Slavic core, «Дедушкин образ» и «Слово пацана» — хайпы и тренды четвертого квартала 2023
Команда BrandScience представляет 7 актуальных хайпов и трендов уходящего года. В обойме трендвочеров — страсти по русской культуре (в том числе и за рубежом), Swiftономика и новые формы экономии на привычках
Тренд – Culture & Marketing
1. Русскость, народность и даже Slavic
core
Страсти по русской культуре
Солд-ауты на фолк-кемпы, свадьба по-архангельски «На Первом», бархатная сумочка «Избушка», наличники на десерт, русские песни в зарубежном TikTok. Продолжать можно долго. В жизни и медиа все больше своего, русского.
Тренд не случаен. Фольклор никуда не исчезал, да и не мог исчезнуть, пока живы носители народной культуры. Уменьшилось давление глобализации зарубежных культурных продуктов, поэтому голос родной культуры стал слышнее в медийной повестке. На «Первом» — «Играем свадьбу», программа, посвященная свадьбам в русской традиции. В прокате — «Страсти по Матфею», фильм, победивший на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон». В соцсетях — активное продвижение фолк-кемпов и народных творческих объединений.
Российские бренды подхватили тренд и переосмысляют фольклор, родную культуру и историю различных регионов страны в маркетинге и коммуникации. «Наличник из облепихового мусса на кедровой подушке с брусничной сердцевиной» — выдержка из меню иркутского ресторана. Телеграм-канал «Русская барыня» предлагает купить сумку «Аленушка» из бархата и кожи или даже серебряную подвеску «Избушка». Бренд косметики Predubezhdai создал мыло из огурца, и товар уже распродан на сайте, как и мыло в виде сосиски в тесте. Масс-маркет также стремится к народности, и пусть не всегда получается аутентично, как у небольших молодых брендов.
Пока мы возвращаемся к нашим истокам, за рубежом массово надевают винтажные шубы под русские песни. Почти 600 млн просмотров набрали видео с хештегом #SlavicGirl в TikTok. Возможно, хайп вокруг шуб с русской икрой под Катю Лель быстро исчерпает себя, но уверены — до очередного всплеска, потому что тренды цикличны. А наша культура за гранью современности и отмены.
@naumann_gulina
Хайп — Marketing & Culture
2. Swiftономика,
или Как популярность персоны способна влиять
на экономику и бизнес
Тейлор Свифт — персона года по версии журнала Time. И хотя издание в первую очередь отмечает творческие успехи певицы, 2023 год ознаменовался и существенным вкладом концертной деятельности Тейлор Свифт в экономику США, который получил название Swiftonomics (Свифтономика).
По оценкам экспертов, ее концертный тур по США принес около $5,4 млрд в ВВП страны. При этом речь идет не только о непосредственной продаже билетов на концерты, но и о влиянии на различный смежный бизнес. Например, представители гостиничного бизнеса отмечали рост заполняемости и рост среднемесячной выручки за счет концертов Тейлор Свифт. Сказалась Swiftономика и на индустрии кинотеатров — фильм-концерт Taylor Swift Eras Tour Movie собрал за один день $26 млн, установив новый рекорд проката.
time.com
Тренд — Culture & Audience
3. «Дедушкин образ» официально в моде
Самое время лезть на
антресоль и собирать луки для следующего года
Pinterest объявил ключевую тенденцию в моде на 2024 год, которая в равной степени способна вдохновить как поколение Z, так и бумеров. Новый тренд grandpa core призван привнести в гардероб эксцентричные и выразительные элементы и наконец сделать наших любимых дедушек законодателями моды. Эклектика, ретро-стритстайл, стильные кардиганы и кастомизированная одежда станут основой внешнего облика всех модников в следующем году.
Платформа для поиска вдохновения отмечает значительный рост интереса пользователей к таким темам, как «кастомизированная джинсовка» (+355%), «эклектичный стиль в одежде» (+130%), grandpa core (+65%), «уличная ретро-одежда» (+55%) и «дедушкин стиль» (+60%).
