Топ-менеджеры коммуникационного рынка о планах Госдумы запретить иностранным агентствам делать рекламу для госкомпаний
Вчера, 15 октября, в нижнюю палату Федерального собрания депутат от ЛДПР Максим Шингаркин внес законопроект, запрещающий иностранным гражданам и агентствам с иностранной долей участия более 20% создавать и распространять рекламу для российских госкомпаний. AdIndex обсудил с представителями BBDO Group, Media Arts Group, ARK Group, Total View, TWIGA, «VivaKi Россия», AAI, Medialect, LBL изменения, к которым может привести инициатива чиновников
Депутат Шингаркин требует внести изменения в федеральные законы «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно нововведениям, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также российским юридическим лицам с долей иностранного участия более 20% будет запрещено участвовать в государственных закупках, предметом которых является заказ на оказание услуг по производству и распространению рекламы. Исполнитель, по договору, также не сможет привлекать в качестве подрядчиков вышеуказанных лиц. Информация о конечном бенефициаре участника и соисполнителя должна быть открытой.
По мнению Максима Шингаркина, актуальность принятия предлагаемого законопроекта обусловлена тем, что на сегодняшний день государственные компании и компании с государственным участием преимущественно приглашают западные рекламные агентства для разработки стратегии медиаразмещения, а также для создания креативных стратегий и визуализации. Российские игроки рекламного рынка дискриминированы, так как не имеют возможности участвовать в закупках, говорится в пояснительной записке депутата. Квалифицированным требованием у крупных рекламодателей часто являются критерии, априори недостижимые российскими компаниями, – размер агентства, биллинги, рейтинги. В случае с иностранными рекламными агентствами, размер компании формируется благодаря тому, что они имеют контракты на обслуживание крупнейших рекламодателей по всему миру, таких как Unilever или Coca-Cola, которые, в свою очередь, не рассматривают отечественные агентства как потенциального поставщика. Депутат подчеркивает, что западные рекламные агентства исходят из интересов акционеров, оказывая давление на медийные площадки, а высокий уровень консолидированности рынка – 80% – позволяет агентствам влиять на медиаканалы. Прибыль таких агентств не идет на развитие российского рекламного рынка, а реклама товаров отечественного производства не всегда интересна западным игрокам.
Принятие данного закона, по мнению Максима Шингаркина, понизит давление на медиапространство, позволит активно развивать рекламный рынок и отдавать приоритет продвижению отечественных продуктов, а российские игроки получат возможность выходить на западные рынки, продвигать там товары российского производства.
Согласно рейтингу российских агентств по объему медиазакупок
в 2013 году по
версии AdIndex, на отечественном рекламном рынке
преобладают группы с
иностранным участием. Крупнейшей рекламной группой с
бюджетом, превышающим 55 млрд рублей с НДС, является «VivaKi Россия»,
принадлежащая на 100% французской Publicis Groupe. Второе место с 38,1 млрд
рублей занимает OMD OM Group, входящая в американский холдинг Omnicom. На
третьей строчке с бюджетом 36,7 млрд рублей расположилась группа АДВ,
работающая по лицензии французского Havas и американского Interpublic. Далее
идет группа Dentsu Aegis Network Russia с 32,5 млрд рублей, принадлежащая
японскому холдингу Dentsu. Пятое место c бюджетом 24,3 млрд рублей занимает
Group M, входящая в британский холдинг WPP. Бюджеты вышеперечисленных компаний
разительно отличаются от российских без иностранного участия в капитале –
оборот крупнейшей отечественной рекламной группы Media Arts Group оценивается в
4 млрд рублей.
AdIndex узнал у экспертов отрасли, как принятие
поправок может отразиться на российском рекламном рынке и кому
выгодна данная законодательная инициатива.
