П….Ц ТВ. Съемки шоу «Мама в законе» - взгляд со стороны
«Общество со времен Адама и Евы не изменилось», - выпалил Валерий Комиссаров, держа рюмку в руке. На этом можно было бы и закончить. И вот почему
Не хотелось замечать исключительно гадости – это самый легкий путь. Поэтому когда меня в числе нескольких десятков журналистов позвали посмотреть, как снимается реалити-шоу «Мама в законе» - флагманский проект стартовавшего вчера «Перец-ТВ» - я твердо решил искать не только плохое, но и хорошее. Но у меня ничего не получилось. Не нашел.
Мы все отправились на двух автобусах от станции метро «Крылатское» в подмосковную Немчиновку, где выстроен «самый большой в Европе» павильон для съемок шоу – площадью пятьдесят гектаров. Организаторы проекта не раз делали акцент на размерах павильона: самый большой, пятьдесят га, шесть соток.. и так много раз. Кстати, гигантомания замечена была не только при постоянных упоминаниях о циклопических масштабах постройки – Валерий Комиссаров, продюсер шоу, громогласно сообщил его участникам, что приехали сто журналистов. Троицкий потом написал, что их было восемьдесят, хотя я точно знаю, что нас было чуть больше шестидесяти. Ну да ладно, не суть.
Когда автобус добрался до пункта назначения, нас встретил веселый Дмитрий Троицкий. Уже тогда, еще до его прекрасного выступления в эфире «Дождя», стало понятно, что он любит пошутить.
- Как известно, в России четыре главные проблемы. Первые две
вы знаете, а другие две – дураки и дороги, - заявил он и повел представителей
СМИ вглубь павильона.
- Дмитрий, а первые две какие? – наивно спросила журналистка.
- Это был анекдот.
По закрытой территории приятно журчит шириной в полтора шага ручеек. Он втекает в небольшой пруд с каменными берегами. Рядом стоит местный Колизей, выстроенный в масштабе 1 к 33 к оригиналу. Поднявшись вверх по тропинке, попадаешь на двор, по периметру которого стоят четыре здания: телецентр, дом для мам, дом для женихов и дом для невест. Есть пара скамеек, веранда, качели.
- Здесь раньше была моя дача. Пришлось продать для проекта,
- сетует Троицкий.
- Что, правда? – спрашивает все та же журналистка.
- Шутка.
Пытаюсь отыскать, за что бы похвалить организаторов
шоу. Вот построили четыре дома, Колизей, Форум… Молодцы.
Первым делом я зашел в небольшой кирпичный домик к двенадцати невестам. Что тут
скажешь… Все те, кого я увидел, были странно одеты, ярко накрашены, я не буду
подробно это описывать. Не хочется ничего плохого писать про людей, которых не
знаешь, даже если они блондинки в розовом топе и с блестками на щеках. Но вышел
я оттуда разочарованным - мне как-то все стало ясно. Да, наверное я наивный, и
часто верю в то, что мне говорят люди (к политикам это не относится), что
для них главное - поиски счастья, любви, веры и все в таком духе. Пока сам не
увижу, в чем это выражается.
Дальше – дом мам, который, как и дом женихов, отделен от дома невест забором. Это одна из фишек проекта: потенциальные женихи и невесты могут общаться друг с другом только через забор («Как во всеми любимом фильме «Ночной портье!», - не унимался шутить Дмитрий Троицкий), а если хотят нормально, то нужно получить разрешение мамы жениха. Хотя во время моего пребывания там все участники свободно гуляли по всей территории.
Так вот, у мам дом, конечно, получше. Два или три этажа. Внизу – бассейн. Хотя видно, что проект готовился в спешке: перила шатаются, стены кое-где не доделаны и всякие такие мелочи. Мамы – приятные такие женщины. Был там, правда, один персонаж – так называемая мама в законе. Это главная мама, которая становится главной путем голосования. Так вот, эта мама в законе меня просто поразила. Идеальный для реалити-шоу персонаж, таких в жизни, кажется, не бывает. Энергично ходит туда-сюда, говорит громким голосом, причем в основном какую-то пошлую ерунду, предлагает себя фотографировать, причем настаивает, чтобы фотографировали, как она лежит на кровати, выстраивает во дворе невест окриками типа «Втянуть животы! Глаза вниз! Улыбку на лицо!». И невесты с удовольствием ей подчиняются, неуловимым отработанным движением выстраиваясь перед фотокамерами, выстраиваются так, как будто долго тренировались. Я прошу прощения за сравнение, но мне это напомнило выстраивание проституток в Газетном переулке на Тверской (я просто мимо проходил), а «мама в законе» получается - «мамочка». Конечно, это мера моей испорченности – такие ассоциации.
