Как законодательство влияет на экономику Рунета
В рамках ежегодного исследования «Экономика Рунета 2013-2014», подготовленного РАЭК и НИУ ВШЭ, эксперты рассказали о тенденциях развития индустрии в контексте изменения российского законодательства
В исследовании приняли участие только эксперты, непосредственно работающие в индустрии Рунета. Вопросы анкеты касались уровня осведомленности о нововведениях, произведенных изменениях в деятельности компаний в связи с принятием законов, участия экспертов в их обсуждении. Эксперты также оценивали силу и характер влияния новых законов, среди которых: антипиратский, блогерский, о хранении персональных данных, об ограничении интернет-платежей, против употребления мата и направленный на борьбу с экстремизмом в интернете.
Проанализировав ответы экспертов, специалисты РАЭК и НИУ ВШЭ пришли к выводу, что в развитии интернета государство видит угрозы, на которые оно реагирует жесткими, запретительно-ограничительными и крайне оперативно принимаемыми законами. Исходя из содержания законов, особую опасность для государства представляет деятельность иностранных компаний в Рунете, которые находятся вне российской юрисдикции и, соответственно, не подпадают под нормы российского права. Если государство будет жестко следить за исполнением законов, то зарубежные компании либо будут вынуждены подчиниться требованиям российского законодательства, либо уйдут из рынка Рунета, от чего вряд ли выиграют российские пользователи и сама индустрия Рунета.
По мнению опрошенных экспертов, вышеуказанные законы не только не защищают и не гарантируют, но даже могут и нарушать право на доступ к интернету, сформулированное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Нововведения не принимают во внимание принципы управления интернетом, в том числе выработанных на уровне ООН, ОБСЕ и Совета Европы. К таким принципам относятся, в частности, расширение возможностей интернет-пользователей, сохранение целостности, открытости и архитектуры интернета.
В целом, законотворческий процесс в сфере Рунета происходит сегодня при очень слабом участии индустрии.
Таким образом, нарушается важнейший принцип регулирования интернета — принцип многостороннего регулирования. Он подразумевает участие трех равноправных игроков: органов государственной власти, гражданского общества и бизнеса — в формировании правил, регулирующих интернет. Крайне низкий процент экспертов, участвующих в обсуждении законов, может свидетельствовать и о том, что бизнес ограждается от такого участия, и о том, что индустрия не видит в таком участии смысла, даже невзирая на то, что эти законы в основном носят ограничительный характер.
Отношение самих экспертов индустрии к законам различается: в основном оно нейтрально-негативное или негативное. Большой процент экспертов, читающих законы выборочно или обращающихся к посредникам, а не первоисточникам, может свидетельствовать и о невысоком уровне правовой культуры экспертов, и о том, что влияние таких законов индустрия не считает существенным.
Самый высокий процент прочитанных полностью текстов приходится именно на те законы, влияние которых большинство экспертов считают самым сильным и самым негативным, — об ограничении на хранение персональных данных и об ограничении на интернет-платежи. В основном же эксперты оценивают силу законов как среднюю (сила влияния закона оценивалась по шкале от 1 до 7 баллов, где 1 — крайне слабое влияние, а 7 — влияние очень сильное).
Это может свидетельствовать о том, что эксперты рассчитывают на то, что данные законы не коснутся их бизнеса или не будут соблюдаться в том виде, в котором они принимаются. Это подтверждается и низкими показателями изменений, которые были произведены в компаниях рынка Рунета в связи с принятием новых законов.
Эксперты в основном считают наиболее сильными и негативными те законы, которые могут напрямую угрожать их бизнесу. В том случае, если жесткие меры могут привести к улучшению бизнеса в их сегменте, индустрия не проявляет обеспокоенности чрезмерными мерами, которые могут угрожать ведению бизнеса в другом сегменте и развитию интернета в целом. Это наглядно видно в случае с антипиратским законом, который поддержало большинство экспертов в сегменте электронного контента и который при этом может негативно отразиться на бизнесе в сегменте инфраструктуры.
В целом, можно сделать вывод о том, что в основном индустрия пассивно реагирует на новые жесткие правовые рамки в сфере Рунета, которые государство устанавливает без ее участия.
Согласно аналитическому отчету «Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития», подготовленному НП «РАЭК» по заказу Роспечати в 2014 году, современное состояние регулирования Рунета можно описать следующими основными трендами:
2014 год продолжил тренд 2012 и 2013 годов, связанный с повышенным вниманием государства к вопросам регулирования интернета и существенным усилением государственного регулирования сети интернет и вопросам, возникающим в связи с ее развитием. Налицо стремление государства внести определенную упорядоченность в корпус законов в связи с ростом значимости информационных технологий в социальном и политическом аспектах.
