Россияне планируют сохранить текущий уровень расходов
Количество россиян, намеренных сохранить текущий уровень расходов, в ноябре выросло к маю этого года. Об этом говорится в совместном исследовании «Технологии Доверия» (бывший PWC) и НАСИ.
Наибольшее количество респондентов, настроенных сохранить свои траты, оказалось в сегменте «красота и здоровье» — 55%. К маю показатель вырос на 13 п. п. На втором месте «продовольственные товары», удержать расходы в этом сегменте намерены 50% опрошенных, тогда как в мае показатель составлял 39%. На третьей строчке — «одежда и обувь» с долей в 40% (против 38% в мае).
В то же время аналитики отметили общую тенденцию к сокращению количества людей, которые ожидают увеличения затрат. Сильнее всего — на 15% — сократилось число респондентов, которые ждут увеличения цен на продукты питания.
Аналитики также изучили, как россияне совершали покупки в этом году. Через интернет за последние полгода закупались 67% респондентов. Среди женщин доля «интернет-шоперов» выше, чем среди мужчин, — 70 против 64%. В то же время абсолютное большинство респондентов покупали товары в офлайн-магазинах.
В онлайне почти половина потребителей (43%) сталкивалась с барьерами при выборе товаров за последние полгода. Самой распространенной проблемой для покупателей стало удорожание товара, которое отметили 49% опрошенных. Еще 18% часто сталкивались с невозможностью заказать товар из-за рубежа.
Респонденты также отметили, что иногда в наличии не было нужного товара (40%) или бренда (35%), качество привычной продукции падало (34%) и доставка занимала слишком много времени (30%).
Трудности, с которыми столкнулись покупатели, повлияли на их решение о покупке товара — 35% потребителей отложили приобретение продукта, 9% полностью отказались от покупки, 22% приобрели товар в офлайн-магазине.
«Как мы видим, даже в период сбоев в цепочке поставок и инфляционного давления потребительский аппетит к беспрепятственному шопингу не уменьшился», — заключили аналитики.
Наиболее чувствительна и внимательна к проблемам при выборе и покупке товаров аудитория 25–34 лет, говорится в исследовании. Эти респонденты активнее отмечали практически все изучаемые проблемы. Россияне в возрасте старше 55 лет чаще говорили о подорожании товаров, а молодежь (18–24 года) активнее упоминала чрезмерно длительную доставку и невозможность оплатить товар или услугу.
В исследовании приняли участие граждане РФ старше 18 лет, выборка составила 1600 человек, время проведения — ноябрь 2022 г.