В России нарисовали портрет пользователя мобильного интернета
Для рекламодателей мобильный пользователь - своеобразный «кот в мешке»: далеко не каждая компания сегодня рискнет вложить средства в этот сегмент. Однако исследования рынка мобильного интернета, проведенные Mail.Ru Group и Nielsen, начали выявлять характерные черты владельцев мобильных платформ
Результаты исследований были представлены 31 октября на конференции «Мобильный интернет в России и мире: платформы, потребление, тенденции». Многие из них были вполне ожидаемы, некоторые оказались в новинку.
По телефону больше не разговаривают. Точнее - разговаривают все меньше. Вместо того, чтобы набрать номер, мы пишем сообщения в социальных сетях. В Великобритании пользователи мобильного интернета тратят на звонки менее семи минут в день. При этом общение в социальных сетях отнимает у них в три раза больше времени - в среднем 24,3 минуты ежедневно. В России 47% владельцев смартфонов, опрошенных компанией Nielsen, сократили разговоры по телефону в пользу общения в социальных сетях. Видимо, вскоре мобильным операторам придется искать новые пути к потенциальной аудитории. Европейские компании уже столкнулись с этой проблемой - пример ее удачного решения привел Мэттью Хэстер, директор по потребительским исследованиям Nielsen в Европе. По его словам, мобильный оператор AT&T (США) в рекламе своих тарифов стал акцентировать внимание не на голосовых услугах, а на возможности трафика данных. Это позволило компании выиграть значительную долю новых пользователей и обойти конкурентов в 2012 году.
Мобильные приложения «заткнули за пояс» традиционный веб-серфинг. В Великобритании они почти в семь раз популярнее браузеров: 73% сетевого времени пользователи смартфонов тратят на приложения, и лишь 11% - на поиск информации. Российские мобильные пользователи также наиболее активны в приложениях, в то время как информацию через телефоны они ищут в среднем только раз в день.
Портрет мобильного пользователя еще формируется. Однако, проведенные исследования уже позволяют очертить его контуры. Согласно статистике Mail.Ru, типичный пользователь мобильного интернета - молодой мужчина до 30 лет, пользователь Android, проводящий в вебе менее 20 минут в день, наиболее активный по вечерам (с 22.00 до 24.00) и в выходные дни.
«Ловить» его лучше всего в социальных сетях, на форумах и сайтах знакомств, онлайн-сервисах, справочных сайтах и новостных СМИ. Именно эти площадки принесут наибольшую выгоду в случае их адаптации под мобильные устройства. В то же время подводить окончательные итоги пока рано: количество российских пользователей растет стремительно и за последний год увеличилось на 54%, составив более 21 миллиона человек.
Значение мобильного веба недооценивается. Причем это характерно и для России, и для Европы. Например, европейцы 12% всего времени в интернете проводят через мобильный телефон, однако рекламодатели готовы вкладывать в этот сегмент лишь 3% рекламных бюджетов. В Рунете большинство сайтов не адаптировано под мобильные устройства. Менее трети веб-мастеров, опрошенных Mail.Ru, имеют мобильную версию сайта, и 5% - мобильное приложение. Абсолютное большинство из них считают, что мобильные посетители не дают значимого трафика и поэтому пока будут довольствоваться неадаптированной версией сайта.
Покупатель со смартфоном ведет себя иначе. Европейские пользователи прямо в магазине выходят в сеть и сравнивают цены прежде, чем сделать покупку, многие из них сканируют штрих-коды. При выборе товара все большее значение играет веб и социальные сети, все меньшее – друзья и родственники. Социальные сети особенно сильно влияют на выбор высокотехнологичных продуктов, путешествий и развлечений. Потребитель живет в мультиэкранном мире с огромным выбором медиаканалов, девайсов и операторов, его лояльность к мобильным операторам, отдельным медиа стремительно снижается, внимание рассеивается между различными площадками.
Мобильная реклама подойдет не всем. По словам директора по информационным технологиям Mail.Ru Group Александра Горного, для крупных покупок этот сегмент пока не актуален: выбор дорогих товаров потребитель предпочитает совершать на большом экране. Однако мобильная реклама может быть вполне эффективной для мелких услуг, геолокационно зависимых продуктов, спонтанных покупок, электронных товаров, которые можно немедленно оплатить с телефона - например, фильмов. Если говорить о разработчиках мобильных приложений, то для них важна модель телефона потребителя, поскольку мобильные приложения не будут востребованы пользователями старых моделей. Кроме того, есть возможность «вычислять» владельцев смартфонов в большом вебе и рекламировать мобильные приложения там.