Исследование: Пока в США рекламщики теряют работу, в России их не хватает
Рабочие места в американской рекламной отрасли исчезают быстрее, чем во многих других отраслях. Такие данные опубликованы в недавнем докладе 24/7 Wall St. AdIndex решила узнать, как обстоят дела с вакансиями в рекламе и маркетинге в России
Доклад был подготовлен Бюро трудовой статистики США (BLS), и в нем рассматривается динамика количества вакансий в сотне профессий в период с мая 2002 года по май 2012 года. Выяснилось, что за это время количество менеджеров в области рекламы и промоушена уменьшилось почти на две трети. Более того, эта отрасль по динамике выглядит хуже всех, потеряв 65% рабочих мест в течение последнего десятилетия.
Многие категории на рынке труда, которые редуцировались за последние десятилетия, сделали это из-за рецессии и медленного экономического роста. В теории, прежнее количество некоторых из этих потерянных рабочих мест вернется, как только экономика восстановится. Однако характер потери рабочих мест в рекламе говорит о совершенно иной тенденции – эти вакансии с восстановлением стабильности в стране не вернутся обратно.
«Скорее всего, одним из основных факторов такого снижения стало сокращение рекламы в печатных СМИ, таких как газеты», – говорится в докладе. И эта ситуация никогда не изменится к лучшему, а будет только ухудшаться.
Этот тренд касается не только печатных изданий.
Реальная проблема заключается в самой рекламе, которая просто не работает на любой платформе, как это было раньше.
И ослабление воздействия рекламы имеет огромные последствия
для профессионалов рынка. Как признают американские маркетологи, это означает,
что нужно отойти от традиционной тактики – реклама, рекламные щиты, прямая
почтовая рассылка – и использовать новые способы привлечения клиентов. Самую
важную роль здесь будет играть создание по-настоящему ценного
контента.
Ознакомившись с данными доклада, редакция AdIndex решила
узнать, как обстоят дела с вакансиями в рекламе и маркетинге в России. Мы
обратились к некоторым профессионалам в области рекрутмента, попросив их
рассказать о ситуации и описать динамику на рынке труда в российской рекламной
отрасли.
И выяснилось, что у нас все совсем иначе. Например, по словам руководителя
агентства «PRUFFI» Алены Владимирской, одного из ведущих
экспертов рынка хэдхантинга Рунета, за последние два-три года количество
вакансий в рекламе увеличилось.
При этом весьма значительно: в мегаполисах на 50-60%, в городах помельче (с населением около 500 тысяч человек) – на 20-30%. При этом она отметила, что в последние месяцы наблюдается снижение количества топовых вакансий, что привело и к уменьшению окладов на этих позициях.
И, по словам сотрудников компании Superjob, число открытых вакансий в сфере маркетинга и рекламы растет. Так, по статистике портала Superjob.ru число рабочих мест для специалистов этой сферы выросло за год (с августа 2012 по август 2013 гг.) на 27%. Конкурс сейчас составляет 2,8 резюме на вакансию.
По данным Superjob (в отличие от оценок PRUFFI), отмечается и параллельный рост зарплатных предложений для этих специалистов, что говорит об отсутствии негативных явлений на этом рынке.
Стабильность ситуации на рынке труда в рекламе подтвердил и Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter.
«Согласно нашим данным, количество вакансий в сфере маркетинга и рекламы на протяжении последних трех лет стабильно растет. Исключением был лишь 4 квартал 2012 года, но это сезонный, небольшой спад, который полностью восстановился уже через 3 месяца. Таким образом, с начала 2011 года и по настоящее время открытых вакансий для маркетологов и рекламистов на hh.ru стало в 2 раза больше. Сейчас их около 22 тысяч по всей России, так что спрос совсем не падает. Другой вопрос, что и конкуренция в данной сфере достаточно высокая, хотя в августе наметился небольшой спад количества откликов на одну вакансию (сейчас каждая вакансия в этой сфере в среднем получает около 30 откликов от кандидатов)».
На предоставленном исследовательским отделом HeadHunter графике видно, что положительная динамика с 2011 года и по настоящее время является достаточно устойчивой.
Очевидно, такое резкое отличие от показателей американского рынка труда объясняется тем, что в России рекламная отрасль в целом показывает постоянный рост. И судя по недавно опубликованному прогнозу агентства Carat, хоть положительная динамика несколько замедлится, общая тенденция развития сохранится и в ближайшем будущем.