MEC: 83% россиян следили за XXII Олимпийскими зимними играми
Рекламное агентство MEC провело масштабное исследование, посвященное Олимпийским играм в Сочи, отчет о котором специально для AdIndex подготовило подразделение MEC - Analytics and Insight
Исследование состояло из нескольких частей, включая онлайн-опрос и анализ активности пользователей в социальных медиа (совместно с IQBuzz). В опросе приняли участие 1 600 человек в возрасте 16-54 лет в начале марта 2014 года.
Проведение Олимпиады «дома», безусловно, повысило интерес к
играм:
-
86% выразили согласие с тем, что прошедшие зимние игры – важное событие для нашей страны;
-
83% смотрели трансляции соревнований;
-
больше половины респондентов активно интересовалась событиями, связанными с Олимпиадой:
-
51% следили за эстафетой Олимпийского огня;
-
55% пересматривали отдельные моменты соревнований;
-
18% скачивали мобильные приложения, выпущенные к Олимпиаде;
-
16% вступали в группы, связанные с ОИ.
-
Такой интерес неудивителен – 76% следили за соревнованиями по зимним видам спорта и до проведения Олимпиады.
Церемония Открытия Олимпийских игр – один раз недостаточно
Церемонии Открытия и Закрытия ОИ побили все рекорды по рейтингам. И подавляющее большинство опрошенных предпочли смотреть эти церемонии в прямом эфире по ТВ:
Церемонию Открытия игр в прямом эфире по ТВ предпочли посмотреть 86% (из тех, кто смотрел Церемонию Открытия), Церемонию Закрытия игр – 83% (из тех, кто смотрел Церемонию Закрытия).
Тем не менее, еще 24% посмотрели потом Церемонию Открытия
повторно, а 20% из смотревших Церемонию Закрытия в прямом эфире посмотрели еще
раз и ее тоже.
Еще треть опрошенных смотрели отдельные моменты церемоний в интернете. |
MULTISCREEN–смотрение: треть опрошенных пользовались вторым экраном во
время трансляций
Трансляции соревнований также смотрели по телевизору 90%. Но примечательно, что треть респондентов, во время просмотра также пользовались «вторым экраном», будь то планшет, ноутбук или смартфон. |
Причем, чем большим количеством устройств и гаджетов пользуется респондент, тем
активнее он/она использует соцсети и поисковые системы во время просмотра.
62% смотрели те соревнования, которые их интересовали. В то время как 36% смотрели либо то, что шло в данный момент по ТВ, либо то, что смотрели их близкие. Примечательно, что 61% из тех, кто смотрел, то, что хотел потом пересматривали ключевые моменты или повторы соревнований. Среди «пассивных» зрителей таких было 52%.
Но это далеко не все из того, что делали респонденты помимо смотрения соревнований:
За дополнительной информацией спортивные болельщики чаще всего обращались к поисковикам (55%) и заходили на сайты телеканалов (51%).
Среди тех, кто заходил на спортивные сайты, в пятерку лидеров вошли:
По данным ComScore, Sportbox.ru также лидирует по количеству посещений в феврале: 9,7 млн уникальных посетителей – по сравнению с февралем 2013 года рост составил 27%. Также пользовались популярностью сайты:
Чемпионат.com (7,7 млн – рост на 25%), Sport-express.ru (7,6 млн – на 17%), Sports.ru (5,2 – на 31%), Rsport.ru (4,6 млн – на 11%).
В целом, спортивные сайты в феврале посетило более 33 млн, и рост по сравнению с прошлым годом составил 41%.
9% респондентов также пользовались мобильными приложениями. Самыми известными приложениями оказались Яндекс.Медали (о нем знает 20%), РезультатыСочи (20%) и СМОТРИ+ (15%).
Мы рассказали про то, КАК и ГДЕ россияне смотрели ОИ. Из каких источников черпали информацию о соревнованиях. Теперь давайте посмотрим на то, ЧТО они смотрели и ЧТО обсуждали.
Фигурное катание, биатлон и хоккей – самые популярные виды спорта
Фигурное катание (77%), биатлон (72%) и хоккей (63%) вошли в тройку лидеров – видов спорта, трансляции которых смотрели россияне. При этом среди мужчин и женщин прослеживается четкое различие: 89% женщин смотрели фигурное катание, в то время как 79% мужчин смотрели хоккей.
В этой связи очень удачно P&G попали в женскую
аудиторию, выступив с инициативой «Спасибо, мама!» с участием российских
фигуристок и их мам.