Элла Стюарт,председатель совета директоров, главный управляющий директор BBDO Group |
Остается все же непонятным, почему агентства,
зарегистрированные как российские юридические лица, платящие налоги в
российский бюджет и обеспечивающие работой лучшие кадры рекламного рынка
страны, не смогут работать с государственными компаниями. Кроме того,
подобная протекционистская политика может в конечном итоге негативно отразиться
на качестве рекламного продукта. |
Олег Волкош,президент Media Arts Group |
Любые ограничения в области конкуренции негативно отражаются на рынках. Для начала надо проанализировать ситуацию, которая сложилась на российском рекламном рынке с 90-х годов: все российские рекламные агентства уже давно живут под «санкциями» западных компаний, так как контракты, которые подписывают такие крупнейшие рекламодатели, как Unilever, Procter & Gamble и Coca-Cola, лишают возможности российский рекламный рынок конкурировать с западными компаниями и получать подобных крупных клиентов. Контракт подписывается в головном офисе, а отечественные
рекламные агентства даже не могут поучаствовать в конкурсе. Никто не обращал
внимание на это, пока не изменилась политическая ситуация. И такое ограничение
существует в России и без думских законов. Поэтому 80% российского рекламного
рынка контролируется западными рекламными сетями. Госкомпании – одни из
клиентов на этом рынке, и если у нас уже есть ограничение на участие российских
агентств в работе с западными клиентами, то ограничения для западных агентств
на работу с нашими госкомпаниями – это хороший противовес той ситуации, которая
долгие годы складывалась на рынке. Конкуренция идет не только за бизнес, но и
за профессионалов, которые предпочитают крупные западные холдинги, где больше
платят, где много престижных клиентов. В этой части уже был перекос в пользу
агентств с иностранным участием. Если невозможно сделать ситуацию рыночной с
точки зрения работы российских компаний с западными клиентами, то я думаю,
данная инициатива немного уравновесит возможности по конкуренции между
западными и российскими агентствами и даст возможность российским компаниям
развивать свой бизнес, инвестировать в продукты и
персонал. |
Татьяна Щербакова,президент ARK Group |
Действительно, в ряде случаев дискриминация отечественного производителя в госзакупках присутствует. Рекламодатель предъявляет к потенциальным участникам тендера заранее невыполнимые для большинства локальных агентств требования, такие как обороты агентства, позиции в различных рейтингах, опыт работы с топовыми рекламодателями. Рекламный рынок устроен так, что большинство этих критериев по определению не достижимы для российских агентств. Новый законопроект «вписывается» в поток ограничительно-запретительных мер, которые штампуются в настоящее время. Поэтому будет принят и достаточно быстро. К сожалению, движущая сила этого законопроекта, скорее всего, носит санкционный характер. Если бы законодатели действительно хотели защитить российские агентства или рекламный рынок в целом, то, наверное, обратились бы в рекламное сообщество, у которого есть ряд не менее серьезных проблем. Я не думаю, что принятие законопроекта приведет к большим изменениям на рекламном рынке. Эта неприятность вполне переживаема. Безусловно, поначалу, особенно если закон будет принят в ближайшее время, стоит ожидать немного умеренной паники и разнонаправленных прогнозов. Сбербанк, «Роснефть», «Ростелеком» – это серьезные бюджеты, особенно в медийке. Но в портфеле большинства крупнейших агентств, принадлежащих иностранным акционерам, это не бюджетообразующие клиенты. Потому эти агентства могут позволить себе потерять такого клиента на время, пока будут решать, как жить с новым законом. Те же агентства, которые ориентированы на госкорпорации,
уверена, смогут быстро найти пути соответствия новому закону. Агентства
не владеют заводами и пароходами, а установить конечного бенефициара не всегда
просто. |
Анна Александровская,CEO Total View
|
Новый законопроект, безусловно, усилит конкурентные позиции
независимых агентств, увеличив таким образом эффективность самой рекламы. В
существующих сейчас порядках независимые агентства со всей компетенцией,
профессионализмом, скоростью и адекватными условиями оставались на заднем
плане, а заработанные индустрией деньги на протяжении 20 лет уходили за рубеж.
