Динамика зарплат и спроса на специалистов маркетинговых коммуникаций: исследование рынка труда
HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS специально для AdIndex.ru провели очередное ежеквартальное исследование рынка труда маркетинговых коммуникаций. В третьем квартале 2015 года были проанализированы 16 категорий специалистов: в SMM, SEO-продвижении, контекстной рекламе, web-дизайне, стратегии, маркетинге и др.
Методика исследования строится на анализе основных интернет-площадок для поиска работы: НeadHunter, SuperJob, Rabota.mail.ru, Rabota.ru, Rabota.yandex.ru. Анализировалось общее количество вакансий на площадках, количество вакансий по отдельным направлениям, заработная плата. Данные представлены по рынку труда Москвы.
Для оценки динамики спроса работодателей на специалистов сферы маркетинговых коммуникаций в третьем квартале 2015 года были отобраны следующие категории специалистов:
· Account Manager
· Senior Account Manager
· Account Director
· Маркетолог
· Интернет-маркетолог
· Руководитель отдела маркетинга
· Стратег
· SMM-менеджер
· Руководитель отдела SMM
· SMM-специалист
· SEO-специалист
· Специалист по контекстной рекламе
· Web-дизайнер
· Менеджер по продажам
· Менеджер по интернет-продажам
· Руководитель отдела продаж.
На графике показано относительное изменение общего спроса на специалистов по Москве за третий квартал 2015 года. Продолжился рост, наметившийся в прошлом квартале. Рынок вырос до позиций октября прошлого года.
«В первую очередь хочется отметить общую позитивную динамику на рынке труда. Количество вакансий, несмотря на негативные прогнозы, соответствует аналогичному периоду прошлого года, что традиционного связано с осенним повышением деловой активности, – говорит Екатерина Ламинина, управляющий партнер HR-бюро Big Fish Recruitment. – Среди измеряемых нами профессий лидерство спроса сохраняют за собой специалисты по продажам, второе место за маркетологами, спрос на которых за третий квартал вырос примерно на треть. За ними на третьем месте разместились профессионалы клиентского сервиса. При этом более чем на 40% возрос спрос на опытных клиентских менеджеров, за ними же и первенство роста заработных плат – более чем 25%! Сравнимым результатом могут похвастаться только руководители отделов продаж, у остальных профессий, к сожалению, сохраняется тенденция к умеренному снижению зарплат».
Digital-специалисты
Общее замедление роста спроса на специалистов сферы Digital, начавшееся в прошлом квартале, продолжилось. При этом спрос на web-дизайнеров и менеджеров по контекстной рекламе сократился на 5% и 15% соответственно. Таким образом, специалисты по контекстной рекламе и web-дизайну, которые показывали бурный рост в конце прошлого года и начале нынешнего, теперь не так востребованы, как специалисты по SEO и SMM.
Уровень средних заработных плат не претерпел существенных изменений. За указанный период выросла зарплата web-дизайнеров (с 67,5 тыс. рублей до 81,2 тыс. рублей). Зарплата специалистов по контекстной рекламе, напротив, несколько снизилась. Если в начале квартала она составляла 77,5 тыс. рублей, то к концу достигла уровня 70,6 тыс. рублей. Заработная плата специалистов по SMM стабильно остается ниже средней заработной платы по Москве, которая в начале периода составляла 65,9 тыс. рублей, в конце – 64,2 тыс. рублей.
Менеджеры по работе с клиентами
Относительная величина спроса на специалистов по работе с клиентами существенно не изменилась с прошлого квартала. Менеджеры по работе с клиентами по прежнему более востребованы, чем эккаунт-директора.
Спрос на эккаунт-менеджеров показывает стабильный небольшой рост на протяжении всего квартала. В совокупности он составил примерно 10%. Спрос на старших менеджеров по работе с клиентами показал ускорение роста к концу квартала. В совокупности вырос на 40%. Спрос на директоров по работе с клиентами показывал рост, превышающий 40% в середине квартала, но к концу вернулся на прежний уровень.
Снижение заработных плат специалистов по работе с клиентами прекратилось в третьем квартале 2015 года, и даже наметился некоторый рост. Больше всех выросла средняя зарплата старших эккаунт-менеджеров: с 80 до 99 тыс. рублей. Заработная плата эккаунт-директоров составляла в начале квартала 122,2 тыс. рублей, в середине июля средний уровень опустился до 91,5 тыс. рублей, однако к концу квартала ее ожидал рост до 124,5 тыс. рублей.
