Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Кариной Оганджанян, TWIGA (20-24 октября)
Наряду с привычной чередой сообщений об очередных запретах есть и несколько радостных известий. Например, о поддержке малого бизнеса на рынке наружной рекламы, о том, что зарубежные телекомпании не собираются покидать российский эфир, и даже о том, что запрет рекламы на платных каналах может быть смягчен для региональных игроков. Кроме того, Газпром наряду с другими российскими компаниями обогнал крупнейшие западные бренды по узнаваемости в качестве футбольного спонсора, а операторы обещают, что смс-спама станет меньше
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA, академик Российской Академии Рекламы |
Ну вот и до нас дошел позитив. Хоть немного. Этакий подарок ко Дню рекламиста, справлявшегося в четверг этой недели. Поздравляю всех причастных и симпатизирующих. |
Федеральная антимонопольная служба России подготовила законопроект по
поддержке малого
предпринимательства на рынке наружной рекламы. Предлагается установить
квоты для малого бизнеса на рекламные конструкции в размере не менее 20% и
предоставить возможность увеличивать эту долю по решению органов местного
самоуправления.
Ожидается возможное смягчение закона о запрете рекламы на кабельных каналах. Соответствующее предложение подготовил Общероссийский народный фронт, полагая что региональным каналам надо улучшить условия работы и отдать часть абонентской платы, которую получают операторы, либо разрешить им транслировать рекламу. Национальная ассоциация телерадиовещателей тоже предлагает не распространять запрет на региональные и муниципальные телеканалы. Кстати, эксперты считают, что необходимо четкое определение понятия «платный телеканал». Минкомсвязи пока только подготовило поправки в закон «О СМИ» с соответствующими разъяснениями.
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA, академик Российской Академии Рекламы |
Вообще, если мы зачем-то в России хотим иметь кабельные каналы (а мы, безусловно, хотим их иметь по многим, в том числе, медийным причинам), то выжить им без рекламы никак не представляется возможным. Как-то ведь они должны окупать затраты на контент, техническое оснащение, штат. Мне кажется важным иметь возможность выбора каналов различными и продолжающими собственную дифференциацию целевыми аудиториями – смотри, что тебе нравится; а если канал плох и не интересен достаточному количеству аудитории, то и рекламы у него не будет, а значит, каналу долго не прожить. Невостребованные каналы отпадут за ненадобностью, что мы и наблюдаем на протяжении двух десятков лет. Свободный рынок… |
Несмотря на запрет рекламы на платном ТВ, крупные
тематические
каналы не собираются отказываться от вещания в России. Так, на конференции
Dentsu Aegis Network Russia Autumn Sessions 2014 коммерческий директор Fox
International Channels Алексей Мазур пообещал, что все каналы компании
останутся и качество контента не пострадает. По словам руководителя
дирекции продаж Vi Инны Жаровой, Discovery из России также не уйдет. При
этом запрет на прямую рекламу вынудит рекламодателей искать другие пути,
например, осваивать интеграцию бренда в контент.
Попытка законодательно разрешить разбивать детские мультфильмы рекламными роликами оказалась, судя по всему, неудачной — несмотря на поддержку инициативы Министерством культуры и Министерством связи и массовых коммуникаций, три комитета Госдумы уже сочли идею недопустимой. Представители самой мультиндустрии поддерживают законопроект, так как после запрета рекламы в детских передачах в 2006 году развитие детской мультипликации затормозилось.
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA, академик Российской Академии Рекламы |
Вот опять дуализм моего отношения. Как мама, не хочу, чтобы дети смотрели ненужную им рекламу, часто не умную и разговаривающую с ними дурным голосом и шаблонными понятиями, а с другой стороны – понимаю, что без рекламной подпитки сложно развивать мультипликационную (в данном случае) индустрию. Кто, как и почему должен ее, эту индустрию, финансировать, если она почти никак не монетизируется или делает это крайне скромно? Побеждает во мне рекламист – индустрию нужно поддерживать и подпитывать, а детей воспитывать и направлять в семье. |
Скоро госкомпаниям могут запретить закупать
иностранные
бренды. Полный запрет коснется автомобилей, продукции металлургии и
тяжелого машиностроения. Тем не менее, эксперты уже нашли способы обойти
готовящийся закон — это будет возможно через лизинговые схемы и доказательства,
что конкретный продукт не выпускается в России.
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA, академик Российской Академии Рекламы |
А вот этот запрет поддерживаю бесконечно. Ибо считаю, что государство через удовлетворение своих потребностей обязано поддерживать самое себя, а локальный бизнес – есть опора государства. Потребитель должен оставаться свободным – он выбирает то, что ему нравится, слушает голос того бренда, который находит путь к его сердцу и кошельку. У государства же должна быть абсолютная ответственность за подобное потребление. Тем более что время категорической неконкурентности наших товаров прошло – есть из чего выбирать. Глядишь, и автопром наш как-то иначе себя чувствовать будет. Не уверена, но очень хочется. |
Убытки
российских банков выросли за первые три квартала 2014 года почти в шесть
раз по сравнению с предыдущим аналогичным периодом и составили 64,6 млрд
рублей. Прибыль также сократилась — на 8,8%, до 685,2 млрд рублей. В первом
полугодии отрицательные значения прибыли зафиксировали 217 банков из 869 (25%).
А в сентябре убыточной оказалась 191 организация, или почти каждый четвертый
банк (22,2%). Эксперты объясняют происходящее изменением требований
Центрального
банка по резервированию активов, увеличением расходной базы коммерческих
банков и невозможностью привлекать средства так же дешево, как раньше. Помимо
внешнеполитических событий, на стоимость пассивов повлияло и повышение ключевой
ставки ЦБ до 8%.