Российские агентства привыкли работать в гораздо более жестких условиях
по сравнению с международными. Для меня кажется невероятным, чтобы какой-либо
клиент отдал Total View контракт без борьбы, а для международных групп – это
нормально. Зачастую решение о выборе агентства принимается за рубежом, а
российскому представительству остается только осваивать бюджеты. Наша мотивация
к качественной работе гораздо выше, российские агентства полностью готовы к
новым реалиям рынка. |
Карина Оганджанян,вице-президент коммуникационной группы TWIGA
|
Приходится констатировать, что практически все последние новости так или иначе связаны с запретами и ограничениями, и не всегда это хорошо, правильно и справедливо, с моей точки зрения. Не очень это все согласуется с моим представлением о демократическом обществе и свободном рынке. Я думаю, что сильному бизнесу не нужны особые преференции и лоббистские инструменты. Однако надо понимать, что в момент становления российского рекламного рынка зарубежные сетевые агентства имели неоспоримые преимущества и до определенной степени пользовались именно лоббистским инструментарием, которым они владели намного лучше, чем зарождающийся российский бизнес. Французы работали с французами, американские компании – с американскими агентствами, и если тогда это был выбор профессионализма плюс некоторый патриотизм (например, у французов и японцев – очевидный), то сейчас часто превалирует лоббизм западных компаний, не всегда согласующийся с интересами России или, как минимум, российского бизнеса и рынка. Благодаря нерыночным барьерам были наработаны значительно большие по сравнению с российскими агентствами обороты западных агентств. Это привело к достаточно смешному замкнутому кругу: крупнейшие российские, в том числе и государственные, компании приглашают агентства в медийные тендеры и выставляют условием для участия в них оборот, который в силу вышеописанных исторических причин у российских агентств гораздо меньше. При этом цены на медийные инструменты у всех практически одинаковые, и объемы общих медийных закупок агентства на цены для клиента никоим образом не влияют. Замкнутый круг, который можно разомкнуть либо сознательным решением какого-нибудь смелого маркетолога из крупного российского бизнеса, например телекоммуникационного, либо, похоже, вот такими защитными средствами и методами, которые предложены депутатом. На сегодняшний день все устоявшиеся мифы о том, что в сетевых агентствах более качественный сервис, лучше креатив и ниже цены медиазакупок, не имеют ничего общего с реальностью. В этих принципиальных аспектах различия между российскими и зарубежными игроками либо уже не существуют, либо по целому ряду дисциплин мы видим гораздо более сильные показатели у российских агентств, подтверждаемые публичным признанием авторитетных индустриальных институтов. В любом случае интересно посмотреть, как будут развиваться события, – нам не привыкать к смене обстановки и изменению правил игры. Национальные интересы сегодня на повестке дня, наверное и в нашей сфере деятельности их не избежать – еще один шаг в сторону совсем нового рынка (если вдруг законопроект будет, конечно, принят).
|
Сергей Коптев,председатель совета директоров «VivaKi Россия» |
Среди клиентов медиакоммуникационной группы «VivaKi Россия» на данный момент нет государственных корпораций и компаний с государственным участием, но мы имеем большой и положительный опыт работы с ними. Мы считаем, что эта законодательная инициатива ограничивает конкуренцию, что в условиях нашего рынка для госкомпаний фактически означает закрытие доступа к высококачественным услугам по конкурентоспособным ценам, а также создает дополнительные коррупционные риски. |
Василий Ананьин,генеральный директор Agency Assessments International (AAI) |
Считаю эту инициативу абсолютно не рабочей, так как
практически у всех крупных холдингов уже давно есть агентства, не имеющие
иностранных акционеров. И участвовать в торгах будут именно они, и
формироваться команды будут под проект, исходя из возможностей всего холдинга.
