Авангардизм – не искусство. Это несостоявшееся светлое будущее человечества
Коротко определить, что такое авангардизм, так же трудно, как дать определение любви
Авангардизм – это такая штука, о которой знают все, но мало кто ее понимает. Это, действительно, отчасти в нем заложено. Даже с названием тут неразбериха – и авангардизм, и модернизм, а некоторые даже всерьез называют все это модерном.
Сразу скажем, что последний, хоть и связан косвенно с историей авангардизма, никакого отношения к нему не имеет – это вполне конкретный стиль в искусстве и архитектуре конца 19–начала 20 вв. Мы будем использовать термин «авангардизм», т.к. он лучше выражает, на наш взгляд, смысл явления – в нем слышны бескомпромиссность, пафос борьбы и устремленность к новому.
Коротко определить, что такое авангардизм, так же трудно, как дать определение любви. В обыденной жизни все как-то обходятся интуитивным ощущением – если не похоже на старый добрый реализм, если ничего не понятно - значит, это авангардизм. На самом деле это не всегда так. Допустим, работа Ральфа Гоингза «Обед Ральфа». Это образец фотореализма – похоже на реальность, а все-таки авангардизм:
В принципе, можно сказать, что авангардизм – это совокупность всем известных течений и практик с начала 20 века до 70-х годов: футуризма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма и т.д. Это, конечно, не ответ на вопрос, но, по крайней мере, очерчивание описываемой территории. Самое же главное, что нужно иметь в виду, общаясь с этим явлением: авангардизм – не искусство, или не только искусство. Это некий род творческой деятельности, являющийся и искусством, и политикой, и философией, и публицистикой, и наукой, и религией и еще много чем. Цель этой деятельности – построение утопии путем радикального изменения мира, для чего нужно радикально изменить сознание населения.
Именно поэтому авангардизм применяет такие тяжелые методы, как шок, эпатаж и скандал – так надежнее и быстрее пробиться к сознанию - а отнюдь не потому, что так легче прославиться, в чем часто обвиняют авангардистов. Задача авангардиста – все время держать потребителя в напряжении, мучить его мозги и душу, заставлять их работать и задаваться при взгляде на очередное произведение вопросом: «Что это такое?»
Марк Ротко «Без названия»:
Отсюда вытекает, что каждое следующее произведение и направление должно быть новее, необычнее и мучительно непонятнее предыдущего. Именно это заставляет авангардистов так резко рвать с традицией «нормального» искусства, уходить от традиционных средств и материалов и применять нетрадиционные.
Тезис «если никто так не делал, то я это сделаю» становится
одним из главных в авангардизме. Если раньше художник создавал произведения, то
француз С. Бен сам становится своим произведением и выставляется в галерее с
плакатом «Смотрите на меня – этого достаточно». Если раньше художник писал
обнаженную натуру, то Ив Кляйн пишет обнаженной натурой:
Если раньше произведение было чем-то неизменным и постоянным, то кинетист Жак Тингели создает движущиеся произведения.
Так что необычность, свойственная произведениям авангардистов – качество вполне второстепенное и отражает более существенные вещи. Еще одно следствие такого подхода к творчеству – авангардистским произведением может быть все.
Слово или дело
Приведенные примеры позволяют заметить, что «чистые» авангардистские работы – а упомянутые работы именно таковы - легко можно заменить их описанием. Действительно, сами по себе произведения в авангардизме не так уж важны (профессионалам вполне хватает их описания) и существуют лишь как фиксация идей. Но художникам приходится иметь дело с косной и туповатой публикой, поэтому они вынуждены доводить свои идеи до материала. Все-таки авангардисты работали прежде всего со смыслами, а не с формами.
В среде концептуалистов ходила такая схоластическая байка. Предположим, в кафе сидит нищий, больной, голодный и, при этом, самый гениальный художник всех времен и народов. Он заказывает стакан воды – на большее нет денег – и, обмакивая в нее палец, рисует на салфетке самое гениальное за всю историю человечества произведение. После чего мгновенно умирает. Подходит официант и успевает заметить произведение прежде, чем оно высохло. Вопрос – было ли создано это самое гениальное произведение? Уверенный ответ – было, потому что официант может его описать, т.е. идея произведения сохранилась. Вообще, надо сказать, что создание и потребление произведений авангардизма – это очень захватывающий процесс.
