Вера в импортозамещение, запрос на качество и уход из запрещенных соцсетей — потребители в новой реальности
Россияне рассказали, как относятся к импортозамещению в разных товарных категориях, что для них важнее — качество или цена и как изменилось их медиапотребление. Подробнее — в исследовании OMD OM, проведенном на базе OMD Snapshot в июне этого года
Импортозамещение возможно не во всех категориях
Больше всего респонденты верят в отечественные аналоги продуктов питания и напитков, мебели и предметов интерьера, бытовой химии, косметики и товаров личной гигиены. Меньше оптимизма опрошенные испытывают относительно импортозамещения лекарств, бытовой техники, IT-продуктов и электроники.
Ко всем странам, которые потенциально могут заместить западные товары, негативное отношение практически отсутствует. Позитивнее всего опрошенные относятся к Беларуси и Китаю. Наиболее широко известны респондентам китайские компании, но по уровню качества их обходят производители из Кореи, Беларуси и Турции.
Запрос на качество опережает запрос на низкую цену. Несмотря на рост цен и явную тенденцию к экономии, наиболее экономически активная часть населения (жители городов-миллионников в возрасте 18-55 лет), при выборе товара все еще отдает предпочтение качеству (70-72%). Более низкая цена на втором месте (55%-68% – в зависимости от категории).
В качестве примера импортозамещения OMD OM отдельно рассмотрели кейс «Вкусно и точка». Почти все опрошенные знают об открытии ресторанов «Вкусно – и точка». Ассоциации с прежним брендом сохранились, но не в полной мере.
Россияне по-прежнему ждут падения уровня жизни
Почти половина (46%) опрошенных оценили ситуацию в стране, как «скорее плохую». При этом доля тех, кто считал, что в стране все «очень плохо», сократилась с 24% в марте до 17% в июне.
Падения уровня жизни ожидают 42% опрошенных. В то же время с марта на 9 п.п. выросло количество тех, кто считает, что ситуация не изменится, доля таких респондентов составила 34%.
У половины населения все еще есть подушка безопасности. К концу июня потребители так и не начали расходовать сбережения. И количество имеющих накопления (50%), и объем этих сбережений не изменился.
Потребление запрещенных соцсетей сократилось на половину
Охваты признанных экстремистскими и запрещенных в России Instagram и Facebook сократились вдвое. При этом показатель заметно вырос у TikTok и незначительно — у YouTube.
Вместе с этим увеличилась популярность VPN-сервисов. В июне хотя бы раз такие программы использовали 63% респондентов, в марте показатель был ниже — 53%. Среди молодежи 18-25 лет проникновение VPN достигает 83%.
Онлайн-кинотеатрами за последний месяц пользовались 77% опрошенных. В целом потребление стриминговых видеосервисов не изменилось для 68% респондентов. Вопреки ожиданиям, исследователи не зафиксировали роста спроса на торренты — для 66% опрошенных их частота их использования не изменилась, для 21% сократилась.
У большинства кинотеатров 40% зрителей смотрят контент по подписке.
*Instagram и Facebook признаны экстремистскими
их деятельность в РФ запрещена
Исследование проходило 24-29 июня 2022 года на базе OMD Snapshot, в городах с населением свыше одного млн человек в возрасте 18-55 лет. В онлайн-опросах Tiburon Research приняли участие 451 респондент.