24 Февраля 2014 | 10:45

Минимализм. Авангардизм с бритвой Оккама в руках

«Искусство, о котором я говорила, очевидно, является негативным искусством отрицания и отречения. Такой длительный аскетизм обычно свойственен размышляющим или мистикам… Как и мистики, эти художники в своих работах отрицают эго и индивидуальность в попытке пробудить полугипнотическое состояние чистого бессознательного». Барбара Роуз, американская искусствоведьма, жена Фрэнка Стеллы

image

Однажды, на рубеже 1950-х-1960-х гг. ХыХы века сидели у себя в мастерской два пиндоса Фрэнк Стелла и Карл Андре – они ее вдвоем снимали – и думали: что делать? С одной стороны, абстрактный экспрессионизм сильно достал. С другой стороны, общество потребления со всех сторон наступает, от консьюмеризма поганого спасения нету. «Друг мой, уйдемте от прозы гадской жизни в возвышенный мир иск-ва, послушаем музыку хрустальных сфер», - сказал по-английски Карлу Андрэ Фрэнк Стелла и показал ему свою новую работу.


Фрэнк Стэлла. Томлинсон Корт Парк

Посмотрел на эту работу Карл Андрэ, посмотрел, ничего не понял и спрашивает: «И что это за байда у тебя?» - тоже так по-английски. А Фрэнк Стелла ему и отвечает (по-английски, естественно): «What you see is what you see (в переводе с английского языка – «ты видишь то, что ты видишь»), dickhead (придурок) тупой. А видишь ты полосы. Эти регулярные полосы глянцевой промышленной краски, нанесенные на холст с помощью малярного флейца, призваны изгнать из произведения любой намек на образ, информацию и возможность интерпретации, что так надоели нам в рамках абстрактного, не к ночи будет сказано, экспрессионизма и, беря шире, мирового изобразительного искусства. Ведь надоели же, коллега? Они, эти регулярные полосы, свидетельствуют о проблемах чистой, абсолютно безличной визуальности. Ты понял, олух (blockhead, англ.)?»

Задумался тут Карл Андрэ, почесал в затылке: «А ведь прав сосед-то, надоели», а потом взял да и пошел в магазин «Мир стройматериалов». Купил там, что было в продаже, и стал из приобретенных товаров делать радикально новые работы**. Приблизительно такие.


Карл Андрэ. Эквивалент VIII


Карл Андрэ. Из серии «Элементы»

Называться это стало минимал-артом, искусством первичных структур, искусством АВС, холодной школой, серийным искусством, посткубистической скульптурой или попросту минимализмом. Даже странно, что у такого незамысловатого по виду и лапидарного искусства столько наименований. Целый ассортимент. Видимо, в качестве компенсации.

Вот я тут очень правильно и замечательно оговорился – «незамысловатого ПО ВИДУ». Потому как по смыслам как раз все очень замысловато. Сами увидите.

Ну, вы уже поняли, что минимализм обладал очень сильным критическим задором. Он без устали критиковал проект «Искусство» в той его модели, которая появилась во времена Ренессанса и продолжала быть до сих пор. Критика эта носила тотальный характер. Буквально ничего из «Искусства» не смогло не попасть под ее огонь по площадям и отлежаться в стороне. Были подвергнуты массированному обстрелу институции, цели, средства и способы функционирования этого самого «Искусства».

Главная претензия минималистов сводилось к тому, что все перечисленное было нацелено на одно – угодить вкусу зрителя/потребителя и соответствовать его ожиданиям. Это ж просто беда уже была какая-то – любитель прекрасного приходил на встречу с прекрасным, отягощенный ложными представлениями о том, что такое искусство, он алкал чего-то уже знакомого, созданного по штампам и клише давно существующего и привычного, над чем не надо ломать мозг и перед чем можно испытать стандартное опять же эстетическое наслаждение, катарсис или чем там еще развлекает себя пресыщенная публика в музеях/галереях. И самое противное – искусство стелилось перед этим любителем, предлагала ему именно то, что нужно было этому филистеру и обывателю и, естественно, несло неправильную информацию о себе, мире и человеке. Особенно этот гадский абстрактный экспрессионизм. Ситуация усугублялась тем, что в это время пышным цветом расцвело еще и общество потребления со всеми его пороками, а это было совсем непереносимо. Ведь что творили – искусство превратилось в форменный товар, его производили (см. текст про Уорхола), продвигали и потребляли ну чисто как какой-нибудь брендированный крем для бритья или карметки. И никакая ироничная критика типа поп-артовской ситуацию эту не исправляла, а, наоборот, усугубляла, ибо поп-арт, со всей своей иронией, таки втянулся в эти мерзкие товарно-денежные отношения, стал их частью, вошел со всеми потрохами в проект «Искусство»***. Тьфу.

