Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Олегом Волкошем, Media Arts Group (22-26 сентября)
Важная публикация этой недели – о результатах исследования AdIndex, посвященного проблемам постоплат в отрасли креатива и digital. В очередном прогнозе ZenithOptimedia резко снижены показатели ожидаемого по итогам года роста российского рекламного рынка. При этом положительную динамику продемонстрируют только два медиа – радио и интернет. Из остальных новостей – перестановки в Mail.ru Group, крупный тендер на продвижение российской кредитной карты ПРО100 и сведения о том, что структура трат россиян в непростой экономической обстановке почти не изменилась
Важное для отрасли исследование провели в AdIndex. Чтобы выявить, как постоплаты влияют на бизнес, были опрошены топ-менеджеры агентств, работающих в сегменте креативных и digital-коммуникаций. Результаты выглядят неутешительными: от сложившейся практики задержек платежей страдают все – и исполнители, и клиенты, и отрасль. Эксперты оценили серьезность проблемы и предложили варианты ее решения.
Олег Волкош,президент Media Arts Group |
Для меня дискуссия коллег по этому исследованию оказалась гораздо более интересной, нежели результаты самого исследования, которые и так были очевидны. Хочу добавить к тому, что уже обсудили участники рынка, несколько моментов. Первое, с точки зрения индустрии рекламного рынка, как-то все «забыли», что условия постоплаты для клиентов возможны не по всем сегментам рекламы. Размещение рекламы на федеральных ТВ-каналах или получение мест для промоакций в торговых сетях, например, производятся только по предоплате. Вы, конечно, можете согласовать условия и с постоплатой, но обойдется это вам дороже, чем любое кредитование через банк. Таким образом, остальная часть рынка вынуждена мириться с постоплатой по причинам сложившейся практики и наличия практически монопольной ситуации с продажами телерекламы. А это порядка 50% от всего рынка рекламы в России. Что происходит далее, всем понятно – клиенты переводят в режим постоплат всех остальных поставщиков рекламных услуг, чтобы сохранять ликвидность и управлять своими денежными потоками. Второе, реклама уже давно стала бизнесом, которым нужно управлять с точки зрения всех его правил. Это я про управление дебиторскими и кредиторскими долгами, про привлечение заемных средств, введение совместно с клиентами механизмов факторинга. Других решений данного вопроса просто не существует, и все остальное обсуждение – это пустая трата времени. Гораздо полезнее найти профессионального финансового директора или управленцам самим получить такое образование. |
В очередном прогнозе развития российского рекламного рынка ZenithOptimedia изменились ожидаемые показатели. Несмотря на принесшую баснословный доход Олимпиаду, общий темп роста рынка не увеличится. Если в июне в агентстве говорили о 6,6% роста в 2014 году (понизив апрельский показатель в 8,6%), то сейчас аналитики рассчитывают, что рынок вырастет лишь на 1,2%, до 331,7 млрд рублей. При этом положительную динамику во втором полугодии продемонстрируют только два медиа – радио и интернет.
Олег Волкош,президент Media Arts Group |
Это слишком обнадеживающий прогноз на фоне ухода с рынка целой категории иностранных рекламодателей, чьи продукты попали под ввод российских санкций, падения ликвидности огромного количества банков и финансовых институтов, снижения продаж автомобилей и других кризисных тенденций в остальных секторах крупнейших рекламодателей. Поэтому я уверен, что о росте рынка нам стоит забыть на следующие несколько лет и наблюдать за тем, каким будет его падение. При всем оптимизме, связанном с ростом интернет-рекламы, не стоит забывать, что этот сегмент не превышает 20% всего рынка и большого влияния на его динамику в целом это не оказывает. |
Принятие все новых ограничительных законов в области медиа может перекроить карту рынка. Глава медиахолдинга Sanoma Independent Media Жан Эммануэль де Витт прогнозирует тысячи увольнений в РФ из-за ввода ограничений иностранного участия в российских СМИ. По его словам, запрет выглядит одним из ответов на экономические санкции и в основном ударит по глянцевым журналам, не пишущим о политике. Одновременно было принято решение увеличить субсидии многим государственным СМИ. В основном, это компании, работающие на внешнюю информационную политику. В 2015 году телеканал Russia Today получит из федерального бюджета на 41% больше запланированного, а субсидии агентству «Россия сегодня» увеличатся в 2,5 раза.