Экспертиза текущих законодательных инициатив и их экспертная оценка участниками рынка дает следующую картину:
-
общее количество законопроектов, касающихся сети интернет, выросло незначительно;
-
доля законопроектов, остающихся на рассмотрении, выросла более чем в 1,5 раза;
-
доля законопроектов, оцениваемых негативно, возросла почти вдвое, составив 77%;
-
совокупная доля законопроектов, оцениваемых положительно или нейтрально, втрое меньше, чем доля оцениваемых отрицательно (соответственно, 77 и 23%);
-
доли законопроектов, оцениваемых положительно или нейтрально, снизились;
-
рост вносимых законотворческих инициатив ускорился, и количество проектов за период апрель–декабрь 2013 года (II–IV кварталы,19) сопоставимо с количеством проектов за январь–апрель 2014 года (I квартал, 16).
Отраслевые эксперты выделяют следующие негативные и нейтральные тенденции в текущих законодательных инициативах, направленных на регулирование интернета и сферы высоких технологий (существовавшие до весны 2014 года):
-
акцент на решение сиюминутных задач в зависимости от текущей конъюнктуры и без серьезных концептуальных обоснований и экспертизы;
-
анализ успешного и неудачного международного опыта в сфере регулирования интернета (чаще всего отсутствует);
-
основными мотивами для публичного обоснования законодательных инициатив являются «борьба с терроризмом», «повышение информационной безопасности граждан и корпораций», «защита детей в интернете» и др.;
-
ответственность за нарушения в области кибербезопасности (усиливается). Использование интернета рассматривается как отягчающее обстоятельство;
-
силовые структуры зачастую не выражают готовности привлекать к своей работе экспертов по теме информационной безопасности, кибербезопасности и технологиям; не всегда приветствуют активность общества, направленную на обсуждение НПА в области информационной безопасности.
-
Эксперты отмечают, что в ближайшем будущем законотворческая тенденция в отношении регулирования Рунета продолжится, наиболее вероятной является динамика на усиление контроля за действиями всех участников деятельности в сети интернет на всех уровнях, вплоть до введения добровольной паспортизации в сети. Так, за первые четыре месяца 2014 года уже было внесено 16 законодательных инициатив, связанных с регулированием интернета. Для сравнения: за весь 2012 год насчитывалась 31 такая инициатива.
-
Очевидная смена вектора законодательных инициатив будет продиктована в ближайшее время сложной геополитической ситуацией, взаимными санкциями и желанием обеспечить цифровой суверенитет РФ и ограничить информационную и технологическую зависимость отечественной отрасли высоких технологий от влияния Запада.
-
Одной из основных будет оставаться тема цифрового суверенитета РФ и тема «импортозамещения» в области высоких технологий. Информационная безопасность критически важных объектов станет приоритетной темой в конце 2014 года.
По итогам исследования экономики Рунета за 2013–2014 год эксперты пришли к выводу, что интернет-отрасль начинает понимать, что из пассивного наблюдателя законодательных инициатив в ее отношении пора превращаться в проактивного создателя – модификатора нормативной базы для изменения тренда законотворчества с охранительно-запретительного на инновационно-стимулирующий.
Рунет развивался в 2013 году по инновационному сценарию, однако в 2014 эксперты ожидают серьезное замедление нескольких рынков, в первую очередь рекламного, а также снижение покупательской активности пользователей. В связи с экономическим спадом и нехваткой инвестиционного капитала во многих рыночных сегментах будет происходить активная консолидация. В 2014–2015 годах будет происходить замедление роста и переход на стабилизационный сценарий со среднегодовым ростом 15%.
Результаты очередной волны исследования «Экономика Рунета 2013–2014» свидетельствуют о том, что отраслевые эксперты с оптимизмом воспринимают перспективы индустриального развития в течение ближайшего времени. В непростых экономических условиях ожидается, что темпы развития онлайн-рынков останутся на прежнем уровне. Наиболее высокий рост ожидается в области электронной коммерции, а также на отдельных рынках онлайн-рекламы и цифрового контента.
Несмотря на справедливую критику изменений в законодательстве, регулирующем интернет, а также алармистские высказывания со стороны отдельных специалистов, в целом участники исследования достаточно пассивно относятся к новым правилам игры, устанавливаемым государством, и чаще всего не рассматривают их в качестве прямой угрозы для своего бизнеса. В то же время отмечается, что для дальнейшего гармоничного развития отрасли необходимо принятие стимулирующих мер на законодательном уровне.