В общем, было понятно, что назрели какие-то необходимые радикальные действия – искусство надо было спасать. Вот этим-то и занялся передовой отряд тогдашнего современного искусства – минималисты. Люди в массе своей сдержанные, немногословные, скуповатые на чувство, сосредоточенные, не склонные к шуткам и даже несколько угрюмые, но зато надежные:


Рональд Блейден. Х


Дэн Флэвин. Монумент Татлину


Сол Ле Витт. Открытый модульный куб


Ричард Серра. Борьба


Дональд Джадд. Без названия

 
Роберт Моррис. Угловая балка

Вот так.

Вот такое суровое и крепкое творчество противопоставили минималисты коллаборационистскому и коррумпированному проекту «Искусство». Плоды этого творчества были предельно антикоммерческими, их не должны были хотеть купить истинные любители возвышенного. Они не должны были быть похожи ни на какие ранее созданные произведения искусства**** и не должны были приносить никакого эстетического наслаждения. Они не должны были давать возможность хотя бы малейшей интерпретации и не должны были нести в себе хоть какую-нибудь информацию, кроме как о себе. Одним словом, это должно было быть что-то совершенно неизвестное, непонятное, не соотносимое ни с чем из того, что ранее могло быть увидено зрителем в тех местах, где обычно ему подсовывают искусство. Это должно было быть что-то, напоминающее творение какой-нибудь инопланетной цивилизации*****, нечто, при опознании которого неприменимы никакие знания, опыт, вкус и прочие опоры, работающие при общении потребителя с произведением искусства****** *******.


Рональд Блейден. Три элемента

Именно поэтому творческие работники минимализма выбирали предметы серийные, нейтральные, невыразительные – никакие.

 
Сол Ле Витт. Стоящая открытая структура

Именно поэтому они не делали их сами, а заказывали их мужикам в спецовках или приобретали в магазине и на строительных рынках, продолжая почетную стратегию рэди-мейд, взятую из дадаизма. Отличия от последнего, конечно, есть. Допустим, тот же «Фонтан» Дюшана – конкретный объект, да еще и с пакостными, снижающими коннотациями. Несет в себе массу информации, вызывает стойкую эмоциональную реакцию в смысле немедленно осудить и допускает возможность целой кучи интерпретаций, а это ведь все строго запрещенные вещи. Поэтому минималисты апроприировали не предметы, а куски строительных и отделочных материалов


Роберт Моррис. Без названия

или безликие конструкции и их части, которые никаких запрещенных безобразий в мозгу родить уже не могли. Ведь если делать самому, то в работу нет-нет да и проникнет что-то личное, уникальное, индивидуальное, что-то из арсенала Художника с его практически божественным, демиургическим жестом творения из ничего.


Ричард Серра. Точка опоры

И именно поэтому минималисты уважали всяческую модульность, незамкнутость и предполагаемую продолжаемость своей работы во все стороны, что лучше, или хотя бы в две.

 
Дональд Джадд. Без названия

А также лишали свои работы таких привычных композиционных штук, как главный и второстепенный элементы. Никаких иерархий, все элементы равны и ни один из них не равнее другого.

 
Карл Андрэ. Медный квадрат

Таким образом, минималисты оставили за художником всего одну функцию – производство идеи. Это было круто. Круче в этом смысле был только концептуализм – в минимализме идея все-таки нуждалась в воплощении, хоть и чужими руками, концептуализм же мог вполне без этого обойтись. Здесь же лежит ответ на простой, но сложный вопрос – а кто мог стать художником-минималистом. А любой, кто может освободить свое сознание от тяжелого наследия культуры и найти такую неуникальную штуку, перед которой сознание зрителя забьется в судорогах полной непонятки. Помните, Бойс наш Йозеф говорил, что все художники? Вот, это самое.

Ну, а зрителю-то что делать перед этим всем? Что он должен вынести из общения с этими ничего никому не говорящими, напрочь имманентными фиговинами, замкнутыми на себя как петля Мебиуса, в которой ему хочется повеситься от тоски непонимания и чувства окончательной оставленности в этом мире, который и так-то не особенно хорош для проживания? Да самую малость надо делать.