С тем же успехом можно инициировать запрет на закупку «Боингов», «Мистралей»,
оборудования для бурения скважин и закупать все это на
«Уралвагонзаводе». |
Эдуард Роднянский,управляющий директор Medialect
|
1. Я считаю, что любое ограничение конкуренции идет во вред конкретной индустрии, поэтому не могу поддержать обсуждаемую инициативу. 2. Если инициатива будет одобрена и закреплена законодательно, все ограничения международные рекламные сети легко смогут обойти. Уже сейчас почти у всех международных рекламных сетей в России есть так называемые «ассоциированные» агентства, формально на 100% российские. А у кого нет, быстро создадут или прикупят. 3. Одновременно нельзя не признать, что российские агентства в определенной степени дискриминированы. При равной, а зачастую и более высокой по сравнению с международными сетями, профессиональной экспертизе российские агентства, как правило, обеспечивают рекламодателям более качественный сервис, они более оперативны, что признают в профессиональной прессе даже руководители крупнейших сетей. Это признают и маркетинг-директора, которые думают в первую очередь о порученном им деле, а не о себе любимых. Большинство западных рекламодателей не могут сотрудничать с российскими агентствами из-за корпоративных требований. Многие крупные российские рекламодатели также предпочитают
работать с международными рекламными сетями. Причин тому несколько, назову лишь
некоторые. • Многие рекламодатели искренне верят, что профессиональная экспертиза у международного рекламного агентства выше, чем у любого из российских. С этим предубеждением мы постоянно боремся. • Еще одно устоявшееся заблуждение – российские агентства коррумпируют менеджмент рекламодателя. Мой личный опыт показывает, что именно российские агентства, работающие главным образом с владельцами компаний, не коррумпируют менеджмент, за что менеджмент их очень не любит и всячески пытается заменить «честными» сетевиками. • Маркетинг-менеджеры многих российских рекламодателей прикрывают сотрудничеством с крупными международными сетями возможные огрехи в работе: «Если уж крупнейшая и авторитетнейшая международная сеть не смогла обеспечить результаты, так что уж говорить о слабеньком российском агентстве?» • Маркетинг-менеджеры считают, что работа с международной сетью повышает их статус, а некоторые предполагают свой возможный переход на работу в агентство на хорошую должность. Что касается государственных структур и структур с государственным участием, то здесь ситуация не намного лучше – даже в тендерах одним из главных условий зачастую является место в рейтинге, то есть не профессиональные качества агентства, а его оборот. Понятно, что международные сети, ведущие крупнейших международных рекламодателей, по этому показателю всегда будут впереди. При этом ни один из российских рекламодателей, частная это компания или государственная, не понимает и не хочет понять, что для международной сети он никогда не будет на 100% полноценным клиентом, поскольку лучшие кадры всегда будут работать на рекламодателей западных. Ведь любое недовольство рекламодателя агентством в одной стране может аукнуться потерей гигантского бюджета по всему миру. Поэтому штаб-квартира вне зависимости от размера бюджета российского рекламодателя требует от своего российского подразделения основное внимание уделять клиентам международным. Естественно, это не означает, что бюджетами российских фирм кто-то пренебрегает, за них идет постоянная борьба, вплоть до демпинга, ведь увеличение рыночной доли любой сети ведет к повышению ее капитализации. Проблема российских агентств не в законодательном
регулировании, а в совокупном действии большого количества факторов. Сохранять
свои рыночные позиции или даже усиливать их с каждым годом становится все
труднее. Но именно это и заставляет нас работать лучше международных сетей, с
полной ежедневной отдачей, к пользе наших клиентов и российской экономики в
целом. |
Татьяна Лифантьева,президент группы компаний LBL
|
Клиент должен иметь право выбора. С другой стороны, как мы понимаем, вопрос ставится с политической точки зрения, и здесь уже другие аргументы работают. Мы не боимся конкуренции, и мы знаем, что можем предоставлять нашим клиентам сервис ничуть не хуже западных сетевых агентств. В нашей индустрии главное – люди. А за последние годы многие специалисты из сетевых агентств перешли в российские агентства. У нас есть успешный опыт работы с крупными российскими рекламодателями. Если же говорить о преференциях сетевых агентств в крупных тендерах, то отчасти это имеет место быть. Это проявляется на уровне допуска к участию: например, требование, что агентство должно входить в топ-10 игроков рынка, автоматически исключает российские компании из тендера. Клиент не хочет рисковать своими бюджетами? Тогда нужно убедиться в опыте команды агентства, репутации и проверить, что бюджет остальных клиентов агентства не меньше бюджета тендера. Это достаточные фильтры для выбора партнера, на мой взгляд. |