Страдают на российском рынке и зарубежные бренды – чистая прибыль Coca-Cola упала в третьем квартале 2014 года по сравнению с тем же периодом годом ранее на 14% и составила $2,122 млрд. При этом объем продаж в России, Белоруссии и на Украине сократился в третьем квартале 2014 года на 3%. Во многом это объясняется реструктуризацией сокового бизнеса бренда в России – по итогам 9 месяцев 2014 года, связанные с ней потери составили $32 млн. Еще сильнее сказалась обстановка в России на бизнесе McDonald's — прибыль корпорации в третьем квартале 2014 года упала на 30%. Сейчас многие заведения сети временно закрыты — так, в августе на три месяца была приостановлена работа трех ресторанов McDonald's в Москве. Роспотребнадзором было проведено более 200 проверок, по итогам которых временно приостановлена деятельность десяти ресторанов McDonald's в России и окончательно закрыты заведения в нескольких российских городах. Причиной происходящего объявлены нарушения требований санитарного законодательства.
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA, академик Российской Академии Рекламы |
Интересно, что всплеск самосознания и национальной гордости в России достиг такой масштабности, хотя, конечно, и экономическая ситуация, очевидно, повлияла на падение потребления в стране в целом. Два сильнейших американских символа – Coca-Cola и McDonald’s – похоже, в том числе и благодаря своим национальным ценностям, временно демонстрируют спад потребления. Я, конечно же, очень боюсь перегибов и сильных колебаний мнений и отношений в обществе. Надеюсь, что это временная ситуация, все вернется на круги своя и Америка перестанет быть для нашего потребителя опять негативным героем с неблизкими ценностями. А главное – экономические показатели в нашей стране перестанут показывать отрицательную динамику. |
На фоне столь непростых экономических условий ожидается существенное снижение
уровня заработка в России.
Падение
зарплат в 2015 году, по подсчетам экспертов, может составить до 1,9%, что
на фоне роста инфляции покажет реальный уровень даже выше 2%. Примечательно,
что специалисты Центра развития НИУ ВШЭ находят в данном явлении и
положительные стороны (правда, с оговоркой, что эта положительность
относительная): «Падение зарплат позволит сократить издержки и повысить ценовую
конкурентоспособность российских товаров по сравнению с зарубежными».
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA, академик Российской Академии Рекламы |
Да. Это самая неприятная новость недели, она объективна, и с этим мы с вами ничего не сделаем. Негативна эта новость для сотрудников, а вот для управленцев наступает эра активного созидания на ниве работы с персоналом. Мы пережили два экономических кризиса – 1998 и 2008. В такие моменты общая текучесть кадров, как минимум в нашей индустрии, слегка меняется по сути: часть сотрудников компаний «залегает на дно» – пережить бы кризис. Другая – смелая и уверенная в себе группа товарищей – ищет лучшие места работы, активно предлагает себя в другие компании и легко идет на диалоги с рекрутерами. Особенно заметна в предыдущие кризисы была миграция сотрудников из западных агентств в российские. Очень востребованы в такие моменты все, кто имеет отношение к продажам, однако теперь все не так просто – берут только тех, у кого есть история успеха на предыдущих местах работы. Интересный почерк ситуации сегодня – повзрослевшие и поднакопившие опыта и денег сотрудники рекламы и маркетинга решаются на свои стартапы. В целом, в подобные моменты ощущается дестабилизация ситуации, которая для многих сотрудников может закончиться личным профессиональным прорывом и/или серьезным личностным ростом. |
Есть среди российских компаний и те, кто чувствует себя относительно бодро — например, «Газпром», который признан самым узнаваемым футбольным спонсором в России. Согласно глобальному исследованию болельщиков Passion Drivers, проведенному IRG, в пятерку самых узнаваемых инвесторов в футбол вошли еще две отечественные компании – «Согаз» и РЖД.
Со вступлением в силу поправок в закон «О связи» SMS-спама должно стать меньше, и операторы обещают согласовывать рассылки с абонентами. При этом цены на официальную рассылку вырастут, что приводит компании-сервисы к опасениям, что операторы решили полностью перестроить рынок под себя.
Желаем всем отличных выходных и сообщаем, что в Госдуму внесен законопроект с предложением отдать 75% эфира ТВ под народные песни и танцы. Автор инициативы депутат от КПРФ Иван Никитчук объясняет свою заботу о досуге россиян «запросами современного российского общества, переживающего агрессивный натиск иноязычной псевдокультурной традиции, транслируемой всеми современными СМИ».
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA, академик Российской Академии Рекламы |
Будем петь и плясать, а чего же не радоваться: время перемен – это наше любимое время. |
НОВАЯ ПРОГРАММА «КОМПАНИИ И ЛЮДИ»
НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПРО БИЗНЕС»
В этом выпуске Галина Панина, PR-директор компании «Леруа Мерлен Россия», расскажет ведущей Александре Алферовой и телезрителям о том, как «прийти в гости» к будущему покупателю и на основе его мнения сформировать ассортимент, как найти общий язык с властью при открытии новых магазинов в регионах и как «прокачать» директоров на «фальшивой пресс-конференции».
Авторский проект Boomerang Group.
Программа – это рассказ представителей крупнейших компаний о построении
коммуникации с клиентами, партнерами, сотрудниками. Герои говорят о компании
как о бренде, о том, как доносят идеи своего бренда до людей. Также
затрагиваются вопросы роли рекламы и PR в деятельности компании.
Автор и ведущая – Александра Алферова, генеральный директор агентства Boomerang Group.