Зарплата и спрос на специалистов маркетинговых коммуникаций: исследование рынка труда
HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS специально для AdIndex.ru продолжают делиться результатами ежеквартальных исследований рынка труда маркетинговых коммуникаций. Как всегда, во втором квартале 2017 года были проанализированы 16 категорий специалистов, в том числе в областях SMM, SEO-продвижения, контекстной рекламы, веб-дизайна, маркетинга и стратегии
Методика исследования строилась на анализе основных ключевых интернет-площадок для поиска работы: НeadHunter, SuperJob, Rabota.mail.ru, Rabota.ru, Rabota.yandex.ru. Анализировалось общее количество вакансий на площадках, количество вакансий по отдельным направлениям, заработная плата. География исследования - Москва.
Объектами исследований являлись совокупное предложение работодателей, количественные показатели предложения и средняя предлагаемая заработная плата. Для оценки изменения динамики спроса работодателей на специалистов сферы маркетинговых коммуникаций во втором квартале 2017 года были отобраны следующие категории специалистов:
• SEO-специалист
• SMM-специалист
• Веб-дизайнер
• Специалист по контекстной рекламе
• Account Director
• Senior Account Manager
• Account Manager
• Маркетолог
• Интернет-маркетолог
• Руководитель отдела маркетинга
• SMM-менеджер
• Руководитель отдела SMM
• Стратег
• Менеджеры по продажам
• Менеджер по продажам интернет
• Руководитель отдела продаж
Во втором квартале 2017 года спрос на специалистов ожидаемо продолжил расти. Хотя в середине квартала спрос и возвращался к значениям начала квартала, к окончанию периода совокупный спрос вырос на 10%.
Неожиданно скромными, а то и отрицательными оказались показатели изменения спроса на специалистов Digital. По результатам квартала только спрос на специалистов по контекстной рекламе показал рост на 8%. Спрос же на специалистов по SMM упал на 7%, на веб-дизайнеров на 8%, спрос на специалистов по SEO-продвижению упал почти на 20% по результатам квартала.
Несмотря на некоторое снижение спроса, специалисты SMM остаются лидерами по востребованности по отношению к другим профессиям. Их нужно почти на 60% больше, чем специалистов по контекстной рекламе, почти в два раза больше, чем специалистов по SEO, и в два с половиной раза больше, чем веб-дизайнеров.
Заработные платы специалистов Digital продемонстрировали небольшой рост к концу второго квартала. Традиционно самая низкая предлагаемая заработная плата у специалистов по SMM, к концу квартала она немного подросла, и составила 73 тыс. руб. Самая высокая предлагаемая заработная плат у специалистов по контекстной рекламе – более 89 тыс. руб.
Во втором квартале наблюдается устойчивый рост спроса на старших менеджеров по работе с клиентами. По результатам квартала он вырос на 30%. При этом спрос на руководителей отделов по работе с клиентами и линейных сотрудников упал примерно на 5%.
Рост востребованности старших менеджеров по работе с клиентами отразился на структуре спроса. Существенно выросла доля старших менеджеров, при снижении доли линейных менеджеров по работе с клиентами.
Предлагаемая заработная плата для руководителей отделов по работе с клиентами в конце месяца заметно выросла, до 150 тыс. руб., однако снизилась к концу квартала до 115 тыс. руб. Заработные платы старших специалистов по работе с клиентами при одновременном повышении спроса на них сначала упали с 112 тыс. руб. до 86 тыс. руб., а к концу квартала выросли опять до 112 тыс. руб. Зарплаты же линейных менеджеров по работе с клиентами продолжили следовать за средней заработной платой по Москве и немного выросли до 73 тыс. руб.
Спрос на специалистов по маркетингу не испытывал существенных изменений в изучаемом периоде. В начале квартала спрос на интернет-маркетологов вырос на 13%, а к середине спрос на руководителей отдела маркетинга упал на 20%. Однако к концу июня показатели почти вернулись к значениям начала квартала.
Во втором квартале не произошло существенного изменения структуры спроса на специалистов по маркетингу. В лидерах находятся маркетологи общего профиля. В середине квартала возрастала доля интернет-маркетологов. Под конец квартала немного увеличилась доля руководителей отдела маркетинга.
Существенно снизилась средняя предлагаемая заработная плата для руководителей отделов маркетинга: со 160 тыс. руб. до 126 тыс. руб. Также упала заработная плата маркетологов общего профиля, с 88 тыс. руб. до 73 тыс. руб., и приблизилась вплотную к уровню средней предлагаемой заработной платы по Москве. Заработная плата интернет-маркетологов колебалась в течение второго квартала, но к концу вернулась к значениям начала квартала и составила 89 тыс. руб.
Спрос на специалистов по SMM снизился по результатам второго квартала. Спрос на линейных специалистов в этот же период снизился на 16%, а на руководителей отдела SMM вырос во второй половине квартала, но по итогам всего периода все же упал на 24%.
В структуре относительной величины спроса также произошло изменение. Снизилась доля линейных менеджеров по SMM, возросла доля руководителей отделов SMM.
Средняя предлагаемая заработная плата менеджеров по SMM продолжила снижаться и по результатам квартала составила 57 тыс. руб. Предлагаемая заработная плата для руководителей отделов SMM при этом существенно выросла и достигла 150 тыс. руб.
Спрос на специалистов по интернет-продажам остался на уровнях начала квартала, хотя и испытывал небольшие колебания в течение этого периода. Спрос на менеджеров по продажам и руководителей отделов упал по результатам квартала на 7% и 17% соответственно.
В структуре величины спроса на специалистов по продажам произошли незначительные изменения. При падении доли менеджеров по продажам возросла доля руководителей отделов продаж и менеджеров по интернет-продажам.
Средние предлагаемые заработные платы руководителей отделов продаж в середине квартала выросли до 182 тыс. руб., но к концу квартала существенно снизились до 100 тыс. руб. Заработные платы менеджеров по продажам и менеджеров по продажам интернет к концу квартала пришли примерно к одному уровню и составили 95 тыс. руб.
Спрос на специалистов по стратегии снижался на протяжении всего второго квартала, и к его концу упал на 37%.
Средние предлагаемые заработные платы для специалистов по стратегии снижались на протяжение второго квартала, однако к концу периода испытали сильные флуктуации, поднимаясь до 162 тыс. руб. В итоге пришли к уровню в 112 тыс. руб.
В структуре относительной величины спроса на измеряемые профессии
традиционно лидируют маркетологи, менеджеры по продажам и менеджеры по работе с
клиентами. Однако их доля снизилась с примерно 20% до 13-14%. Возросла доля
старших менеджеров по продажам, руководителей.