«Кризис потребления, кризис лояльности — вечный вопрос, что делать»
В рамках конференции AdIndex GoUp 2023 состоялась секция «Кризис потребления, кризис лояльности — вечный вопрос, что делать». Эксперты обсудили, какие отношения складываются между покупателем и брендом, как изменился потребитель и как строить эффективную коммуникацию. Делимся ключевыми тезисами прошедшего мероприятия
Спикеры:
-
Светлана Филия, руководитель отдела продаж «СберСеллер» (модератор);
-
Кристина Лайус, директор по коммуникациям и развитию отношений с партнерами «СберСеллер»;
-
Андрей Осокин, директор по маркетингу «Детский Мир»;
-
Снежана Черногорцева, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Валента Фарм»;
-
Марина Сафонова, Digital Director Danone;
-
Александр Лебедев, директор по маркетингу ФСК;
-
Наталья Гремитских, диджитал-директор «АвтоВаз».
За последний год потребительская культура сильно изменилась: кризис дестабилизировал законы и правила, регулировавшие коммуникацию с потребителем. То, что работало ранее, в эпоху стабильности, теперь приходится пересматривать. «Как это делать?» стало основным вопросом прошедшей секции.
Потребительское поведение
Кристина Лайус, директор по коммуникациям и развитию отношений с партнерами «СберСеллер»:
«С начала 2023 года мы наблюдаем рост потребительского оптимизма. Это показывает, что аудитория адаптируется к реальности: ей уже не так страшно, тревога уходит. Динамика каждого фактора оценки благосостояния россиян достаточно положительная — покупательская активность растет и будет расти».
Так, каждый четвертый россиянин запланировал на 2023 год весомые траты. Однако потребители продолжают с осторожностью относиться к расходам и продумывать каждый свой финансовый шаг.
Как рассказала Лайус, около 90% жителей страны заявили, что сегодня цена является основополагающим фактором решения о покупке. Экономят потребители по-разному: выбирая магазины с более низкими ценами, товары, заменяющие продукцию ушедших брендов, или отказываясь от чего-либо. Также значимыми факторами стали доступность и известность.
«В силу ухода с российского рынка или приостановленной деятельности большого количества брендов, потребитель ищет замену и новинки. При этом в 64% случаев он рассматривает локальные товары как альтернативу иностранным брендам. Как результат — экономия, уход глобальных брендов, желание побаловать себя и поиск новинок приводят к переключению на новые бренды».
Спикер отметила, что сегодня появляется новое потребительское поведение — более циничное. Покупатель готов отказаться от бренда-фаворита в пользу более выгодного, стремится прикладывать нулевые усилия и при совершении покупок спокойно переходит из онлайна в офлайн. И если кризис меняет потребителя, то бренд должен меняться вместе с ним.
Продолжая тему изменения потребительских привычек, директор по маркетингу ФСК Александр Лебедев заметил, что недвижимость бизнес-класса сегодня находится в «глубокой яме». Для потребителя это та категория, без которой можно обойтись. Кроме того, большую роль в этой сфере сегодня играет УТП
«”Зачем вы как продукт потребителю?” – такой вопрос все чаще возникает к большинству ЖК. Те, что сделаны как все, без ярко выраженного УТП, не могут ответить на него. Пока рынок развивался галопирующими темпами, и конкуренция между всеми была одинаковая, это было приемлемо. Сейчас же, когда он чуть грохнулся, необходимо работать над вау-УТП. Объяснять потребителю, что вкусного вы ему принесли. В противном случае, УТП должна стать цена. Это прекрасный этап для рынка – хорошее остается на плаву, а остальное, значит, было не нужно».
Демография и платежеспособность
Андрей Осокин, директор по маркетингу «Детский Мир»:
«Нас неизбежно ожидает демографическая яма. Молодой, рожающей аудитории становится меньше, с точки зрения детского ретейла — это челлендж для всех».
Что касается платежеспособности, то здесь, по словам спикера, ситуация с бюджетом обратно пропорциональна демографической статистике. Доход семей с двумя и более детьми меньше, чем доходы семей с одним ребенком. И это, помимо прочего, радикально меняет коммуникацию — возникает фокус на то, какой price perception должен быть.
По словам Осокина, ощутимая часть клиентов бренда не покупают онлайн — не только в «Детском Мире», но и в принципе в e-com. Это в корне меняет парадигму рынка и ставит под сомнение утверждение о том, что маркетплейсы представляют угрозу для ретейла.
Также спикер рассказал о разнице между потреблением в стабильные и турбулентные экономические периоды. В кризисное время покупатель по-другому смотрит на качество и тратит деньги с осторожностью. Он начинает экономить даже на том, без чего, казалось, нельзя жить. Тем более «вылетают» категории, не обязательные к потреблению.
Борьба за покупателя
О том, что сегодня бренду приходится буквально бороться за каждого потребителя, сказала и Марина Сафонова, Digital Lead Danone:
«Перед нами стоит задача — не только выстраивать лояльность, но понять и привлечь конкретную женщину и ребенка. Для этого мы работаем с различными данными, стараемся размещаться лучше и эффективнее каждый день. Попадать в ЦА и выстраивать лояльность, рассказывать о том, что мы предлагаем качественные, натуральные продукты на каждый день, как для детей, так и для взрослых. В том числе, чтобы донести эту мысль нам помогают дополнительные контентные проекты»
Ценность бренда
Наталья Гремитских, диджитал-директор АО «АВТОВАЗ» рассказала о перспективах развития бренда. По ее словам, бренд Lada держит высокую планку по продажам автомобилей и с успехом отвечает на вызовы рынка. Однако стоит отметить значительную реструктуризацию рынка, который фактически формируется заново за счет новых игроков и сегмента подержанных автомобилей. «В будущем мы планируем расширять продуктовую линейку и завоевывать новые сегменты аудитории. Наша цель — сломать стереотипы в сознании потребителей и стать “Брендом, которым я горжусь”».
В завершение секции заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Валента Фарм» Снежана Черногорцева подытожила тему значимости вклада в бренд. Она добавила, что прошлый год показал: когда деньги заканчиваются, побеждают сильные бренды.
Снежана Черногорцева, заместитель генерального директора
по маркетингу и продажам «Валента Фарм»:
«В марте 2022 года
случился колоссальный рост закупки лекарственных препаратов, люди закупались
впрок, опасаясь дифектуры. Известные бренды с хорошей репутацией раскупались в
первую очередь, а неизвестные торговые марки, остались в стороне и не
получились свой рост продаж, который был характерен для первого квартала 2022
года.
Но самое интересное произошло потом, через один-два месяца: известные бренды вернулись на уровень сезонного спроса, а продажи малоизвестных брендов заметно упали. Это хорошая иллюстрация того, что в условиях изменений и кризисов, инвестиции в построение и укрепление силы брендов себя оправдывают. Хочу еще раз подчеркнуть, что бренд — это далеко не только коммуникации и реклама. Бренд оказывает системное влияние на бизнес, а в монобрендовых компаниях еще и определяет бизнес-модель и оказывает воздействие на корпоративную культуру, например».