01 Октября 2024 | 07:00

Видеоконтент для продвижения на маркетплейсах: как использовать собственный и чужой контент

Как коммерциализировать свой и правильно использовать чужой видеоконтент, рассказывает юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «Косенков & Суворов» Игумнов Вячеслав

image
Фото: www.istockphoto.com

Собственный и чужой контент

Использование собственного видеоконтента дает полный контроль над его созданием, уверенность в его уникальности, а также отсутствие необходимости платить за использование материалов другим авторам. Кроме того, такой контент в будущем сам может стать объектом коммерциализации и приносить прибыль от предоставления прав на него другим пользователям.

Защита авторских прав на созданный контент

В первую очередь, необходимо позаботиться о защите собственного контента от злоупотреблений со стороны других лиц. Для этого можно использовать различные способы:

  1. Цифровое депонирование видеоконтента. Это процедура, при которой автор загружает свое произведение в реестр специальной организации и получает свидетельство о депонировании. Депонирование позволяет зафиксировать дату загрузки произведения, лицо, осуществившее загрузку, и является одним из доказательств авторства. Данный способ поможет в судебном споре об авторских правах, а также при заключении договоров, связанных с использованием контента.

  2. Водяные знаки. Водяные знаки — это видимые или невидимые графические элементы, которые встраиваются в видеофайл и служат для определения создателя. Данный способ является простым и эффективным доказательством авторства

  3. Предупредительная маркировка. При публикации видеоконтента рекомендуется указывать свое имя (псевдоним), а также знак охраны авторского права – копирайт ©.

  4. Исходные файлы. Храните исходные файлы всех материалов на нескольких устройствах. Метаданные файлов помогут определить устройство, автора контента, а также дату и время его создания

  5. Видеодоказательства. Можно заснять на видео факт создания контента и хранения его на устройстве. Также вы можете зафиксировать момент публикации видео в своих источниках, чтобы доказать, когда вы разместили материалы в открытом доступе.

Если вы обнаружили, что другое лицо без вашего разрешения использует видеоконтент, то следует предпринять следующие действия:

  1. Фиксация нарушения. Это можно сделать с помощью фото, скриншотов, видео. Лучшим способом является нотариальный протокол осмотра сайта, но он же является одним из самых долгих и затратных.

  2. Определение нарушителя. Для этого стоит изучить раздел «Контакты» или «О нас», посмотреть, кто указан в качестве продавца или владельца страницы. Если информации нет, то можно определить, кто администрирует домен с помощью сервиса whois. Если администратором является гражданин, то придется обратиться к адвокату, который сможет запросить персональные данные у регистратора домена. Если нарушение происходит в социальной сети, то можно направить администрации сайта жалобу на материал.

  3. Подготовьте претензию. В претензии следует указать права на какое произведение были нарушены, потребовать указания авторства или удаления материалов. Учтите, что претензионный порядок обязателен, если вы хотите взыскать компенсацию.

Обратитесь с иском в суд. Если вы обращаетесь как гражданин, то следует подать иск в районный суд. Если вы являетесь предпринимателем или выступаете от имени компании, то можете подать иск в арбитражный суд субъекта РФ. Иск подается в суд по месту нахождения нарушителя. Вы также можете подать заявление о принятии предварительных обеспечительных мер в виде блокировки страницы сайта, на котором незаконно размещен видеоконтент. Такие меры может принять только Мосгорсуд, который и будет далее рассматривать дело при таком обращении.

Использование чужого контента

Использование чужого контента привлекательно своей быстротой и экономичностью, но требует соблюдения авторских прав других лиц. При этом, если контент принадлежит известному автору или бренду, то получение разрешения на его использование может оказаться сложным и дорогостоящим процессом.

Использование чужого видеоконтента без разрешения правообладателя может повлечь за собой серьезные юридические последствия.

Просто скачать понравившееся видео и использовать его для продвижения нельзя. Кроме того, если правообладатель размещает видео сам, то это не означает что он разрешил его использовать другим.

Законодательство защищает правообладателей видеоконтента. Изображения, музыка, озвучивание и текст в составе видео также охраняются авторским правом. Закон также предоставляет правообладателям возможность обращаться с претензиями и предъявлять иски за незаконное использование контента без соответствующего разрешения.

Например, формирование инфографики карточек товара или реклама с использованием чужих объектов авторского права является нарушением. Кроме того, изменение видео не устранит нарушение, а только усилит его, так как теперь будет нарушено и исключительное право, и право на неприкосновенность произведения.

Незаконное использование чужого контента может привести к принудительной блокировке аккаунта на маркетплейсе, судебным спорам и значительным денежным компенсациям.

Так, правообладатель вправе обратиться к нарушителю с претензией, а если не удастся урегулировать спор мирным путем, то обратиться в суд и взыскать компенсацию.

Размер компенсации рассчитывается одним из трех способов:

  • Твердая сумма от 10 тыс. до 5 млн руб.
  • Двойная стоимость права использования материалов (лицензии).
  • Двойная стоимость контрафактных экземпляров, на которых размещены материалы

Поэтому необходимо связаться с правообладателем понравившегося видео или материала для видео и предложить ему заключить лицензионный договор, подробно оговорив все условия использования. Стоит подробно описать, какое произведение является предметом лицензии (название, хронометраж, формат и прочие признаки). Следует также согласовать срок, территорию, конкретные способы использования.

Другим вариантом может быть использование видеоконтента со стоковых сервисов. Однако и здесь необходимо внимательно изучить условия использования материалов, которые размещены в специальных разделах сайта или приложения. Также можно использовать в видеоконтенте произведения спустя 70 лет после смерти их автора.

Лицензии сreative commons

Авторы могут разрешать свободно использовать свои произведения с помощью бесплатных лицензий Creative Commons.

Существует несколько видов таких лицензий. Например, лицензии Attribution (BY), Attribution-ShareAlike (BY-SA) допускают свободное использование произведений в коммерческих целях с правом на изменение материалов. Так, по указанным лицензиям продавцы могут бесплатно использовать чужие работы с обязательным указанием авторов для создания карточек товаров и в рекламе.

В свою очередь лицензия Non-Commercial (NC) - запрещает коммерческое использование произведения и не подходит для коммерческих проектов, включая рекламу и продажу товаров. А лицензия No Derivatives (ND) - запрещает создание производных произведений на основе исходного произведения.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.