«Россия – в приоритете»
«Креативщики, которые до сих пор мыслят исключительно форматом тридцати секундных ТВ-роликов, никому уже не нужны»
- Что для вас на сегодняшний день представляется наиболее интересным в рекламе?
- В США и на традиционных европейских рынках компании стараются переключиться с традиционных медиа на новые, все больше фокусируясь на интегрированных решениях. Сегодня технологическая экспертиза во всем мире становится важной как никогда. И мне кажется, что до сих пор мало кто понимает всю степень происходящих и уже происшедших изменений.
Есть ощущение, что компании подвержены слишком сильной инерции, когда глобальные перемены очевидны.
Я действительно очень удивлен, что потребители ушли далеко вперед по сравнению с компаниями. Посмотрите хотя бы на социальные медиа. Не понимаю, как компании могут так долго приспосабливаться к новым условиям. Клиенты по-прежнему не хотят рисковать, предпочитая традиционные медиа. Но вместе с тем, как я уже говорил, и к ним приходит понимание, что эти традиционные медиа уже не работают. Точнее работают, но немного хуже, чем раньше. Не так, как все привыкли. Поэтому все чаще клиенты выбирают в качестве партнеров те агентства, которые могут предложить им новые каналы коммуникаций. «Вам лучше научиться делать это, иначе мы не сможем с вами работать» - так теперь это звучит.
- Очевидно, что со всеми этими изменениями появляются и новые возможности для творчества, однако разговоры о творческом кризисе в индустрии не утихают.
- Да, я уверен, что вся индустрия, глобально, переживает кризис. Мы все дальше уходим прочь от власти идей к власти денег. Агентства стараются объединиться, чтобы добиться определенного финансового успеха, но я не вижу какой-то страсти вокруг того, что называется big idea. Более того, рекламная индустрия забыла, что по-настоящему великие идеи – глобальны, для них не существует государственных границ. Вот с этим сейчас проблемы.
- Можно ли сказать, что этот кризис был усугублен мировым финансовым кризисом? Все стали осторожничать, не до творчества.
- Да, возможно, агентства и клиенты слишком прагматичны. Но это, скорее, тренд развивающихся рынков, типа России, Китая и Индии, где компании стараются как можно проще, но зато надежней контактировать со своими потенциальными клиентами. Однако во всем мире покупатели становятся все более просвещенными, избирательными и отфильтровывают все больше информации. Собственно, в этом я тоже вижу возможность для компаний и агентств стать менее традиционными и более креативными. Необходима свобода для творчества. Без этой свободы рынок не будет развиваться. В Бразилии, например, все больше клиентов становятся открытыми для нестандартных решений, а в России и Китае такого еще нет. Здесь должно быть больше креатива, но на это понадобится время.
- Проблема рынков, типа российского – в молодости?
- Во-первых, возраст, да. Но также на развивающиеся рынках, типа Китая и России, по-прежнему слишком сильны традиционные медиа: клиенты с удовольствием размещают рекламу на ТВ и в печатных изданиях, несмотря на то, что произошли огромные изменения в медиа-среде. Традиционные кампании больше не дают того результата. Еще важно помнить о том, о чем я уже говорил – big idea. Никакие технологии без идеи не заработают.
- Есть мнение, что на Западе умеют к себе относиться с самоиронией, могут посмеяться над какими-то национальными стереотипами. Это действительно так? И как, с вашей точки зрения, с этим обстоит в России?
- По мне, большинство рынков гораздо серьезнее, чем следовало бы. Лучшие креативные рынки действительно умеют посмеяться над собой, и это, мне кажется, лучше всего получается у Британии. Новая Зеландия, Бразилия, Южная Африка, Австралия тоже преуспели в фане.
Если вы посмотрите на историю России или Китая, то становится понятно, что в этих странах довольно сложная история, люди здесь пережили действительно тяжелые времена, чтобы сейчас они могли относится к себе и другим непринужденно, как в остальном мире. Поэтому здесь реклама, на мой взгляд, реалистична. С другой стороны, в той же Новой Зеландии или Австралии ничего не происходит, там слишком спокойно. И это не очень хорошо.
- И опять о переменах. Перемены такого масштаба ведут за собой и перемены в требованиях к персоналу.
- Это вызов для всей индустрии. С талантами было сложно всегда. И мне кажется, что сегодня фундаментальные знания важны как никогда. И креативность. Сегодня людям приходится переучиваться, если они не хотят потерять свою работу. Я знаю много людей, которые были блестящими специалистами в традиционных медиа, но сейчас они не востребованы. Это грустно, но такова жизнь. Людям нужны новые знания и навыки, при этом они должны сохранить весь свой традиционный опыт. Такие специалисты будут очень востребованы на рынке. Те, кто уже могут соединить digital и креативность - суперзвезды в рекламной индустрии.
- Несмотря на то, что требуются новые люди, в США в индустрии в этом году наблюдается минимальный уровень занятости за последние несколько лет. С чем это связано?
- Не думаю, что здесь экономические причины, проблема не в рецессии. Я вновь возвращаюсь к словам о big idea и о том, что хорошая идея должна работать везде, на любых медиа. Есть чистый лист бумаги. Ты должен придумать такую идею, которая работала бы на телевидении, наружке, в прессе, блогах. Креатор, который не справляется с такой задачей, будет испытывать проблемы. Индустрия нуждается именно в таких людях. Клиенты – глобальные компании – хотят работать с такими людьми, потому что хотят знать, сколько вложенных денег вернется. Это пример позитивного влияния экономического кризиса. Креативщики, которые до сих пор мыслят исключительно форматом тридцати секундных ТВ-роликов, никому уже не нужны.
- Подведите, пожалуйста, первые итоги объединения Sapient и Nitro.
- Очевидно, что объединение сработало. В первую очередь, нам было важно доказать это на крупных рынках – США и Великобритании. И мы добились успеха: у нас отличный портфель клиентов. Coca-Cola, Unilever, Mars, Volvo, Chrysler. Все это очень большие возможности. Теперь мы сфокусировались на развивающихся рынках - Китай и Россия, и здесь мы тоже растем. Мы стараемся привнести в эти рынки digital-составляющую, потому что сегодня это очень важно.
- Со стороны кажется, что история Nitro – это беспрерывная история успеха. Молодая маленькая компания вышла на рынок и сразу же стала забирать крупнейших клиентов у глобальных агентств. Но вероятно, были какие-то неудачи?
- На самом деле было очень много ошибок, и хотелось бы, чтобы их было меньше. Но ошибок избежать нельзя, и если ты хочешь быть успешным, ты должен уметь с ними справляться. Это тоже часть опыта. Иногда мы покупали, как оказывалось впоследствии, не очень хороший бизнес. К примеру, в Лондоне. Правда, сейчас там все хорошо.
- Как обстоят дела в московском офисе?
- В Москве мы росли не так быстро, как хотелось бы. Но причины здесь в том, что российский рынок для компании был периферийным. Сейчас ситуация изменилась. Россия - в приоритете. Здесь отличная команда, очень яркие и креативные люди. Ролик для Skittles попал в шорт-лист на Каннском фестивале. Поэтому мы будем работать дальше и больше.