Удаленная модель бизнеса — что дальше? Опыт Facebook, Avito и «Microsoft Россия»
Вспышка коронавируса внесла существенные изменения в привычный формат работы многих бизнесов. Компании практически в режиме реального времени были вынуждены переводить сотрудников на удаленку, перестраивать внутренние процессы и все больше диджитализироваться. Текущая ситуация в мире приводит к пониманию, что тренд на онлайн с нами надолго. Что было самым сложным при переходе на удаленный формат, как выстраивать эффективную дистанционную работу и какие новые возможности ускоренная цифровизация открывает — обсудили эксперты во время онлайн-дискуссии «Диджитал-пятница с Facebook. Удаленная модель бизнеса — что дальше?». Делимся основными тезисами разговора
Участники дискуссии:
- Анна Мария-Тренева, глава Facebook, Instagram и Messenger в России
- Анна Дробаха, директор по маркетингу компании Avito
- Светлана Барсова, директор по маркетинговым коммуникациям «Microsoft Россия»
- Taтьяна Науменко, главный редактор AdIndex (модератор)
Сложности и возможности при переходе на удаленный формат
Анна Мария-Тренева, Facebook, Instagram в России:
— Самое распространенное заблуждение — удаленная работа приводит к снижению продуктивности. Однако опыт Facebook показывает обратное. Продуктивность зависит прежде всего от доступности эффективных инструментов.
— Есть несколько составляющих успешной удаленной работы: структурированность и предсказуемость, гибкость и терпение
— В Facebook команда продолжает работать удаленно. Особое внимание уделяется инфраструктуре, возможностям для проверки контекста друг друга и регулярным коммуникациям. Важно договориться с сотрудниками о том, как и когда им удобно общаться
— В компании понимают, что в перспективе 5–10 лет половина сотрудников будет работать удаленно. Сейчас наиболее дальновидные бизнесы начнут строить инфраструктуру для удаленной работы и развивать технологии на базе виртуальной реальности, которые изменят офисное пространство.
Анна Дробаха, Avito:
— Для Avito офис — важное место, без которого сложно представить работу. Когда команда начинала работать удаленно, для многих это стало вызовом, пришлось практически себя «переизобрести». Конечно, digital-инструменты помогают, но сразу стало очевидно, что не хватает новых правил и принципов. Если в офисе все находятся в одной среде, то дома она у каждого своя, что по-разному влияет на контекст. Важно соблюдать границы и режим.
— Чтобы быть в едином контексте, в маркетинговой команде Avito ввели практику делиться новостями.
— Самый большой вызов — социализация. В Avito экспериментировали с форматами, чтобы оставаться с сотрудниками на одной волне: бар в Zoom, travel-истории, лайфхаки про то, как поддерживать свою энергию и мотивацию.
Светлана Барсова, «Microsoft Россия»:
— В Microsoft довольно давно применяется гибридная модель работы. Одни команды работали удаленно и продолжают работать, другие находятся в офисе, но при этом у них есть возможность частичной гибридной адаптации (при необходимости любой сотрудник может подключаться удаленно). В период карантина компания очень быстро переместилась в виртуальную реальность. На какое-то время часть процессов удлинилась, но стали видны зоны с нечеткой организацией (в основном они связаны с бумажным документооборотом)
— Контекст и социализация — это то, чего не хватает и что нужно создавать дополнительно. Пропала часть невербального общения. Над этим нужно работать.
Как удаленная работа изменит команды и найм сотрудников
Анна Мария-Тренева, Facebook, Instagram и Messenger в России:
— Компании получили возможность нанимать сотрудников по всему миру. Локальные команды станут глобальными, что приведет к демократизации рынка труда. Если раньше бизнес был вынужден искать сотрудников по месту локации или требовать от них переезда, то сейчас главный фактор при приеме на работу — таланты и навыки.
— Удаленный формат даст возможность не выбирать между работой и личной жизнью. Эта гибкость позволит создать условия труда, которые комфортны нам и нашим семьям. Живя своей жизнью и используя технологии, можно вдохновляться новыми идеями, работать с людьми и иметь чувство принадлежности к команде.
