэтис.
Изученные показатели
1. Часовые ставки (внутренние расценки по расчету с собственными сотрудниками)
Формула расчета:
1. Рассчитывалась часовая ставка сотрудника: ЧС=Оклад/176, где 176 – среднее количество рабочих часов в месяце.
2. Рассчитывался коэффициент учитывающий общехозяйственные расходы, среднюю рентабельность проектов:
К= «Месячная сумма общехозяйственных расходов» / «ФОТ производственных сотрудников в месяц» / «Доля среднего маржинального дохода»
*2, где 2 – предполагает 100% наценку. Доля среднего маржинального дохода = (выручка – затраты на внешних подрядчиков) / выручка
3. Стоимость часа специалиста для клиента = ЧС*К.
2. Ежемесячные оклады (по состоянию на момент опроса)
В итоговом отчете показатели сгруппированы по следующим масштабам бизнеса:
Оборот 2015 (руб.)
1-10 млн
10-25 млн
25-50 млн
50-100 млн
100-250 млн
Более 500 млн
Полная версия результатов исследования доступна только для компаний, принявших участие в опросе.