Мария Колосова: «Российский рекламный рынок продолжает расти быстрее глобального»
В Москве прошла ежегодная летняя конференция рекламного холдинга Group4Media «Цифровой авангард». Традиционно мероприятие открыла генеральный директор Мария Колосова. В рамках выступления эксперт рассказала о ситуации в российской экономике и на глобальном рынке, а также поделилась актуальной статистикой и прогнозами. Основные тезисы в нашем материале
Экономика и рекламный рынок
По словам Колосовой, сегодня российская экономика демонстрирует улучшение макроэкономических показателей благодаря положительной динамике в крупных отраслях. ВВП после падения в 2022 году показывает устойчивый рост, который по итогам 2024 года составит 2,9%. На сегодняшний день рост зарплат населения главным образом стимулируют три отрасли: обрабатывающая промышленность, IT и связь, строительство. Согласно официальной статистике, инфляция замедляется, кроме того, увеличиваются располагаемые доходы населения и, как следствие, растет розничная торговля. Все эти показатели растут на фоне минимальной безработицы, достигнутой впервые с 1992 года.
«Наш потребитель настроен оптимистично: практически у трети населения в 2023 году доходы увеличились в 1,5 и более раза. Зарплаты выросли по всей стране, но самый высокий рост произошел в регионах со средним уровнем зарплат. Рост доходов стимулирует стремительный рост потребительских расходов», — отметила Колосова.
Однако есть поводы для тревоги: и в демографии, и в бизнесе. Эксперты прогнозируют сокращение населения на 2,4 млн человек к 2029 году, в том числе будет сокращаться кредитоспособное ядро населения 30–49 лет. Это окажет влияние на потенциал роста всех бизнесов. При этом растут негативные настроения в бизнесе, связанные с высокой ключевой ставкой и отменой льгот в разных отраслях.
Российский рекламный рынок продолжает расти кратно быстрее глобального. В 2024 году, по прогнозу Group4Media, он вырастет на 40%, что составит порядка 22,5% в долларовом эквиваленте с учетом колебаний курса. К 2028 году у российского рекламного рынка есть все возможности для увеличения в 3 раза.
Наибольший рост бюджетов по итогам 2024 года стоит ожидать в ретейл-медиа (+76%) и в диджитал (+46%). Также положительную динамику покажут офлайн-каналы, в отличие от глобального рекламного рынка до сих пор востребованные на российском рынке. По словам Колосовой, рост затрат на классическое ТВ в России сохранится, а сам канал вырастет на 28%. Расти будут и другие каналы: наружная реклама вырастет на 37%, аудио — на 30%. Наименьший рост покажет пресса, составив 15%.
Эксперт отдельно выделила восстановление автомобильного сегмента рынка, что во многом обусловлено расширением присутствия и выходом на российский рынок новых китайских производителей. Рост конкуренции и потребность в формировании знания новых брендов стимулируют приток бюджетов китайских автопроизводителей в офлайн. Как отметила Колосова, эти изменения особенно ощущаются в радио- и диджитал-рекламе.
Глобальный рынок
Рост глобального рынка в 2024 году, по прогнозам Group4Media, составит 7,8%. А при сохранении текущих внешних факторов к 2028 году доля России в мировых вложениях в рекламу вырастет до 2,2% с 1,2 в 2024 году.
Наибольший вклад в рост рынка вносят рекламодатели из банковской сферы, ретейла и e-com — на них приходится более 40% бюджетов. Положительной динамике также способствует дисбаланс инвентарного предложения и спроса на него в большинстве медиа. Это приводит к тому, что владельцы и продавцы рекламного инвентаря пересматривают свою ценовую политику и повышают стоимость размещения.
«Еще 10 лет назад вряд ли кто-то рассматривал ретейлеров в качестве медиаканалов, где люди не только покупают, но и проводят свой досуг, — отметила Колосова в своем выступлении. — Однако сегодня аудитория маркетплейсов как медиаканала близка по объему к ТВ: смотрят ТВ более одного раза в месяц свыше 87 млн россиян, посещают маркетплейсы более одного раза в месяц — свыше 84 млн».
Таким образом, ретейл становится полноценным охватным медиаканалом, а медиа — ретейлом. 65% россиян заходят на эти площадки «скоротать время», а 41% узнают о появлении новых брендов из этих источников. Исходя из этого, можно выделить тренд на кросс-канальное потребление: если раньше потребитель смотрел телевизор или читал печатный журнал, то сейчас он листает страницы крупных маркетплейсов. При этом в ретейле сегодня наблюдается сокращение доли коопкампаний с производителями и усиливается продвижение собственных торговых марок.
В заключение своего выступления эксперт подчеркнула, что агентство остается сердцем экосистемы взаимодействия бренда и потребителя.
«Мы будем продолжать создавать все возможности для реализации успешных кейсов на российском рынке; реализовывать новые технологические решения и партнерства, а также строить любовь к брендам с помощью резонансных проектов», — поделилась вектором на будущее генеральный директор Group4Media Мария Колосова.
Реклама. Рекламодатель ООО «ГрупФорМедиа», ИНН 7731529770