Видеоконтент для продвижения на маркетплейсах: как использовать собственный и чужой контент
Как коммерциализировать свой и правильно использовать чужой видеоконтент, рассказывает юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «Косенков & Суворов» Игумнов Вячеслав
Собственный и чужой контент
Использование собственного видеоконтента дает полный контроль над его созданием, уверенность в его уникальности, а также отсутствие необходимости платить за использование материалов другим авторам. Кроме того, такой контент в будущем сам может стать объектом коммерциализации и приносить прибыль от предоставления прав на него другим пользователям.
Защита авторских прав на созданный контент
В первую очередь, необходимо позаботиться о защите собственного контента от злоупотреблений со стороны других лиц. Для этого можно использовать различные способы:
- Цифровое депонирование видеоконтента. Это процедура, при
которой автор загружает свое произведение в реестр специальной организации и
получает свидетельство о депонировании. Депонирование позволяет зафиксировать
дату загрузки произведения, лицо, осуществившее загрузку, и является одним из
доказательств авторства. Данный способ поможет в судебном споре об авторских
правах, а также при заключении договоров, связанных с использованием
контента.
- Водяные знаки. Водяные знаки — это видимые или невидимые
графические элементы, которые встраиваются в видеофайл и служат для определения
создателя. Данный способ является простым и эффективным доказательством
авторства
- Предупредительная маркировка. При публикации видеоконтента
рекомендуется указывать свое имя (псевдоним), а также знак охраны авторского
права – копирайт ©.
- Исходные файлы. Храните исходные файлы всех материалов на
нескольких устройствах. Метаданные файлов помогут определить устройство, автора
контента, а также дату и время его создания
- Видеодоказательства. Можно заснять на видео факт создания
контента и хранения его на устройстве. Также вы можете зафиксировать момент
публикации видео в своих источниках, чтобы доказать, когда вы разместили
материалы в открытом доступе.
Если вы обнаружили, что другое лицо без вашего разрешения использует
видеоконтент, то следует предпринять следующие действия:
- Фиксация нарушения. Это можно сделать с помощью фото,
скриншотов, видео. Лучшим способом является нотариальный протокол осмотра
сайта, но он же является одним из самых долгих и затратных.
- Определение нарушителя. Для этого стоит изучить раздел
«Контакты» или «О нас», посмотреть, кто указан в качестве продавца или
владельца страницы. Если информации нет, то можно определить, кто
администрирует домен с помощью сервиса whois. Если администратором является
гражданин, то придется обратиться к адвокату, который сможет запросить
персональные данные у регистратора домена. Если нарушение происходит в
социальной сети, то можно направить администрации сайта жалобу на
материал.
- Подготовьте претензию. В претензии следует указать права на какое произведение были нарушены, потребовать указания авторства или удаления материалов. Учтите, что претензионный порядок обязателен, если вы хотите взыскать компенсацию.
Обратитесь с иском в суд. Если вы обращаетесь как гражданин, то следует подать иск в районный суд. Если вы являетесь предпринимателем или выступаете от имени компании, то можете подать иск в арбитражный суд субъекта РФ. Иск подается в суд по месту нахождения нарушителя. Вы также можете подать заявление о принятии предварительных обеспечительных мер в виде блокировки страницы сайта, на котором незаконно размещен видеоконтент. Такие меры может принять только Мосгорсуд, который и будет далее рассматривать дело при таком обращении.
Использование чужого контента
Использование чужого контента привлекательно своей быстротой и экономичностью, но требует соблюдения авторских прав других лиц. При этом, если контент принадлежит известному автору или бренду, то получение разрешения на его использование может оказаться сложным и дорогостоящим процессом.
Использование чужого видеоконтента без разрешения правообладателя может повлечь за собой серьезные юридические последствия.
Просто скачать понравившееся видео и использовать его для продвижения нельзя. Кроме того, если правообладатель размещает видео сам, то это не означает что он разрешил его использовать другим.
Законодательство защищает правообладателей видеоконтента. Изображения, музыка, озвучивание и текст в составе видео также охраняются авторским правом. Закон также предоставляет правообладателям возможность обращаться с претензиями и предъявлять иски за незаконное использование контента без соответствующего разрешения.
Например, формирование инфографики карточек товара или реклама с использованием чужих объектов авторского права является нарушением. Кроме того, изменение видео не устранит нарушение, а только усилит его, так как теперь будет нарушено и исключительное право, и право на неприкосновенность произведения.
Незаконное использование чужого контента может привести к принудительной блокировке аккаунта на маркетплейсе, судебным спорам и значительным денежным компенсациям.
Так, правообладатель вправе обратиться к нарушителю с претензией, а если не удастся урегулировать спор мирным путем, то обратиться в суд и взыскать компенсацию.
Размер компенсации рассчитывается одним из трех способов:
- Твердая сумма от 10 тыс. до 5 млн руб.
- Двойная стоимость права использования материалов (лицензии).
- Двойная стоимость контрафактных экземпляров, на которых размещены материалы
Поэтому необходимо связаться с правообладателем понравившегося видео или материала для видео и предложить ему заключить лицензионный договор, подробно оговорив все условия использования. Стоит подробно описать, какое произведение является предметом лицензии (название, хронометраж, формат и прочие признаки). Следует также согласовать срок, территорию, конкретные способы использования.
Другим вариантом может быть использование видеоконтента со стоковых сервисов. Однако и здесь необходимо внимательно изучить условия использования материалов, которые размещены в специальных разделах сайта или приложения. Также можно использовать в видеоконтенте произведения спустя 70 лет после смерти их автора.
Лицензии сreative commons
Авторы могут разрешать свободно использовать свои произведения с помощью бесплатных лицензий Creative Commons.
Существует несколько видов таких лицензий. Например, лицензии Attribution (BY), Attribution-ShareAlike (BY-SA) допускают свободное использование произведений в коммерческих целях с правом на изменение материалов. Так, по указанным лицензиям продавцы могут бесплатно использовать чужие работы с обязательным указанием авторов для создания карточек товаров и в рекламе.
В свою очередь лицензия Non-Commercial (NC) - запрещает коммерческое использование произведения и не подходит для коммерческих проектов, включая рекламу и продажу товаров. А лицензия No Derivatives (ND) - запрещает создание производных произведений на основе исходного произведения.