Не нужно слушать, что говорят покупатели во время опросов. Нужно смотреть на то, как и что они покупают. Дуайт Уотсон, Nielsen
Генеральный директор Nielsen в России и странах Северо-Восточной Европы The Nielsen Company, о потенциале российского рынка
Глобальное потребление восстанавливается и развивается, причем очень быстро. Каждый год появляются новые тренды. Известно, что в потреблении есть две большие категории: развитые и развивающиеся рынки. Первые от вторых отличаются, в частности, тем, что на развитых рынках появляются инновации.
Россия уникальная страна, потому что она одновременно развитая и развивающаяся. С постоянно растущими доходами населения и высоким проникновением технологий соседствует недостаточная урбанизация, слабые инфраструктура и розничная торговля.
В первом квартале 2005 года уверенность российских потребителей была одна из самых высокой в мире. Но чем ты выше, тем больнее падать, что и произошло во время кризиса. Сегодня уверенность российских потребителей даже ниже, чем в среднем в мире, хотя во время кризиса эта уверенность была такой же низкой, как и везде. Это значит, что в России потребители дольше оправляются от кризиса. И даже рост цен не влияет положительно на эту ситуацию.
Однако в России по-прежнему высока доля молодежи среди потребителей, что в ближайшее время будет стимулировать рост. В России таких потребителей 40%, тогда как в Европе всего 27%.
Что тормозит рост? Во-первых, низкая урбанизация, но, с другой стороны, здесь заключен потенциал для роста. В России средние темпы урбаницазии – 2%, на развитых рынках – 1%.
К 2015 году мобильные телефоны окончательно станут основным инструментом социального вовлечения потребителей, особенно это касается Москвы. Как следствие, будет появляться очень много новых коммерческих трендов.
По-прежнему будут появляться новые продукты, но выводиться на рынок они будут по-другому. Консолидация розничного сектора приведет к войне на полке. Сейчас в России доля private label всего 5%. Для примера, в Великобритании эта цифра составляет 43%.
Наконец, основным фактором успеха будет по-прежнему сильная
дистрибуция – для такой большой страны это понятно.
Следует изменить взгляд на покупателя. Покупатель должен быть в центре, но не
надо слушать то, что говорят покупатели во время опросов. Нужно смотреть на то,
как и что они покупают.
По материалам конференции Nielsen «Новый взгляд на
потребителей».