Олег Волкош,президент Media Arts Group |
Яркий пример того, как политика может сильно влиять на экономику или бизнес. Получается, что политические риски, которые, наверное, мало кто считал из владельцев СМИ, сейчас могут переделить весь сегмент рынка. И это изменение никаким образом не связано ни с рейтингом изданий, ни с качеством их содержания, ни с объемами рекламных бюджетов и стоимостью тиражей. Это уже совершенно другие правила игры из области большой политики. |
Очередные кадровые перестановки в крупных российских медиа – вице-президент Mail.ru Group по соцсетям и глава «Одноклассников» Илья Широков уходит из компании, решив развивать международные проекты. С октября его заменит технический директор Антон Федчин, а до конца года Широков окончательно передаст все дела преемникам.
Один из российских рынков, на который не подействовала сложная экономическая ситуация, – платное телевидение. Этой отрасли, по подсчетам J’son & Partners Consulting, удалось вырасти до 31,9 млрд рублей. Лидирующий сегмент – кабельное телевидение (16,3 млрд рублей), на втором месте – спутниковое (10,6 млрд рублей), затем идет сегмент IPTV (5,0 млрд рублей). По прогнозам аналитиков компании, рост продолжится, и к 2018 году количество абонентов увеличится до 45,3 млн, а проникновение услуги платного телевидения достигнет 83%.
Еще один быстрорастущий сегмент – мобильный интернет, который, согласно данным TNS, обогнал десктопный по темпам роста. Самый большой прирост пользователей показывает Smart TV (30%), за ним идут смартфоны (24%). Примечательно, что в августе 2014 года было зарегистрировано 704 млн уникальных посетителей, что превышает численность населения России. Объясняется это увеличением у каждого потребителя количества устройств с выходом в сеть.
Олег Волкош,президент Media Arts Group |
Самый интересный сегмент с точки зрения рекламного контакта. Большой вызов в уровне идей и специалистов, которые с этим профессионально умеют работать. Таких очень мало. Если знаете, расскажите, пожалуйста, про них и про их кейсы! |
Тем временем Coca-Cola, McDonald’s и Nestle разрабатывают стандарты детского маркетинга. В частности, запланировано более ответственно подходить к информации о составе продуктов и допускать некоторые рекламные приемы лишь для товаров высочайшего качества. Подобные обязательства готовы взять на себя и другие крупные бренды – Ferrero, General Mills, Grupo Bimbo, Kellogg's, Mars, Mondelez International, PepsiCo и Unilever.
Олег Волкош,президент Media Arts Group |
Саморегуляция рынка его участниками – это то, что нам сильно не хватает. Мы всегда получаем ограничительные или запретительные меры от государства, вместо того, чтобы с помощью своей индустрии самим инициировать эти процессы и, как результат, добиваться более профессиональных решений. Коллеги, есть о чем задуматься на примере международных гигантов. |
«Универсальная электронная карта» готова потратить на рекламу 55 млн рублей. Такова суммарная стоимость двух тендеров, победители которых должны будут рекламировать бренд ПРО100 в интернете, на наружных и indoor-носителях. Заявки можно подавать до 13 октября, а кампании планируется провести с 1 ноября и до конца года.
В Ромире провели очередной
опрос
российских потребителей. Выяснилось, что, несмотря на тревожную
экономическую обстановку, у нас, в основном, сохраняется умеренный оптимизм.
Объемы и специфика трат жителей РФ изменились незначительно, единственное, от
чего большинство отказались, – это приобретение автомобилей.
Олег Волкош,президент Media Arts Group |
Хорошо, конечно, что у нас сохраняется оптимизм. Без этого вообще нельзя. Но уже очевидно, что тратить деньги россияне будут совсем по-другому, и этот тренд закладывается сейчас. Продажа автомобилей – наиболее чувствительный сегмент по понятным ценовым причинам, но дальше этот тренд будет покрывать все остальные сегменты – туризм, FMCG, одежду, мобильную связь. |
Очередное упоминание о запретительных инициативах законодателей – член Общественной палаты Султан Хамзаев предлагает ограничить использование в рекламных целях символов, олицетворяющих победу нашей страны в ВОВ. Законодатели и эксперты рекламной отрасли считают, что такое ограничение будет уместным, так как сейчас нередки случаи неприемлемого применения этой символики.
Желаем всем хороших выходных и, напоследок, расскажем, что
сладкие
газированные
напитки в России предложили продавать по паспорту. Если инициатива
Общественной палаты будет одобрена, купить газировку можно будет только с 14
лет, при этом продавцы смогут потребовать у подростков
документы.
В гостях у ведущей Александры Алферовой - Елена Письменская, генеральный
директор Button Blue компании Gulliver. Она расскажет о том, как провести
маркетинговые исследования и найти свою нишу в сегменте «средний минус», как
привлечь внимание клиентов Черепашками Ниндзя, и как найти франчайзеров на
специализированных порталах и в СМИ.
Автор и ведущая: Александра Алферова, генеральный директор
агентства Boomerang Group.