02 Ноября 2015 | 15:00

Маркетинг, реклама, PR в 2015 году: что происходит на рынке труда

Исследовательский центр портала Superjob представил обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы, PR в 2015 году

Динамика спроса и предложения

За 9 месяцев 2015 года в сфере маркетинговых коммуникаций (маркетинг, реклама, PR) выросло и количество вакансий (на 18%), и количество резюме (на 34%).

Спад спроса отмечался с февраля по апрель: в этот период было размещено меньше вакансий, чем в первом месяце года. В мае и сентябре зафиксированы пики роста (+16% и +18% вакансий соответственно).

Рекорд февраля, когда число резюме взлетело на 38%, остался недосягаемым в течение всего последующего периода. Неравномерная динамика соискательской активности в первые месяцы года меняется с мая на постепенный устойчивый рост количества резюме.


Быстрее всего растет спрос на персонал в маркетинге (+35% вакансий к началу года). В рекламе и PR число вакансий сильно колебалось в течение года (в сфере PR пик пришелся на май), по итогам 10 месяцев уровень спроса примерно такой же, как и в начале года.


Начало года (февраль) характеризуется резким всплеском соискательской активности: число резюме тогда выросло более чем на треть. В течение первого полугодия интенсивность поиска работы в сегменте «Маркетинг» плавно снижалась, а в сегментах «Реклама» и «PR» в мае и марте произошло довольно резкое падение (в среднем на 22% в обоих сегментах). Со второго полугодия ситуация с поиском работы становится спокойной, отмечается небольшой и постепенный рост числа резюме. В итоге в сегменте «Маркетинг» резюме по сравнению с январем больше на 14%, в сегментах «Реклама» и «PR» — на 6% и 5% соответственно.



 

Конкурс на вакансию

Конкурс среди соискателей за исследуемый период вырос на 14% (с 2,4 до 3 резюме на вакансию). Пик конкурса (из-за увеличения активных соискателей) пришелся на февраль (4,2 резюме на вакансию), самое низкое значение показателя зафиксировано в мае (2,5 резюме на вакансию). С июля резких перепадов в динамике не наблюдается, конкурс остается на уровне 3—3,2 резюме на одну вакансию.


Конкуренция в сегменте «PR» наиболее жесткая: максимум здесь составляет 14,6 резюме на вакансию (февраль), минимум не опускается ниже 9,2 резюме на вакансию (май).

Средний конкурс в сегментах рекламы и маркетинга за 3 квартала составляет 8,9 и 3,5 резюме на вакансию соответственно. В сегменте «Маркетинг» конкурс уже полгода держится на одном уровне, в сегментах «Реклама» и «PR» есть тенденция постепенного роста конкурса на рабочие места.


 

Конкурс в крупнейших городах

На региональных рынках самый низкий конкурс в сфере маркетинговых коммуникаций (маркетинг/реклама/PR) отмечается в Омске и Екатеринбурге (1,7 и 2,4 резюме на вакансию соответственно). Волгоград (14,7) и Уфа (11,5) лидируют как города с самой высокой конкуренцией в данной отрасли.

Город Соотношение «предложение / спрос»
Москва 3,5
Санкт-Петербург 4
Волгоград 14,7
Екатеринбург 2,4
Казань 3,6
Нижний Новгород 6,1
Новосибирск 5
Ростов-на-Дону 7,3
Омск 1,7
Пермь 5,7
Самара 5,1
Уфа 11,5
Челябинск 6,5

 

Таблица 1. Количество резюме в расчёте на одну вакансию в сфере маркетинг/реклама/PR в сентябре 2015 г. по отдельным городам

 

Мобильность рабочей силы

В целом по России в сентябре работодатели рассматривают иногородних соискателей на каждую третью маркетинговую вакансию (33%). По сравнению с началом года спрос на иногородних работников снизился (в январе – 37% вакансий). Доля соискателей, готовых к переезду ради работы, не изменилась и по-прежнему составляет 15%. В Омске сказывается дефицит персонала. При конкурсе в 1,7 резюме на вакансию 88% вакансий адресовано соискателям из других городов и регионов.

В Санкт-Петербурге компании, напротив, практически не готовы приглашать иногородних кандидатов на должности в сфере маркетинга (4,3% вакансий для иногородних).

Соискатели работы в маркетинге обычно не согласны на релокацию. Чаще всего готовы сменить место жительства ради работы жители Челябинска (22,6%). Наименее мобильны москвичи и новосибирцы (13,5% и 13,6% соответственно).

Город % соискателей, готовых к переезду % вакансий для иногородних сотрудников
Москва 13,5 26,2
Санкт-Петербург 14,5 4,3
Волгоград 19,5 40,8
Екатеринбург 14,8 54,3
Казань 16,9 40,6
Нижний Новгород 17,2 55,2
Новосибирск 13,6 45,8
Ростов-на-Дону 17,4 46,2
Омск 19 88,4
Пермь 16,3 45,3
Самара 14,2 46,2
Уфа 16,5 57
Челябинск 22,6 42,2

Таблица 2. Показатели мобильности рабочей силы в сфере маркетинговых коммуникаций, октябрь 2015 года

ТОП-10 запросов прямых работодателей на поиск специалистов, Россия

Чаще всего работодатели ищут менеджеров по маркетингу (21% от всех запросов на поиск специалистов в сфере маркетинговых коммуникаций). На втором месте менеджеры по рекламе (11%), почти столь же велик спрос на аналитиков (10% запросов). PR-специалисты немного более востребованы, чем бренд-менеджеры и менеджеры по маркетингу (9% и по 8%) соответственно.

