Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Ольгой Грамолиной, BBDO Group (21-25 апреля)
На этой неделе мы писали в основном о рынке медиа – о подведении итогов финансовой деятельности, создании нового национального поисковика и снятии запрета на рекламу медуслуг в печати. Освещали мы и продолжающийся конфликт правообладателей с интернет-торговцами. Как всегда, несколько новостей из законодательного сектора – как хороших, так и ошеломляющих. И наконец, появилось хорошее для отрасли известие – после нескольких доработок в Санкт-Петербурге утвердили схему размещения наружной рекламы
Сначала о хорошем. Эксперты РАЭК подсчитали, что по наиболее
вероятному сценарию к 2018 году экономика
Рунета
достигнет 2 трлн рублей. Если все будет хорошо и ровно развиваться, то в
2020 году пользователями интернета станут 85% взрослого населения страны. Менее
оптимистичный сценарий – 75%. Ложка дегтя – констатировано беспрецедентное
усиление интереса к интернету со стороны государства. В прошлом году было
принято 38 законодательных инициатив, касающихся развития сети. В первом
квартале нынешнего года таковых насчитывается 16. При этом специалисты
негативно оцениваю 77% этих инициатив и считают, что они вредят развитию
отрасли. Лишь 13% законопроектов оцениваются положительно. По прогнозам,
регуляторное воздействие на отрасль со стороны государства будет
увеличиваться.
Ольга Грамолина,управляющий директор BBDO GroupРоссия уже входит в число мировых лидеров по количеству интернет-пользователей, хотя пока и отстает по уровню проникновения. Прогнозируемому росту интернет-торговли на 25% в год могут позавидовать практически все остальные отрасли экономики. Но дальнейшее развитие будет во многом зависеть от того, насколько верно государство сможет определить баланс между принятием законодательных мер, которые направлены на борьбу с «серыми схемами», и тех, которые ограничивают свободу и ухудшают экономический климат.
|
В стране запустят еще один национальный поисковик. Называться он будет «Спутник», разработан будет «Ростелекомом», а появиться должен до конца весны. Идея о создании национальной поисковой системы общего назначения возникла еще в 2010 году, и государство решило оказать проекту финансовую поддержку. Пока, по словам знакомых с ситуацией лиц, на ресурс затрачено около $20 млн, а в штат новой компании привлекаются специалисты из крупнейших интернет-компаний – «Яндекса», российского офиса Google, Mail.Ru Group и других.
Газетам и журналам снова разрешат
публиковать
рекламу медуслуг – законодатели опомнились и скорректировали явно неудачный
закон, вступивший в силу с начала 2014 года. Согласно этому запрету
медучреждения не могли перечислить конкретные виды выполняемых врачами работ,
что делало рекламу бессмысленной. Теперь неспециализированным изданиям вновь
будет разрешено размещать на своих страницах рекламные объявления с перечнем
предлагаемых услуг.
Ольга Грамолина,управляющий директор BBDO GroupХорошая новость, так как всегда приятно, когда в законодательной сфере происходят разумные изменения. Даже если это касается отмены принятых ранее удивительных законодательных мер.
|
Реклама отдыха в Крыму появится по всей России. Ростуризм рассчитывает
разместить ее на правах
социальной
рекламы в каждом регионе на всех доступных рекламных носителях.
Министерство курортов и туризма Крыма подготовило девять вариантов больших
плакатов с лозунгом «Отдыхай в Крыму!».
Ольга Грамолина,управляющий директор BBDO GroupЯ поддерживаю идею продвижения национальных курортов. Но при этом не стоит забывать об одной из аксиом маркетинга: «Ничто так быстро не убивает плохой продукт, как хорошая реклама». Я надеюсь, что Ростуризм будет уделять внимание не только рекламе этих курортов, но и созданию и развитию соответствующей инфраструктуры.
|
Выручка от медийной интернет-рекламы в первом квартале снизила темпы роста из-за общеэкономической ситуации. У «Яндекса» эти доходы увеличились только на 16%, что в три раза медленнее, чем годом ранее. Mail.Ru Group, у которой рост в этом сегменте еще в предыдущем квартале снизился до 1,1%, теперь вообще отказалась отдельно раскрывать показатели медийной и контекстной рекламы. По словам руководства компании, для «Яндекса» медийная реклама, гораздо более чувствительная по сравнению с контекстной к спаду или ожиданиям спада в экономике, не главный источник доходов: на нее, по итогам первого квартала, пришлось лишь 6,6% всей выручки компании. По остальным медиа пока раскрыты данные лишь частично. Доходы газет в январе-феврале сократились по сравнению с уровнем первых месяцев прошлого года на 0,2%, до 747 млн рублей, журналов – на 11,4%, до 1,663 млрд рублей, рекламных изданий — на 26,9%, до 277 млн рублей. В наружной рекламе по первым двум месяцам роста не было, предварительные цифры марта также «не способствовали оптимизму», На рынке радиорекламы рост в первом квартале составлял 5-10%.