Зрителю, ну, если, конечно, он не тупая скотина, а человек с горящим взором, ищущим умом и беспокойным сердцем, настоятельно рекомендуется очистить свое сознание от всего, что он знает об искусстве, превратить его в чистый лист и написать на нем новые смыслы, ассоциации и интерпретации, никоим образом не совпадающие с уже существующими в культуре. Т.е. по сути пройти параллельной дорогой тот же путь, которым шла образованная часть человечества где-то начиная с росписей в пещере Шове, а это было очень давно.

Конечно, художники в ХыХы веке зрителя мучили по-всякому и наиздевались над ним вволюшку********. Но вот чтоб так… Сам-то я этот тяжкий путь не прошел, хотя косвенно приблизился в какой-то степени к пониманию всей прелести работ минималистов. И жутко благодарен им даже за то минимальное – тавтология – удовольствие, которое от них получил. Ведь это еще одно приключение идеи и еще одна красота смыслов – а что в искусстве ХыХы века важнее этого?

БОНУС

 
Рональд Блейден. Черный треугольник


Александр Родченко. Красный, желтый, синий

Пример раннего минималистического произведения, возникшего как реакция на «Черный квадрат» Малевича по причинам, похожим на те, по которым потом возник и минимализм – избыточность интерпретаций и обилие литературщины.


Дэн Флэвин. Посвящение Татлину-I

Наших конструктивистов минималисты уважали за саму идею технологического искусства. Так-то у них больше различий, чем сходств.


Ричард Серра. Наклонная арка

 

Рональд Блейден. Шевроны

«Без названия» - это, по-моему, самое лучшее название для минималистских работ. В других-то уже содержится намек, аллюзия, подсказка, т.е. возможность интерпретации.


Дональд Джадд. Без названия

Вообще, минималисты были против живописи как сильно нагруженной культурными ассоциациями, почему, например, изобретатель одного из главных их афоризмов Фрэнк Стелла, как правило, в минималисты не попадает. Но иногда вот занимались.

 
Роберт Моррис. Круг со светом


Ричард Серра. Одна опирающаяся тонна

* I am sorry, may English is very poor. I can express the most simple things, such as my name is Vadim, my native town is Yalta, I am not a table, уф…
** Очень вольная маленькая литературная фантазия. Но за смыслы ее я отвечаю всем, что мне дорого.
*** Ну, т.е. это очередная смерть искусства. Их впереди еще будет много.
**** Конечно, задача в 60-е гг. трудновыполнимая – что только уже не было произведением искусства к тому времени. Но минималисты справились.
***** Человеческий мозг, конечно, жутко изворотлив. Вот встречается ему фигня серебристого металла, которая над селом летала, он быстренько называет ее «НЛО» и успокаивается – у фигни есть имя, т.е. она как бы нашла свое место в упорядоченной картине мира. А с местом – и объяснение. Вот с этой изворотливостью минималисты боролись безжалостно.
****** Одним словом, полная материализация принципа, известного как бритва Оккама: «Не стоит умножать сущности без надобности» или же «Без необходимости не следует утверждать многое» - разные варианты прочтения есть. Очень Оккама минималисты уважали. Дэн Флэвин даже посвятил ему произведение:

 
Дэн Флэвин. Посвящение Оккаму

******* При всем при этом работы минималистов обладают таким качеством, как мистичность, о которой говорила Барбара Роуз. Ну, как египетские пирамиды – есть в них какая-то внечеловеческая загадочность, в этих странных, совершенно замкнутых и ни с чем не связанных объектах. Чужих.
******** В классические времена мучиться должен был художник - он долго овладевал основами мастерства, потом трудно воплощал свой замысел, стремясь к совершенству. Изводил себя. Зрителю же оставалось только наслаждаться достигнутым с таким трудом прекрасным. ХыХы век эту несправедливость прекратил. Теперь уже любитель прекрасного страдает перед произведением искусства от полного непонимания, что же это такое. А художник ведет легкую, красивую жизнь, ибо создание произведения уже не требует от него всех тех издевательств над собой, которые раньше были неотъемлемым качеством творческого процесса. И я считаю, что это - правильно. Сколько можно.

 



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Автор: Вадим Кругликов

Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Русланом Самаевым, Arena Magic Box (17-21 февраля) 6 самых распространенных ошибок при создании коммерческого сайта
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.