Перспективы социального шоппинга: сможет ли он набрать обороты?
Некоторые компании до сих пор стараются соединить социальные сети и электронную коммерцию
«Аналоговый» поход по магазинам – событие, как правило, социально значимое. Вспомните хотя бы прогулку по блошиному рынку, удовольствие от нахождения в чисто девичьей компании, обязательную встречу с Санта-Клаусом в местном торговом центре. Но вот электронной коммерции, оборот которой, как ожидается, достигнет в этом году уровня в 200 млрд долларов, еще только предстоит снять сливки с успеха революции социальных сетей. Казалось бы, эти двое (электронная коммерция и соцсети) как нельзя лучше подходят друг к другу, однако история знает массу примеров обратного: случались и крайне неприятные «проколы». Ну скажите, кому захочется узнать из Facebook, что вторая половина только что приобрела кольцо в Dave’s Diamond Barn? Именно поэтому Facebook и прикрыла Beacon – собственную рекламную систему, автоматически публикующую на странице пользователя информацию о любой его покупке, совершенной через интернет. Социальная сеть компании Apple (Ping), которая позволяла делиться информацией о покупках в магазине iTunes, не имела успеха. А неплохо финансируемый стартап Blippy (социальная сеть, позволяющая пользователям обмениваться с друзьями и незнакомцами информацией о транзакциях по кредитным картам) в мае этого года перестала обновляться и, по заявлениям владельцев, будет перепрофилирована в нечто иное.
Шоппинг на Facebook - все еще непростая задача. Электронная коммерция на Facebook (F-коммерция) никак не может наверстать упущенное. Крупные бренды - Pampers и ASOS - смогли открыть довольно успешные магазины на этой платформе, однако, для среднестатистического розничного продавца интеграция в существующие ныне инструменты, позволяющие проводить торговые операции на Facebook, чересчур затратна. Более того, все еще неясно, насколько пользователи готовы совершать покупки в социальных сетях. «Люди приходят на Facebook не для того, чтобы что-то купить. И никогда не приходили туда для этого», - отмечает Хэриш Эббот, соучредитель стартапа SneakPeeq, социально-ориентированной торговой площадки. По его словам, гораздо эффективнее использовать для продаж не саму социальную сеть, а привычные рычаги Facebook'а, например, игровые приложения.
Вместо того чтобы вкладываться в F-коммерцию, розничные магазины все больше внимания обращают на «социализацию» собственных интернет-магазинов. И правильно делают: по данным аналитической компании ClearSaleing, средний доход от одного клика покупателя, пришедшего из соцсетей, составляет 5,24 доллара по сравнению с 3,18 доллара дохода от одного клика покупателя, зашедшего в интернет-магазин после ознакомления с почтовой рассылкой. Кнопки «Share» и «Like» помогают привлекать большое количество трафика, так как процент кликов по ссылкам новостных публикаций групп в Facebook гораздо выше, чем у непосредственно рекламных объявлений. Например, «Магазин Друзей» сайта Levis.com использует приложение Facebook Connect, так что покупатели видят комментарии и ссылки, которыми поделились другие пользователи Facebook, а так же количество «лайков» от своих друзей – и все это не покидая сайта Levis.com. Вот вам и «социальность», только без смущающей всех автоматической публикации информации в открытом доступе.
Рассмотрим еще три способа усилить позиции социального шоппинга.
Подход имеет значение
У тщательно продуманных сайтов, таких как Fab.com, OpenSky и Gilt Groupe, наблюдается стремительный рост подписки на почтовые рассылки. Это происходит благодаря их специализации на уникальных продуктах, информацией о которых пользователю обязательно захочется поделиться с друзьями. «Люди всегда делятся с окружающими тем, что им нравится», - заявил Джейсон Голдберг, генеральный директор проекта Fab.com, в ходе недавней пресс-конференции. Сайт запустился всего полгода назад, но уже сейчас на нем 900 тыс. зарегистрированных пользователей, а потенциальная прибыль проекта составляет около 50 млн долларов.
Виртуальные виш-листы
Сайты, построенные по принципу досок для объявлений (такие как Pinterest, Polyvore, и Svpply), позволяют посетителям делиться информацией о своих любимых вещах, разжигая у других пользователей жажду приобретения и провоцируя на импульсную покупку. Отличное место для таких брендов, как Nordstrom и Bergdorf Goodman, которые используют коллажи Pinterest для продвижения своей продукции и (в теории) привлекают трафик в собственные онлайн-магазины. Эффективность шоппинга на подобных сайтах, впрочем, не доказана, так как, в основном, они ориентированы на контент, а не на процесс продажи товаров.
Смерть поискового окна
Да здравствует персонализация! «Интернет-магазины были придуманы мужчинами и для мужчин. Они привыкли заходить в магазин со списком необходимого, искать товары, и как можно быстрее уходить», - утверждает Джон Каплан, генеральный директор и основатель проекта OpenSky. Порталы, в котором поисковое окно отсутствует как класс, предлагают женщинам открывать для себя новые товары, которые уже распределены по интересам и предпочтениям.