Volkswagen из зимних видов для спонсорской поддержки выбрали биатлон, а Skoda
традиционно присутствовала в хоккее. На территории хоккея также отметились
Coca-Cola и Gillette.
Большой интерес вызвали относительно новые для нашей страны виды спорта: 48% респондентов были приятно удивлены успехами России в соревнованиях по шорт-треку, 30% – в бобслее и 28% в сноуборде. Фигуристки-одиночницы чуть опередили шорт-трек с 49%. |
Виктор Ан – открытие Олимпиады
Виктор Ан завоевал «приз зрительских симпатий»: 58% респондентов назвали его «открытием Олимпиады». Причем он лидирует среди всех возрастных групп, но особенно среди 35-44-летних (64%), а также в Сибирском (64%) и Южном (61%) округах. |
Также среди спортсменов, которые стали «открытием ОИ», с большим отрывом
лидируют Юлия Липницкая (53%), Аделина Сотникова (51%) и Вик Уайлд (36%).
Юле Липницкой особенно симпатизируют респонденты 45-54 лет
(62%) и жители Приволжского округа – там она набрала 58% голосов.
Аделина Сотникова также больше понравилась старшему поколению – 57% среди
45-54-летних, и не оставила равнодушными жителей Южного (59%) и Приволжского
(54%) округов.
Вик Уайлд особенно запомнился жителям Сибирского (47%) и Южного (40%)
округов.
Можно предсказать, что шорт-трек и сноуборд заинтересуют спонсоров в скором времени. Какой марке отдаст свое предпочтение Виктор Ан?
Снятие Плющенко с соревнований – самое запоминающееся событие
В связи и вокруг Олимпиады происходило множество событий. Самым запоминающимся и обсуждаемым оказалось снятие Евгения Плющенко с соревнований – 74% респондентов слышали об этом.
При этом женщины в целом оказались более осведомленными обо всем, что было связано с Олимпийскими играми. Даже о событиях, связанных с таким «мужским» видом спорта, как хоккей, женщины знали не меньше мужчин.
Что касается возрастных различий:
-
молодежь более склонна обращать внимание на всевозможные казусы типа заминки с кольцом на Открытии ОИ (61%) или шутки по этому же поводу на Закрытии ОИ (62%); выход факела в открытый космос отметили 52%, а «заснувшего» Д. Медведева – 59%;
-
представители старшего поколения больше отмечают непосредственно спортивные достижения: выступление Ю. Липницкой (74%), победа А. Сотниковой (71%) и В. Ана (67%).
Жители Сибирского и Уральского ФО оказались более сентиментальными по сравнению с жителями других российских округов: 66% сибиряков и 62% уральцев обратили внимание на плачущего Мишку во время Церемонии закрытия ОИ.
Главный итог Олимпийских игр в Сочи – победа российских спортсменов
48% респондентов назвали победу в медальном зачете как основной итог ОИ в Сочи.
36% также отметили хорошее выступление российских спортсменов в новых для себя видах спорта, а 27% – что XXII Олимпийские игры в Сочи прошли на высоком уровне.
При этом мужчин также волнует поражение российских хоккеистов (33%), а женщины и сибиряки отмечают «патриотический» эффект Олимпийских игр (по 29%): «Прошедшие игры помогли россиянам сплотиться, почувствовать гордость за свою страну».
«Развитие Юга» отметили как итог ОИ 21% жителей Южного федерального округа.
Спонсорский зачет
Если вам посчастливилось стать спонсором мероприятия
глобального масштаба, например, Олимпиады в Сочи 2014 или ЧМ по футболу 2014 в
Бразилии, то самым острым и актуальным становится вопрос денег: сколько
миллионов нужно заложить на поддержку, чтобы не затеряться в калейдоскопе марок
и не потратить лишнего?
Однозначного ответа не существует, но есть распространенное мнение – чем
больше, тем лучше, что отчасти подтверждается результатами опроса, проведенного
агентством MEC Россия.
Чаще всего россияне ассоциировали с Олимпийскими играми 2014 в Сочи Сбербанк (87%), «МегаФон» (81%) и Coca-Cola (76%) – компании, которые по оценке экспертов инвестировали в около-сочинские активации больше других спонсоров.
График 1:
Q. Выберите, пожалуйста, из этого списка компании, которые,
на Ваш взгляд, являлись спонсорами Олимпийских игр в Сочи?
Base: N=1 600
График 2:
Q. Вспомните, пожалуйста, какие компании были спонсорами
Олимпийских игр в Сочи?
Base: N=1 600
На первый взгляд может показаться, что дело вовсе не в
бюджете, ведь все три бренда имеют лидирующие позиции по знанию на рынке и в
своих категориях.
