Психология вирусности: Часть 2 – Эмоции. Шесть заветных кнопок
Радоваться или огорчаться? Удивляться или беспокоиться? Что более свойственно нашей природе, и на чем «играть» эффективнее? О человеческих эмоциях как самой тонкой материи для создания успешного вируса расскажет Digital Strategy Director агентства вирусной рекламы mfive Юлия Буданова
Для того чтобы создать по-настоящему вирусный ролик, который соберет миллионы просмотров, надо ответить на один вопрос: что представляет собой наша бессознательная реакция? Это – эмоциональный отклик. Соответственно, если видео содержит некую сильную эмоциональную составляющую, человек неизменно отреагирует на нее, и ролик не останется незамеченным.
Какие виды эмоций самые «вирусные»?
Йона Бергер в своем исследовании для Wharton School of Business под названием «Что делает онлайн-контент вирусным?» приводит следующие результаты исследования самых сильных эмоций:
Трепет
Когда видео кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой. Оно дает некий ключ, отгадку, надежду, затрагивает самые глубинные проблемы, которые, казалось бы, решить невозможно.
Гнев
Чувство несправедливости по отношению к чему-либо происходящему, понимание, что это неправильно, и все должно быть по-другому, и это необходимо немедленно исправить, изменить. Поосторожнее с этой эмоцией. Она может серьезно навредить бренду при неумелом использовании.
Удивление
Неожиданно переворачивает представление зрителя, показывает, что есть что-то интересное и необычное, о чем он просто не догадывался. Эта эмоция, по сравнению с предыдущей, — светлая, позитивная, и ей, вероятнее, поделятся, чтобы удивить других.
Тревога и страх
Страх потерять что-либо сильнее страха ничего не получить. Нечто, что заставит людей это почувствовать, вызовет сильные эмоции. А то, что избавит их от страха (какое-либо волшебное средство или решение), будет воспринято очень позитивно.
Радость, веселье
Люди хотят радоваться за других, видеть истории обычных людей, у которых все получилось, и им удалось выбраться из сложных перипетий. Такие истории хочется примерять на себя и думать, что все будет хорошо. Здесь очень важна способность психологического переноса.
Еще один важный инструмент – это юмор. Веселый настрой – частый повод отправить ссылку другу или всем друзьям сразу.
Вожделение
Здесь речь идет не о примитивном уровне физиологии. Эта эмоция в вирусном видео может быть многогранной. Желание, чтобы «было так же», желание получить то, что человек увидел в ролике. Это может быть предмет, состояние, умение, достижение, признание и многое другое. Именно такой контент в наибольшей степени будет связан с потребностью самоидентификации и будет способом заявить: «Смотрите, я хочу этого, стремлюсь к этому, и я буду таким или уже такой».
Среди всего многообразия есть один очень важный момент: не думайте, что эти эмоции будут работать, если их подать примитивно и открыто. Умиление вызывают не только котята, а гнев – не только сцены насилия.
Три кита успеха вирусной рекламы: позитив, простота, полезность
Есть и другие рекомендации по использованию эмоций в рекламе. Они касаются как принципов восприятия, так и содержания вируса.
Первый из таких советов – позитивное содержание всегда лучше негативного. Оно более вирально, так как люди в большей мере стремятся быть источником именно такой информации.
Второе – не усложняйте! Какой бы интересной ни была идея, не забывайте, что не стоит делать видео сложным, непонятным и запутанным. Идея должна быть хорошей и простой для восприятия, тогда она распространится очень быстро.
Третье – чтобы информация быстро распространилась, сделайте ее утилитарной. Это может быть какой-то лайфхак, который облегчает жизнь, способ избежать определенной опасности, опыт удачного решения распространенной проблемы.
Очевидно, что создание вирусного контента невозможно без обращения к потребностям и мотивам аудитории. Эта истина хорошо известна, однако о ней не всегда вспоминают. Часто авторы зацикливаются на поиске красивой, необычной идеи, забывая, что она, кроме того, должна быть кому-то интересна и близка. Поэтому при создании вирусного видео важно помнить о закономерностях, описанных выше. Это увеличит вирусность вашего рекламного ролика и вероятность того, что он «уйдет в народ».