Есть и женихи. Я сразу заметил двух парней, вышедших на лужайку, как только мы всей толпой поднялись во двор. Эти два жениха были странно одеты: один словно сошел со страниц журналов Esquire и «Афиша» - нечто настолько ультрамодное, что речь уже идет не о моде, а о добре и зле. Периодически он поднимал с земли маленькую собачку и держал ее под мышкой, а с журналистами разговаривал голосом Сергея Зверева. Второй, не знаю, то ли еще хуже одет был, то ли лучше – как посмотреть. Вообще, это конечно, сугубо мое мнение. Так вот этот второй парень был одет в такие черные облегающие штаны с тем, что сегодня метко называется «мотней» между ног. Куртка цвета молодого заката, на голове – черная шапочка с ушками, на глазах - большие зеркальные очки. Еще этот молодой человек запомнился тем, что в любом окружающем его предмете он пытался найти свое отражение, и как только его находил, замирал на секунду, поправлял очки, или шапочку, или одергивал куртку, оглядывал довольно себя, и шел дальше, но уже через полминуты опять начинал искать отражение. Согласитесь, есть в этом что-то непосредственное.
Самые искренние и непосредственные, конечно, мамаши (кроме мамы в законе). Они серьезно отвечали на вопросы журналистов и вообще казались самыми вменяемыми и оттого самыми трагичными фигурами во всем шоу. «Суть проекта – найти счастье», - увидел я задумчивое лицо одной из мам, которая давала кому-то интервью. И, понимаете, самое страшное, что она может говорить это вполне серьезно. Вдруг она действительно так думает? То есть, все может быть, мы не знаем, где найдем, где потеряем, но понятно же, что «Мама в законе» - это не про счастье, а про деньги и телерейтинг, против которого запустил намедни тролля Дмитрий Троицкий. А что такое деньги и рейтинг на сегодняшнем телевидении? Это пошлость в самом гадком ее проявлении. И когда Валерий Комиссаров говорил во время застолья о доброте, о счастье и т.д. и т.п., то хотелось ему верить, но это значило бы не поверить своим глазам.
Вообще, Валерий Комиссаров для меня – главная метафизическая загадка этого дурацкого проекта. Расскажу два случая. Он очень хотел показать журналистам крышу дома женихов, что-то они там такое интересное придумали. Но дверь на крышу оказалась запертой – администрация забыла открыть. Вот мы все толпой стоим на лестнице, упершись в тупик, впереди – Комиссаров, начальник всего этого, и такой облом. Он звонит нужному человеку и говорит: «Нужно открыть крышу. Немедленно». Вот как бы вы в такой ситуации сказали «Немедленно»? Да и вообще в любой другой ситуации как бы вы произнесли это слово? «Немедленно» - слово вполне конкретного назначения. Но Комиссаров произнес его с такой интонацией, как будто не случился прокол, а наоборот. Представьте, что вы только что услышали, как ваш ребенок сказал первое слово – «папа» или «мама», и заулыбался беззубым ртом, а вы в ответ, умиляясь – «Заговорил!». Я никогда не слышал, чтобы так говорили «немедленно», и никогда, боюсь, больше не услышу.
А второй случай произошел в телецентре. Мы зашли в тесное помещение, где сидели люди и наблюдали на многочисленных мониторах за всем, что происходит на территории реалити-шоу. А я сразу обратил внимание на объявление, которое висело на стене: «В случае нестандартной ситуации (драка, вызов скорой помощи, желание покинуть проект и т.д.) просьба в любое время дня и ночи звонить А.Н. Михайловскому или Расторгуеву». И телефоны указаны. Комиссаров увидел, что я все это переписываю, снял аккуратно объявление со стены, аккуратно сложил и убрал во внутренний карман своего длинного пальто. И при этом явно смутился, пробормотал что-то вроде: «Вообще, конечно, нехорошо, что они здесь…», и ушел.
Можно много еще чего написать. Например, как официантка во время застолья мне сказала: «Видите, какие у нас фартуки. А-ля Гурченко». Или как человек в костюме Перца был похож на человека в костюме Ку-Клус-Клана, только еще более зловещем, потому что красного цвета. Или как в банкетный зал зашел довольный собой загорелый Дмитрий Нагиев. Какую чушь порой несла Наталья Андрейченко. Впрочем, ее трудно в этом винить, ведь она говорила про реалити-шоу. Или как во время застолья мой убеленный сединой сосед крупных размеров, после пары стопочек водки начал отпускать комментарии, вроде «В общем, это очередная лабудень типа Дома-2» или «Сколько же сумасшедших людей!», а потом он вынужден был бегать договариваться с Нагиевым о фотосъемке – ведь он приехал работать. И Комиссаров, вроде хороший интеллигентный дядька, тоже работает – делает очередное тупое реалити-шоу, при этом говорит о вечных ценностях, которые это шоу должно возродить в сердцах и умах, и, похоже, действительно во все это верит. А если даже и не верит, то все равно от этого он не становится менее трагичной фигурой, которая все знает и понимает, а занимается дерьмом (терминология My Duck’s Vision). Именно об этом и говорил вроде бы хороший дядька Дмитрий Троицкий: «Мы не всегда можем позволить себе сделать наши программы более интеллектуальными, так как они рискуют не набрать рейтинга». В эту формулу, похоже, уместилась «вся современная действительность»: речь не только о телевидении или рекламе, речь обо всем сразу, и Комиссаров определенно прав, когда говорит, что «Мама в законе» - это шоу про жизнь, то есть про всех нас, которые тратят свое время на всякое говно.