На графике хорошо видно, что зависимость эта действительно прослеживается –
сильные марки имеют больше шансов достучаться и быть замеченными в Олимпийском
клаттере.
При этом наши «медалисты» возвышаются над облаком брендов, косвенно подтверждая
окупаемость вложенных инвестиций в терминах «ассоциативной связи с
Олимпиадой».
Для сравнения посмотрим внимательнее на Samsung. При высоком знании бренда на рынке (77% среди A18+), спонсором Олимпийских игр в Сочи 2014 его посчитали только 39% респондентов. Причиной чего может служить акцент на Galaxy Note в спонсорских активациях, или сравнительно небольшой телевизионный бюджет поддержки (~ в 5 раз меньше Мегафона).
«Узнаваемость как спонсора ОИ в Сочи 2014 vs Рейтинги на ТВ»
Одной из причин высокой результативности «МегаФона» можно считать успешность их нетелевизионных проектов.
Инновационные #MegaFaces, партнерство с W-O-S.ru, приложение «Смотри+» – вот лишь небольшая часть активности оператора в сети и реальной жизни, которые вызвали живой интерес аудитории.
В социальных сетях и блогах было больше 3 800 постов с органическим охватом > 61 300 чел, которые содержали хэштеги #megafaces и #faces2014. По данным SimilarWeb ~ 33,6% траффика на сайт www.faces2014.megafon.ru пришло из социальных сетей.
Цифры доступные по приложению «Смотри+» также впечатляют: > 300 000 поисковых запросов в Yandex, > 0,5 млн пользователей, > 10 000 человек смотрели Открытие. Среди участников опроса 15% ответили, что они знакомы с мобильным приложением «Смотри+».
По данным опроса: 40% вспомнили приложение, позволяющее смотреть онлайн-трансляции, 30% – 3D «Мега-Селфи».
Q. Посмотрите, пожалуйста, на примеры мероприятий, которые
устраивали спонсоры в связи с Олимпиадой в Сочи. Что из представленного здесь
Вы видели/ помните?
Base: N=1 600
Правильно указать бренд смогли 90% для «Смотри+» и 77% для активации «Лица».
Братья-близнецы
Другое, менее приятное для Сбербанка объяснение успешности
оператора состоит в том, что часть телевизионных рейтингов банка работала на
«МегаФон»!
На форумах и блогах шли бурные обсуждения схожести роликов этих компаний:
цвета, атмосфера, люди, планы и др. Результаты опроса подтвердили этот факт:
36% посчитали ролик Сбербанка рекламой «МегаФона».
Q. Вспомните, пожалуйста, что это была за марка?
(показывались дебрендированные кадры из ролика Сбербанка)
Base: N= 409
Но Сбербанк не единственный, кто попал в ловушку «Copycat»
(прим. Copycat – подражатель, имитатор), хоть и не по своей воле.
Ролики McDonald’s «look-alike» другие бренды в красной гамме.
Q. Вспомните, пожалуйста, что это была за марка?
(показывались дебрендированные кадры из ролика McDonald’s)
Base: N=271
И здесь остается только вспомнить слова классика маркетинга Джека Траута – «Дифференцируйся или умирай», что в равной степени касается и официальных спонсоров и не-спонсоров, не готовых сдаваться без боя.
Именно для вас эти вредные партизанские советы.
1. Если вы не спонсор, но бренд из спортивной категории – не
переживайте, часть атрибутов Олимпиады в любом случае припишут вам.
35% назвали Adidas официальным спонсором Олимпийских игр в Сочи 2014, 27% –
Nike; 22% – Reebok и 15% – Puma.
2. Если вы являетесь спонсором другого спортивного события и
активно задействуете спортивную тематику в своей коммуникации, у вас также
высокие шансы ассоциироваться с Олимпийским движением, не являясь официальным
спонсором.
Nivea Men активно поддерживает хоккей в течение длительного периода, в
результате чего 27% посчитали марку официальным спонсором Олимпиады. (для
сравнения Gillette – 42%).
3. Подарки! Mercedes подвел черту под ОИ Сочи 2014, наградив победителей именными автомобилями. Это не осталось незамеченным участниками блогосферы и результировалось в 16 респондентов, ответивших (без подсказки), что этот бренд был среди официальных спонсоров.
4. И вирусный маркетинг никто не отменял. Давайте вспомним прекрасный пример адаптивного пленнинга от Zippo, который спас Олимпийские игры.
Отчет подготовлен подразделением MEC Analytics
and Insight