— С точки зрения мотивации команды чувство общности — решение не технологическое, а человеческое. Ключевой фактор лидерства сейчас — фокус на ощущения каждого сотрудника, что улучшает корпоративную культуру, создает общность и увеличивает продуктивность команды.
Какие изменения в консьюмерском поведении дали толчок к новым бизнес-моделям
Анна Дробаха, Avito:
— Потребности, которые формируются, ускоряют проникновение онлайна. Например, в e-commerce из новых подходов — бесконтактная доставка, которая заслужила внимание и доверие людей. Еще один важный момент — онлайнизация процесса. Показ квартир, удаленный найм — все становится еще доступнее онлайн.
— Еще один тренд — тренд на sharing economy. В Avito его поддерживают, потому что такой подход дает возможность помочь улучшить жизнь себе и другим. От этого выигрывают все: и покупатели, и продавцы, и планета, на которой не происходит перепотребление товаров.
Как переход на удаленный формат и диджитализация сказываются на небольших компаниях
Анна Мария-Тренева, Facebook, Instagram в России:
— Цифровизация уже коснулась ключевых элементов бизнеса, в том числе малого и среднего: организации рабочего процесса, общения с клиентами, позиционирования брендов и продуктов, продаж. Чтобы понять, как предприниматели переносят последствия пандемии в условиях ускоренной диджитализации, компания Facebook вместе со Всемирным банком и Организацией экономического сотрудничества и развития проводит с мая по октябрь ежемесячный опрос среди более 30 тыс. владельцев и сотрудников среднего и малого бизнеса из 50 стран, включая Россию.
— К июлю 93% малого и среднего бизнеса в России вернулись к операционной деятельности, поднявшись с показателя в 74%. В то же время в России 75% владельцев бизнеса были уверены, что их бизнес будет продолжать работать. При этом 23% бизнеса вынуждены были провести сокращение персонала.
— Чтобы привлечь внимание к малому и среднему бизнесу, пострадавшему от последствий пандемии, Facebook при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы запустил в апреле проект «Это наш бизнес», где компании рассказывали о том, как им удалось продолжить работу в непростой период социального дистанцирования. Мы стараемся показать, что кризис — это время и возможностей в том числе.
Возможен ли в перспективе нескольких лет полный отказ от офисов
Анна Дробаха, «Авито»:
— Все решают люди. В будущем они смогут максимально влиять на условия работы. В перспективе не компания будет собеседовать сотрудников, а таланты — компании и выбирать лучшие условия.
Светлана Барсова, Microsoft Россия:
— Несмотря на то, что технологически мы готовы отказаться от офисов, победит скорее гибридный вариант работы.
Анна Мария-Тренева, Facebook, Instagram в России:
— Бизнес постепенно будет возвращаться к прежнему ритму жизни. Но одно точно поменяется: компании начнут выстраивать удаленный формат работы, а развитие видеоплатформ и иных технологий позволит обеспечить комфортные условия рабочей коммуникации. Как мы это видим, в дальнейшем могут появиться решения для создания рабочего места на базе виртуальной реальности.
— Что точно останется и будет важным — это слышать своих сотрудников и создавать чувство общности. Это позволит интегрировать работу с личной жизнью, гармонично жить, иметь больше энергии и воплощать идеи в жизнь.
Смотрите следующий паблик-ток «Каким будет e-commerce нового времени?» 23 октября в 16:30. Максим Осипов, Agency Partner, Facebook, Олег Дорожок, директор по маркетингу и монетизации Ozon, Юлия Удовенко, директор по бизнес-консалтингу Publicis Groupe, и Александр Федоренко, управляющий партнер Insense в России, обсудят, какие изменения пандемия принесла e-commerce, что сегодня потребитель ждет от онлайна, как будут развиваться интернет-магазины и какие технологии будут драйвить индустрию в ближайшие пять лет. Подробности на сайте