Страдающая от внутренних конфликтов социальная сеть
«ВКонтакте»
перестала
приносить доход. По итогам прошлого года, операционный убыток сети составил
137 млн рублей. Хотя в 2013 году, несмотря на операционные убытки, сеть
по-прежнему зафиксировала чистую прибыль, владельцам же дивидендов не
досталось. Напомним, с прошлого года акционеры компании конфликтуют друг с
другом. Год назад владельцем 48% сети стал фонд UCP Ильи Щербовича, у которого
вскоре возникли претензии к Павлу Дурову, который ушел из созданной им сети и
решил начать новый проект за рубежом. А теперь он еще и уволен с поста
гендиректора «ВКонтакте». Пока управлять компанией будут первый заместитель
генерального директора
Борис
Добродеев и исполнительный директор Дмитрий Сергеев. Возможно, потом Дурову
предложат пост главного архитектора сети.
Ольга Грамолина,управляющий директор BBDO GroupБольше всего мне интересно, какой новый проект запустит Павел Дуров. Он очень талантливый человек, у которого все отлично как с идеями, так и с человеческими качествами. Основной же вопрос, останется ли «ВКонтакте» таким же привлекательным для интернет-пользователей, как и при Дурове? Это коммерческий проект, в котором прибыль напрямую зависит от успеха бизнеса.
|
Несколько законодательный радостей – Госдума приняла закон о правах и обязанностях популярных блогеров. Теперь соцсети, поисковики и форумы обязаны полгода хранить информацию, оставленную пользователями. А блогеры, чья ежедневная аудитория достигает 3 тысяч человек, попадут в реестр, вести который будет Роскомнадзор. На ведомство также возложены функции мониторинга и определения количества пользователей в сутки. В случае окончательного принятия и подписания его президентом закон вступит в силу с 1 августа 2014 года.
Ассоциация интернет-магазинов предложила блокировать сайты
за рекламу
«серых» товаров. Наказывать за это хотят не только продавцов товаров,
ввезенных в Россию без разрешения правообладателей, но и рекламные площадки.
Еще не одобренная законодательная инициатива направлена против агрегаторов
онлайн-магазинов, таких как «Яндекс.Маркет» и Google Shopping.
Ольга Грамолина,управляющий директор BBDO GroupЯ поддерживаю инициативу, направленную на борьбу с «серым» импортом. У меня возникают вопросы, почему агрегаторы или рекламные площадки должны тоже быть наказаны? В принципе, сейчас у власти есть возможность зайти на эти сайты и выявить всех «серых» продавцов. Зачем загонять их в подполье?
|
Тоже позитивная новость – в Санкт-Петербурге, наконец, утверждена схема размещения наружной рекламы. Теперь будут объявлены торги, в ходе которых число рекламных конструкций в городе должно сократиться с 14,5 тыс. до 8,5 тыс. В центре города будет демонтировано около 3 тыс. рекламных носителей, а для каждой будущей рекламы зафиксировано конкретное место.
Желаем всем хороших мирных выходных и предлагаем еще раз
тихо удивиться – возможно, Facebook и Skype в России будут запрещены. Согласно
принятым поправкам к закону «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации». Все компании, которые передают электронные сообщения
пользователей сети интернет, обязаны хранить данные о всех переданных
сообщениях в течение 6 месяцев, причем на территории РФ. Если зарубежные
компании откажутся выполнять требования закона (что вполне вероятно), придется
закрыть к ним
доступ.
Ольга Грамолина,управляющий директор BBDO GroupЯ надеюсь, что этого все-таки не случится. По моему мнению, разработчики законопроекта не учли всех возможных последствий его принятия.
|
ПРОГРАММА «РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК» НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «ПРО БИЗНЕС»
В гостях у ведущих Николая Ковалева и Елены Патерекас Мария Морозова директор департамента маркетинга и коммуникаций ЗАО «Мерседес-Бенц РУС». Вместе они обсуждают следующие вопросы: как digital помогает Mersedes-Benz в борьбе за аудиторию, как продвигать консервативный бренд и как запустить всеохватную рекламу, о которой будут говорить.
Гости программы расскажут, как повышать узнаваемость бренда и увеличивать объем продаж, какие подходы к оценке эффективности рекламных кампаний они практикуют, а также как влияют изменения в законодательстве на стратегию компаний и формирование рекламного бюджета.
Ведущие: Николай Ковалев, генеральный директор OOO «Кардо Медиа» и Елена Патерекас, директор по коммуникациям OOO «Кардо Медиа».