Конкурс «Инновация-2010». В числе номинантов группа «Война» со скандальным проектом «Х* в плену у ФСБ»
Этот ежегодный конкурс современного искусства проходит уже в шестой раз, но никогда еще к нему не было приковано столько внимания - все ждали, войдет ли группа «Война» в список участников
И вот вчера, 29 марта, в Малом зале ГЦСИ открылась выставка номинантов конкурса «Инновация-2010» - единственной в России государственной премии в области современного искусства. И группа «Война» на выставке есть.
Ввиду невозможности рассказать обо всех номинантах, мы абсолютно волюнтаристски выбрали 6 работ – просто потому, что они нам нравятся.
1. Безусловно, самый известный и наделавший много шума номинант – это группа «Война» с акцией «Х* в плену у ФСБ», номинация «Произведение визуального искусства». Участие «Войны» в конкурсе долго оставалось под вопросом. Вокруг нее происходила какая-то мутная возня, «Война» то появлялась в списке номинантов, то исчезала из него. Куратор группы Алексей Плуцер-Сарно впал в конспирологию и в своем ЖЖ написал о «тайном приказе Минкульта», а другие конкурсанты, проявив цеховую солидарность, потребовали, чтобы «Война» была. Трудно сказать, что подействовало, но подействовало.
История акции, если кто не в курсе, такова. В ночь на 14 июня 2010 года, день рождения Че Гевары, 9 активистов группы явились к Литейному мосту в Санкт-Петербурге и перед его разведением всего за 23 секунды согласованных действий нанесли на него яркой белой краской изображение детородного мужского органа. Когда мост развели, этот 65-метровый ужас поднялся прямо напротив окон питерского ФСБ. Две пожарные машины пытались из брандспойтов визуальную нецензурщину смыть, но она устояла. На выставке представлен видеоотчет о мероприятии.
Известный «бумажный» архитектор, художник и куратор Юрий Аваакумов, тоже номинант премии, высказался об этом произведении так: «Одна из самых выразительных и ярких работ 2010 года в области актуального искусства. Она выполнена предельно профессионально с точки зрения стратегии и тактики радикального акционизма. Совершенно очевидно, что эта акция войдет в историю современного российского искусства. Явление сортирного языческого фаллоса в барочно-театральном окружении Санкт-Петербурга – необыкновенно, как-то по-лихачевски смешно».
2. В той же номинации, что и группа «Война» - инсталяция Ирины Кориной «Показательный процесс» - заполненная пластилином клетка из сетки-рабицы.
Запечатленный произведением процесс показывает, что бесформенное, податливое, текучее, но при этом упорное месиво, видимо, символизирующее российскую народную массу, не остановить никакими решетками. Она просачивается то тут, то там, тихо, ползуче и бессознательно саботируя все запреты. Такова по Ирине Кориной наша социально-политическая реальность, что очень похоже на правду.
3. Среди финалистов номинации «Региональный проект» - новосибирская акция «Монстрация-2010» Артема Лоскутова.
Артем Лоскутов, как и участники группы «Война» - страдалец и мученик российского актуального искусства. Его тоже постоянно задерживают и выписывают ему штрафы за профессиональную деятельность, которую воспринимают как политическую. Деятельность сводится к тому, что Артем собирает огромное количество народу на ежегодные массовые шествия с дурацкими или абсурдными лозунгами. Эти веселые хеппенинги он назвал монстрациями – и от слова «монстр», и от усеченного «демонстрация». В любом случае - налицо протестное высказывание по поводу отсутствия публичной политики в стране, что, судя по наездам на творца, хорошо чувствует власть. Кстати, это карнавальное действо, начавшись в 2004-м в Новосибирске, с каждым годом захватывает все больше городов.
4. В номинации «Новая генерация» нам больше всего понравился перформанс «Яйца» Полины Канис.
Это легкое, остроумное произведение поднимает тяжелый вопрос о гендерном неблагополучии в нашем насквозь мужском мире. Что делает эта девушка, когда ловит подолом яйца? В чем метафора? Учитывая всю многомерную символику куриного плода, можно предположить, что она кокетливо-сервильными, механическими телодвижениями воспроизводит основные женские ритуалы, навязанные ей природой и обществом - начиная с заигрывания и заканчивая «принесением в подоле».
5. Лауреатами в номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» уже названы монстр московского лирического концептуализма Илья Кабаков и его жена Эмилия. Как пример вклада Кабаковых в развитие современного искусства на выставке показано видео их работы «Лодка толерантности».
6. В той же номинации премию получил вологодский меценат, коллекционер и издатель, Герман Титов, основавший серию книг «Библиотека московского концептуализма», то есть сделавший то, что не смогла сделать ни одна российская художественная институция. В «Библиотеке» опубликованы фундаментальные тексты московских концептуалистов – Бориса Гройса, Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, группы «Мухомор» и т.д.
Выставка в ЦДСИ продлится до 8 мая. Победители премии за 2010 год будут объявлены 7 апреля.
Автор: Галина Данилова