Малый бизнес не хочет брать кредиты
Компания Aori опросила представителей 1800 предприятий малого и среднего бизнеса, чтобы выяснить, как российский малый бизнес пережил первые пять месяцев года и с какими ожиданиями вступает во второе полугодие. Настроение оптимистичное: 45% респондентов рассчитывают на стабильное развитие, а еще 15% – предвидят увеличение прибыли в несколько раз
Среди опрошенных компаний оказались представители ритейла (23%), сферы услуг (30%), занятые в строительстве (12%), производстве (15%), сельском хозяйстве (1%) и рекламе (19%).
Почти половина респондентов (48%) закончила прошлый 2014 год в соответствии с ожиданиями и прогнозами, 16% показали отличные результатами, даже превзошедшие их изначальные ожидания, еще 36% закончило год с убытками.
Похожая динамика наблюдается и по итогам пяти месяцев. Объем продаж у большинства (37%) остался на прежнем уровне, как в начале года, у 22% – он вырос, и у точно такого же количества (22%) незначительно, но сократился. У 19% предпринимателей объем продаж сократился более чем в два раза.
Единой оценки рассматриваемому периоду малый бизнес не дает. 34% считают, что ситуация с начала года немного ухудшилась, а 32%, напротив, заявили, что дела у компании пошли в гору. 22% вообще не видят разницы по сравнению с концом 2014 года. 12% переживают нелегкие времена и ответили, что близки к закрытию.
21% компаний пришлось увольнять сотрудников, чтобы остаться на плаву. Еще 4% сказали, что в качестве антикризисной меры им пришлось уменьшить зарплаты. Но тех, кому пришлось жертвовать штатом или окладом работников, меньшинство.
68% участников опроса заявили, что им не требуется ни сокращать сотрудников, ни уменьшать размер их заработной платы. А 7% компаний и вовсе расширяют свой штат.
К кредитам малые и средние бизнесы стараются не прибегать. 56% компаний вообще не видит в них нужды, еще 33% могли бы взять кредит, но воздерживаются. И только 5% респондентов собираются взять кредит в следующем квартале.
Что касается цен на продукцию и услуги бизнеса, 47% компаний пришлось их повысить из-за инфляции, еще у 40% – они не изменились, и только 10% вынуждены были понизить цены, чтобы сохранить клиентов.
В следующее полугодие малый бизнес смотрит с оптимизмом. 45% планируют стабильный поступательный рост, 15% рассчитывает на увеличение прибыли, и только 6% скептиков думают, что оно окажется еще убыточнее первого. 34% ответивших воздержались от прогноза из-за нестабильности экономической ситуации.