Тренд — Culture & Audience
4. Эффект черного кофе,
или Флэтуайт по доступной
цене
На какой АЗС вкуснее кофе? Теперь в «Яндекс.Дзене» заметны такие статьи. Все потому, что покупки напитка в кофейнях снижаются. Число покупок в кофейнях сократилось на 30,7%, при этом вдвое увеличилось количество покупок кофе в пиццериях, на 12% — на АЗС и на 9,3% — в бургерных.
Растут продажи и в фуд-ретейле. В «Пятерочке» продажи кофе выросли на 30% на один магазин, оборудованный кофемашиной. В «Магните» фиксируют двузначный рост спроса на напитки навынос. «ВкусВилл» сообщает об увеличении выручки кафе на 63%.
Кажется, смартэкономия на кофе выходит на новый уровень. Ранее мы писали, что аудитория охотно переключается на дрип-пакеты, теперь к этому тренду прибавляются АЗС, супермаркеты и бургерные. Мы назвали феномен эффектом черного кофе, когда важно попить кофе не модно (флэтуайт на кокосовом в кофейне), а дешево (черный на АЗС).
superstation
Хайп — Marketing & Tech
5. Электровелосипеды, которые «навсегда изменят вселенную доставки
еды»
Горячая доставка от Domino’s Pizza
Американская компания Domino's Pizza придерживается экологических взглядов и стремится сократить выбросы углекислого газа в атмосферу: к 2050 году собирается добиться нулевых выбросов. Компания объявила, что доставка пиццы будет производиться на новых электровелосипедах. Этот курьерский транспорт оснащен настоящей керамической печью, в которой готовят пиццу. Квадратная форма помогает уместить в нем коробки с едой — до 10 кг, а во время доставки в ней будет поддерживаться температура 68 ℃. Таким образом, клиенты всегда смогут получать пиццу горячей.
Помимо этого, компания планирует до конца этого года изменить свой автопарк на новенькие брендированные электромобили.
Хайп — Culture & Audience
6. «Слово пацана»
Главный феномен уходящего года
О сериале «Слово пацана: кровь на асфальте» не говорит и не пишет разве что ленивый. Даже если вы не смотрели феноменальный сериал этого года, то явно слышали о нем от друзей или коллег. Хайп вокруг фильма Жоры Крыжовникова про криминальную Казань 80-х только нарастает: посты в соцсетях, обсуждения в коллективе, лук «как у пацанов» — будто все говорит: посмотри и ты.
Сериал уже побил все рекорды по популярности: согласно индексу «Кинопоиск Pro» (инструмент измерения популярности сериалов в России) на момент выхода шестой серии он уже имел рекордные 3394 балла интереса, «Слово пацана» опередило предыдущего лидера («Игра в кальмара») более чем в два раза. По запросам в «Яндексе» у «пацанов» тоже впечатляющий рост: за неделю с 4 по 11 декабря 2023 года пользователи искали его почти 30 млн раз.
Тренд — Marketing
7. Полный фьюжн реальности и фантазии
как эффективный
инструмент маркетинга
Граница между реальностью и фантазией становится все меньше. Бренды и креаторы используют силы обоих миров, чтобы порадовать своих поклонников и добиться бизнес-целей с наибольшим эффектом. Причем это возможно делать в обе стороны.
Так, создатель всемирно известной серии книг о «Ведьмаке» Анджей Сапковский и ведущие кулинарных блогов Анита Сарна и Каролина Крупецка выпустили сборник с рецептами ста блюд. Теперь можно попробовать закуски княжества Туссент и напитки с островов Скеллиге.
А Botanical Society of America совместно с Fortnite разработали проект, который позволит привлечь внимание подростков к пониманию мира природы. Теперь в игре есть экскурсия, где можно изучать природу в привычном игровом формате. Кстати, эту опцию учителя могут применять во время проведения своих уроков.