Вакансии на полный рабочий день % запросов
1 Менеджер по маркетингу 21
2 Менеджер по рекламе 11
3 Аналитик 10
4 PR-менеджер 9
5 Бренд-менеджер 8
6 Продакт-менеджер 8
7 Трейд-маркетолог 7
8 Дизайнер 6
9 Менеджер по развитию 6
10 Интернет-маркетолог 5

Таблица 3. Наиболее востребованные специалисты в сегментах маркетинг, реклама и PR, октябрь 2015 г.

 

Динамика заработных плат в сфере маркетинговых коммуникаций

Зарплатные предложения в сфере маркетинговых коммуникаций в 2015 году показывают небольшую, но в целом положительную динамику. К началу октября зарплаты по сравнению с началом года поднялись на 2%, и пока это максимальный рост за год.


Для некоторых позиций работодатели готовы повышать зарплаты выше среднего уровня (т.е. больше, чем на 2%). Например, с начала года предложения для менеджеров по маркетингу выросли на 9%, по 8% прибавили продакт-менеджерам и менеджерам по развитию. Также компании увеличили предложения для бренд-менеджеров (+6%) и PR-специалистов (+4%).

ТОП-5 позиций, средние зарплатные предложения для которых выросли, Москва

Позиция Январь 2015 Октябрь 2015 Изменение за 10 месяцев, %
Менеджер по маркетингу 55 000 60 000 9
Продакт-менеджер 85 000 92 000 8
Менеджер по развитию 65 000 70 000 8
Бренд-менеджер 80 000 85 000 6
PR-менеджер 55 000 57 000 4

Портрет соискателя, ищущего работу в сфере маркетинговых коммуникаций

  • Чаще всего ищут работу в сфере маркетинговых коммуникаций женщины (70%) и соискатели в возрасте до 30 лет (61% от всех соискателей;
  • Среди соискателей вакансий этой сферы преобладают люди в возрасте от 25 до 29 лет (35%);
  • Большинство соискателей не состоит в браке (74%) и не имеет детей (66%);
  • 77% — окончили высшие учебные заведения;
  • 56% соискателей на момент размещения резюме не имели постоянной работы;
  • Средний стаж работы на последнем месте — 2,1 года;
  • На свободном уровне владеют английским языком 6% соискателей, на разговорном — 16%;
  • В среднем по стране зарплатные ожидания мужчин составляют 45 000 руб., женщин — 35 000 руб. Запросы столичных соискателей значительно выше — 65 000 руб. и 55 000 руб. соответственно;
  • Соискатели с высшим образованием ориентированы на более высокую зарплату. В Москве кандидаты с дипломом вуза хотели бы зарабатывать в среднем 60 000 руб., что в полтора раза больше, чем запросы соискателей со средним профессиональным образованием;
  • Свободное знание английского языка также позволяет соискателям повысить зарплатные ожидания, в Москве они составляют в среднем 76 000 руб. Не знающие английского языка соискатели рассчитывают в среднем на 45 000 руб.;
  • Максимальный уровень зарплатных ожиданий демонстрируют соискатели в возрасте 40—49 лет. Чаще всего они имеют дополнительное образование и опыт работы на руководящих должностях.

Характеристика Распределение резюме, % Среднее зарплатное ожидание, руб. (Россия)* Среднее зарплатное ожидание, руб. (Москва)*
Пол
Мужской 30 45 000 65 000
Женский 70 35 000 55 000
Возраст
до 24 лет 26 30 000 40 000
24-29 лет 35 40 000 55 000
30-34 года 18 50 000 65 000
35-39 лет 9 60 000 75 000
40-44 года 5 60 000 80 000
45-49 лет 4 60 000 80 000
50-54 года 2 56 000 75 000
от 55 лет 1 55 000 60 000
Знание английского языка
На свободном уровне 6 60 000 76 000
На разговорном уровне 16 50 000 70 000
На уровне чтения документации 6 50 000 65 000
На базовом уровне 41 40 000 55 000
Не знают английский язык 31 30 000 45 000
Наличие работы
Безработные 56 35 000 50 000
Работающие 44 50 000 70 000
Готовность к переезду
Готовы к переезду 18 45 000 65 000
Не готовы к переезду 82 40 000 60 000
 

*Тип работы – полный рабочий день
Таблица 4. Основные характеристики соискателей в сегментах «Маркетинг», «Реклама» и «PR», октябрь 2015 года

Источник: SuperJob

Курс на Восток, или как устроен рынок медиа и онлайн-рекламы в странах Азии Рекламные расходы российских компаний: заметные взлеты и падения в 2015 году
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.