Главный табачный лоббист России попал в Госдуму. Интервью Дмитрия Янина, Международная конфедерация обществ потребителей
Генеральный директор "Совета по вопросам развития табачной промышленности" (СВРТП) Надежда Школкина все-таки стала депутатом от партии «Единая Россия»
О том, что Школкина может стать депутатом, разговоры появились еще год назад. Тогда же члены антитабачной коалиции написали письмо Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на ситуацию с Школкиной. По каким-то причинам Школкина в 2010 году в Госдуму не пошла, зато получила депутатский мандат спустя год.
Весной 2010 года Adindex взял интервью у председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, который был в числе подписавшихся под открытым письмом. Интервью тогда опубликовано не было, но сейчас оно стало еще более актуальным, и, в общем, печальным.
— Почти месяц назад члены антитабачной коалиции написали открытое письмо Путину (под которым подписались и вы), где обратили внимание на ситуацию со Школкиной. Была ли хоть какая-то обратная реакция?
— Реакция была. От табачных компаний ответ последовал в серии заказных статей от внештатных корреспондентов в ряде изданий. На письмо ждем ответа.
— Чего именно коалиция хотела добиться этим письмом?
— Мы хотели привлечь внимание государственных органов власти к тому факту, что в РФ практически не выполняется положения международного договора (Конвенции ВОЗ по борьбе с табаком), к которому присоединилась наша страна в 2008году, о запрете вмешательства табачной индустрии в разработку мер, направленных на сокращение потребления табака. Членство Школкиной Н. В. - основным местом работы которой является руководство "Советом по развитию табачной промышленности - в Общественной палате РФ, ее председательство в Общественном совете Минсельхоза, попытка стать депутатом Госдумы, - являются фактами, дискредитирующими нашу страну. Не может табачный лоббист, получающий зарплату из денег Phillip Morris и Japan Tobacco, а также «Балтийской табачной фабрики», занимать столь высокие, общественно значимые посты.
— Каких конкретных шагов коалиция ждала от Путина и от Правительства? Чтобы Школкиной запретили идти в Госдуму? Возможно ли такое сделать, не нарушая ничьих прав?
— Мы хотели привлечь внимание руководства «Единой России» к тем, кто лоббирует табак. Коалиция добилась своей цели: по словам заместителя председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Маркова, сейчас созданы условия для формирования общественной коалиции, которая смогла бы препятствовать действиям табачных лоббистов. В связи с изменением состава Госдумы, одним из депутатов должна была стать Школкина. Тем не менее, удалось ее туда не допустить. Может быть, этот момент станет поворотным, и нам все же удастся противостоять табачному лобби. Я надеюсь, что я и мои коллеги сможем переломить ситуацию и добьемся успеха.
— Была ли какая-то реакция со стороны Школкиной или табачного лобби в принципе на ваши действия?
— Мы расцениваем ряд ангажированных протабачных публикаций в СМИ как реакцию табачного лобби.
— Какие еще шаги вы намерены предпринять, если дело не сдвинется или усугубится (Школкина попадет в Госдуму)?
— Как минимум два года теперь нам это не грозит и число депутатов Госдумы РФ, защищающих интересы табачных компаний, не вырастет. Там их и так достаточно.При выборах в следующую Думу мы предоставим большую информацию о том, кто защищает интересы иностранного табачного бизнеса в РФ.
— Какова вообще ситуация с табачным лобби в России?
— Россия одна из немногих стран, где табачный бизнес чувствует себя как в оазисе. В РФ самые низкие акцизы в Европе, нет никаких ограничений на курение в закрытых помещениях (ресторанах, кафе), нет полного запрета рекламы табака, что приводит к росту числа женщин курильщиц и подростковому курению, сверхвысокая шаговая доступность сигарет, нет картинок-предупреждений на пачках о том, к чему на самом деле приводит курение. За 17 лет Дума не приняла ни одного закона, который бы соответствовал целям защиты населения от воздействия табака. Только в прошлом году были отклонены три депутатские инициативы, которые бы позволили защитить права некурящих и снизить потребление табака. Реальные и эффективные табачные законы не принимаются годами. При этом мы видим абсолютно протабачную позицию некоторых министерств и ведомств: Минсельхоз РФ (а именно этот орган от Правительства отвечает за регулирование табака – в то время как, напомню, табак в РФ не выращивается) выступает против полного запрета на курение, занимаясь почему-то не проблемами ферм, к примеру, а кафе и ресторанами. Минэкономразвития защищает термин "легкие" сигареты забывая о том, как наличие этого обманного термина влияет на вовлечение молодежи, особенно девочек, в ряды курильщиков. Минфин настаивает на том, что Румыния, Болгария, Польша, поднявшие акцизы до уровня 1,28 евро за пачку, не являются примером для России. Кстати сказать, логичное предложение ФАС РФ передать функцию регулирования табака Минздравсоцразвития - как это сделано в цивилизованном мире - было заблокировано табачными компаниями.
— Как вы прокомментируете весь этот шум, поднявшийся вокруг кампании «Все равно?!» с последующим запретом? Рабочая группа Общественной палаты Российской Федерации по совершенствованию законодательства в отрасли рекламы осудила эту рекламу.
— Я считаю, что травля в отношении социальной рекламы News Outdoor "Все равно?!" является яркой иллюстрацией, что любая эффективная антитабачная мера, даже самая малая, как эта реклама, на сегодняшний день в нашей стране обречена. Целый ряд критиков этой рекламы не упоминали о том, что у них есть конфликт интересов и они сотрудничают с табачными компаниями. До сих пор не слышно их голосов против гламурной рекламы сигарет в метро, глянцевых журналах, интернете, магазинах – везде, где есть потенциальные потребители табака, а не только курильщики. Сами макеты обсуждаемой рекламы являются классическими для социальной антитабачной рекламы. Сюжет четкий и ясный: курильщики убивают себя и наносят вред здоровью детей. Не будь равнодушным - не кури в присутствии ребенка, не кури во время беременности. Опыт многих стран, где демонстрируется антитабачная социальная реклама, показал, что эффективно работают только «жесткие», реально отражающие последствия курения, обращения к людям. Интересно, что постные телевизионные ролики о вреде курения, которые до сих пор транслирует второй канал («Сломай сигарету») очень понравились табачным компаниям, в отличие от этой акции.