16 Декабря 2015 | 11:15

«Кризисный барометр»: онлайн-экономика достигнет дна в 2016 году

Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) на ежегодной конференции «Рунет 2015: итоги года» представили результаты опроса «Кризисный барометр», проведенного в рамках четвертой волны исследования «Экономика Рунета»

image

Оценки степени влияния экономического кризиса на различные сегменты экономики в 2014 и 2015 гг. приведены в таблице 1. Данные последней позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, в целом, влияние кризиса на экономику оценивается как «выше среднего» (оценки 7-8 по шкале от 1 до 10).

При этом эксперты считают, на экономику страны в целом кризис оказал более существенное влияние, чем на ее онлайн-сегмент. Если сила кризиса во всей российской экономике в 2014 и 2015 гг. ощущалась примерно в равной степени, то в интернет-сегмент кризис пришел позже. Онлайн-рынки ощутили его влияние в 2015 г. Среди различных сегментов наиболее заметен кризис в сфере электронной торговли.

Таблица 1 - Экспертные оценки влияния экономического кризиса на различные сегменты экономики в 2014 и 2015 гг. (%)
«1» - влияние отсутствует, «10» - влияние крайне сильное


Сегмент

Оценки 1-3

Оценки 4-7

Оценки 8-10

Медиана

1

Российская экономика 2014

2,7

35,1

62,2

8

2

Российская экономика 2015

4,1

30,1

65,8

8

3

Интернет-рынки 2014

8,1

51,4

40,5

7

4

Интернет-рынки 2015

4,1

45,2

50,7

8

5

Сегмент «Маркетинг и реклама» 2014

4,7

47,1

48,2

7

6

Сегмент «Маркетинг и реклама» 2015

10,8

39,8

49,4

7

7

Сегмент «Инфраструктура» 2014

3,8

42,3

53,8

8

8

Сегмент «Инфраструктура» 2015

7,7

46,2

46,2

7

9

Сегмент «Электронная коммерция» 2014

8,0

44,0

48,0

8

10

Сегмент «Электронная коммерция» 2015

4,0

32,0

64,0

9

11

Сегмент «Электронный контент» 2014

10,0

60,0

30,0

7

12

Сегмент «Электронный контент» 2015

10,0

40,0

50,0

7

Согласно информации, полученной от экспертов, кризис значительно повлиял на политику подавляющего большинства компаний. Как правило, в предложенном списке произошедших перемен они выбирали несколько вариантов. По распределению ответов видно, что на фоне усиления конкуренции происходит оптимизация и структуризация процессов внутри компаний. Это вынуждает бизнес выводить на рынок новые продукты или услуги, данный вариант ответа выбрали около 70% опрошенных. Также происходит сокращение отдельных направлений, наименее доходных; часть проектов закрываются, данную тенденцию отметил каждый второй эксперт. Кроме того, примерно тридцать процентов экспертов указали на повышение бюджетов отдельных направлений, наиболее доходных, наиболее понятных заказчикам, наиболее востребованных (это показано на рисунке 1).

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос:
«В приведенном списке укажите такие изменения, произошедшие в вашей компании за последний год, которые напрямую связаны с экономическим кризисом» (%)

Сокращение персонала – еще одна заметная тенденция, связана она с оптимизацией работы компании и сокращением бюджетов. Около 40% компаний вынуждены были оптимизировать персонал, то есть сократить своих сотрудников. Другим вариантом решения стало сокращение зарплаты, однако эта мера оказалась не слишком популярной, на нее пошли около 14% предприятий. Каждая четвертая компания сократила бюджет на персонал за счет  сокращения или отмены его бонусной составляющей (26,8%), что позволило удержать часть людей, не увеличив или даже уменьшив их годовой доход.

Среди экспертов нет единых представлений о хронологии кризиса, причем это касается как его начала, так и предполагаемого завершения.

24,6% участников исследования полагают, что кризис начался в 4 квартале 2014 г., немногим меньше (19%) указывают на 1 квартал 2015 года. Другими словами, наиболее распространенной является точка зрения, что кризис в интернет-индустрии начался на рубеже 2014–2015 гг. Вместе с тем, четвертая  часть экспертного сообщества отмечает кризисные тенденции уже во втором или третьем квартале 2014 г. 11,1% опрошенных утверждают, что кризиса в онлайн-индустрии нет, тогда как 6,5% затруднились ответить на вопрос о его начале.

Оценки экспертов свидетельствуют о том, что кризис воспринимается как затяжной (это показано на рисунке 2). Достижение его дна прогнозируется в 2016 году: равное количество опрошенных (11,8%) прогнозируют, что это произойдет в 1 или 4 квартале этого года.  Еще порядка 15% указывают на 2 или 3 квартал. Таким образом, падение онлайн-экономики будет происходить около полутора-двух лет. Стоит отметить, что содержательный ответ на вопрос дали 64,3% опрошенных, тогда как у 25,5% данный вопрос вызвал затруднение.

Рисунок 2 - Мнение экспертов о временных рамках экономического кризиса

Восстановление онлайн-экономики, то есть возвращение динамики ее развития к докризисным показателям примерно треть экспертного сообщества (32,7%) прогнозирует к четвертому кварталу 2017 года и позднее. Примерно пятая часть аудитории настроена более оптимистично, допуская завершение кризиса к концу 2016 года. Но, в целом, возвращение экономики Рунета к кризисным показателям, согласно участникам опроса, займет около года-полутора при условии благоприятной экономической обстановки.

По состоянию на 4 квартал 2015 г. рост онлайн-экономики продолжается. Исключение составляют два рекламных рынка, демонстрирующих отрицательную динамику, а также рынка доменов, на котором отмечена нулевая динамика. Конечно, речь идет о рублевых оценках; учет произошедшего в исследуемый период резкого падения курса рубля относительно основных мировых валют (прежде всего, доллара и евро), а также инфляции позволил бы интерпретировать ситуацию иначе. Как бы то ни было, эксперты в основном согласны с наличием кризиса в онлайн-индустрии, хотя и соглашаются с тем, что он гораздо мягче по сравнению с другими сферами отечественной экономики. Хотя у экспертов нет консолидированного видения хода кризиса, большинство из них говорят об изменениях, произошедших в их компаниях в связи с изменившейся рыночной ситуацией. Наиболее часто при этом говорят о выводе на рынок новых товаров и/или услуг, а также сокращении корпоративных бюджетов на отдельные направления работы.

Карен Казарян, главный аналитик РАЭК рассказал в в комментарии AdIndex.ru: «Если сравнивать с ситуацией в других отраслях экономики, оценка экспертов безусловно кажется достаточно оптимистичной. В то же время респонденты не чувствуют, что мы прошли дно кризиса и не надеются на восстановление темпов роста в ближайшие два года. От следующей волны опроса мы надеемся понять, пришлось ли компаниям применять антикризисные меры по итогам 2015 года (и какие они были), а также уточнить прогноз роста экономики Рунета до 2018 года».


 

КРУПНЫЙ ПЛАН. Андрей Кутузов, Marketing Manager категории чистящих средств Unilever: «Если покупатель в магазине видит только ваш товар и не замечает продукцию конкурентов, ущипните себя за ухо. Вы еще не проснулись» Ключевые тренды SMM в 2016 году
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.