Хорошее или плохое
Уничтожив традиционные принципы создания и функционирования искусства, авангардисты тем самым, уничтожили и критерии его качества. Раньше все было понятно – если помидор на холсте неотличим от помидора на столе – это хорошее произведение. Если же помидор содержит еще и нравоучительный смысл, то это очень хорошее произведение. А как оценивать то, что производят авангардисты, если все, от процесса стояния под дождем до самоубийства, может быть произведением? Очень просто - по релевантности тех идей, которые оно фиксирует. Причем по релевантности для развития и самого авангардизма, и общества. Этот же критерий определяет и то, кого можно называть авангардистом – ведь понятно же, что намазать на холсте квадрат черного цвета или выкопать большую яму может каждый. Просто не каждый умудрится сделать это так, чтобы подобные незатейливые действа обладали смыслами.
Несмотря на то, что авангардизм – это не совсем искусство, совсем не искусство и, временами даже антиискусство, людей, работающих в этом суровом жанре, часто называют художниками. Ну, так повелось. Все-таки авангардизм вышел из искусства, из той художественной ситуации, которая сложилась в конце 19 века. Из плавильного котла, в котором булькали поздний импрессионизм, пост- и неоимпрессионизм, символизм, модерн во всех его вариантах и поздний романтизм. Неистребимую жажду жизнестроительства авангардизм тоже приобрел у художников – у романтиков. У них же он взял образ гордого, одинокого и непонятого пророка-творца, противостоящего толпе поносящих его профанов.
И еще - всю свою историю авангардизм вел с искусством диалог, тональность которого простиралась от нецензурной брани до разговора на равных.
Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q. Аббревиатура обозначает «Представляю, как хорошо у тебя в ж*пе, дорогая»:
Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн. Таки чувствуются традиции раннего Ренессанса:
Не нервируй меня, Муля
Как всякие строители утопии и, следовательно, обладатели истины в последней инстанции, авангардисты в профессиональном общении были, как правило, людьми тяжелыми и нетерпимыми. Общение между разными направлениями напоминало непримиримую вражду раннехристианских сект и иногда доходило до банального мордобоя, чем особенно отличались сюрреалисты. Когда Тео Ван Дусбург, соратник создателя неопластицизма - Пита Мондриана, предложил последнему использовать не только угол в 90 градусов, как предписывалось каноном, но и в 45 градусов, Мондриан объявил его еретиком и порвал с ним всякие отношения. Мондриана можно понять – угол в 45 градусов – это высшая духовная подлость, и гаже этого мир ничего не видел.
Пит Мондриан. Композиция с красным, желтым, синим и черным. Это правильный неопластицизм:
Тео Ван Дусбург. Контркомпозиция XIV. А это неправильный, подлый неопластицизм:
Но когда тот же Мондриан приехал в Баухаус, то Кандинский, преподававший там, распорядился не пускать его на территорию школы. А когда тот поселился неподалеку с целью проводить семинары, Кандинский объявил студентам, что того, кто будет бегать к Мондриану, немедленно отчислят. Слишком уж разные у Мондриана и Кандинского были взгляды на творчество.
Василий Кандинский. Композиция 8. Сразу видно, что Мондриану
не место в Баухаусе:
Мама, мама, как я буду жить?
Откуда вообще взялась у авангардистов эта идея переделки искусства, а вслед за ним и мира? Этот тренд в конце 19 – начале 20 вв. существовал не только в художественной среде. Ощущение того, что старый уютный мир заканчивается, остро переживалось элитами. Тут и превращение классического капитализма в империализм. И косяком пошедшие новые страшные виды вооружения, и как следствие - новый, жуткий характер войн, похоронивший миф о гуманизме как основе европейской цивилизации. И научные открытия, разрушившие крепкие и устоявшиеся представления о мире. Дарвин сообщил, что человек произошел от обезьяны, а не от Бога. Ницше - что Бог умер. А Фрейд – что ад внутри нас. Эйнштейн все это добил своим релятивизмом.
Переделкой мира занималось большое количество людей и за пределами художественных группировок - достаточно вспомнить разного толка многочисленных революционеров. Художники же чувствовали не только то, что старый мир рушится, но и то, что отражать изменяющуюся действительность старыми средствами уже не получается.
Чем сердце успокоилось
Утопию авангардизм, конечно, не построил. И слава Богу – как всякая утопия, она скорее всего была бы ужасна. Но в изменении мира в лучшую, как ни странно, сторону он поучаствовал сильно – мир стал более открытым, свободным и веселым. У авангардизма были для этого возможности – несмотря на всю непонятность для широких масс этого рода деятельности, миф об авангардисте, раскованном и парадоксальном, таки действовал этим массам на мозги.
Вообще в 20 веке художник-авангардист был культовой фигурой, наряду с другими культурными культовыми фигурами - киноартиста и рок-звезды. А уж без формальных решений авангардизма, как раз менее ценимых им, представить современный мир вообще невозможно. Все современные языки - архитектуры, дизайна, рекламы, оформительского искусства - созданы авангардизмом.
Автор: Вадим Кругликов