Маркетологи
Маркетологи широкого профиля востребованы все чаще, когда как спрос на позицию «Руководитель отдела маркетинга» падает.
Спрос на интернет-маркетологов показал рост до 40% за третий квартал. На 20% вырос спрос на маркетологов широкого профиля. Спрос на руководителей отдела маркетинга падал, однако в конце квартала вернулся на исходные значения.
Средние зарплаты специалистов по маркетингу остаются выше средней заработной платы по Москве. Однако зарплата руководителя отдела маркетинга в среднем упала со 156 до 140 тыс. рублей.
Специалисты SMM
При исследовании рынка труда специалистов SMM, данная категория была разделена на руководителей отдела SMM и SMM-менеджеров для более детального изучения профессии.
Все больше видна разница между спросом на менеджеров по SMM и их руководителей. Спрос на SMM-менеджеров колебался в течение периода. В начале квартала он равномерно рос, увеличение спроса составило 24% к концу июля. К концу августа его ожидало падение на 13% относительно начала квартала. По итогам квартала спрос на специалистов вырос на 27%. В начале осени спрос на руководителей отдела SMM резко возрастал на 50%, однако к концу сентября вернулся на уровень начала квартала.
Средняя зарплата специалистов по SMM показала за квартал разнонаправленную динамику. У SMM-менеджеров наблюдался умеренный рост средней заработной платы с 50,4 тыс. рублей до 57,2 тыс. рублей. Средняя зарплата руководителей отдела SMM в начале квартала составляла около 48,3 тыс. рублей, к началу августа она показала существенный рост выше 140 тыс. рублей, в конце квартала остановилась на уровне в 65 тыс. рублей. Такой сильный разброс в динамике зарплат специалистов данной профессии объясняется тем, что не всегда в компаниях четко распределены позиции старших SMM-менеджеров и руководителей отделов. Иногда SMM-менеджеров мотивируют, повышая их в должности до руководителей, при этом не сильно увеличивая зарплату. Кроме того, руководителей отдела SMM на данный момент на рынке требуется не так много, поэтому, колебания спроса и средней зарплаты могут быть весьма существенными. В периоде трех месяцев такие колебания не стоит рассматривать как тренды, скорее, это шум измерения. Оценить тенденции мы сможем позже на годовом отрезке.
Специалисты по продажам
Измерения проводились для специалистов по продажам, работающих на рынке рекламы, маркетинга, PR, Digital. Замерялись показатели для специалистов по продажам, специалистов по интернет-продажам и для руководителей отделов продаж.
Менеджеров по продажам рекламы требуется в 16 раз больше, чем руководителей отделов продаж. Однако спрос вырос на всех специалистов.
На руководителей отделов продаж спрос увеличился на 12%, на менеджеров по интернет-продажам – на 19% к концу квартала. По сравнению с показателем за прошлый квартал на менеджеров по продажам спрос увеличился на 33%.
Самый существенный рост средней заработной платы показала позиция руководителя отдела продаж – для него она выросла со 125 до 147 тыс. рублей. Средняя заработная плата менеджеров по продажам сохранилась на том же уровне, немного превышающем средний уровень заработной платы по Москве.
Стратеги
Спрос на специалистов по стратегии показал хороший рост – ровно в два раза к концу квартала.
Средняя заработная плата специалиста при этом показывала рост в начале квартала, но существенно сократилась к концу, став ниже уровня средней зарплаты по Москве.
«Как и в прошлом квартале мы отмечаем, что заработная плата стратегов существенно меняется от месяца к месяцу, – отмечает президент iMARS Владимир Ступников. – Связано это с небольшим количеством предложений на рынке, а также специфичностью выполняемых задач. При этом количество предложений, в отличие от второго квартала, когда отмечалось снижение вакансий по данной категории, продолжает неуклонно расти. В подавляющем большинстве случаев заработная плата стратегов существенно превосходит средний уровень зарплаты по Москве и приближается к руководящим позициям».
По словам Екатерины Ламининой, наблюдаемые нами тренды являются отражением пика тендерной активности, когда игроки рынка стараются сохранить текущих клиентов и привлечь новых, повысив уровень клиентского сервиса, стратегического планирования и экспертизу продаж за счет привлечения в команду сильных профессионалов. Сохранение подобных тенденций ожидается до конца года.
HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS Communications выражают благодарность Сергею Вильданову за помощь в сборе и подготовке материала.
О том, как менялись спрос и средний уровень зарплат специалистов в первые два квартала этого года, можно прочитать по ссылкам: