16 Июня 2015 | 11:25

Как изменилось медиапотребление россиян за последние несколько лет

Специалисты агентства Havas Media на основании данных исследовательских компаний TNS Gallup Media и Synovate Comcon проанализировали медиапотребление в России за два года. Телевидение остается самым популярным средством получения информации, однако быстрее всего растет число тех, кто предпочитает получать информацию онлайн

 


Все возрастные группы россиян все больше времени проводят в интернете

Молодые люди в возрасте от 18 до 44 лет уже давно освоили многочисленные возможности «всемирной паутины» и последние 3 года проводят онлайн более 1,5 часов в день. Однако любопытно то, что и сегмент возрастной аудитории (45-64), начиная с 2013 года, активно приходит в интернет, увеличивая время своего присутствия онлайн с динамикой, аналогичной динамике молодых сегментов.



«По данным за 2014 год уже около 50% населения России в возрасте от 18 до 44 лет (более 14 млн человек)  знакомятся с новостями в интернете. Четверть молодого населения (18-24) и 17% сегмента (25-44) – смотрят телепередачи онлайн, и примерно 20% сегмента (18-44) – слушают в сети радио, – отмечает генеральный директор Havas Media, Елена Белова. – Возрастная аудитория также начинает активно осваивать интернет – уже порядка 30% сегмента (45-64), около 6 млн человек, изучают новости онлайн. В общей сложности ежедневно в интернет выходит более 34 млн взрослого населения России».

Опросные данные красноречиво демонстрируют, что в 2014 году потребление населением России интернета с помощью 3-х ключевых девайсов – стационарного компьютера, ноутбука и мобильного телефона – находилось примерно на одном уровне.

Конечно, в разных сегментах аудитории наблюдаются некоторые различия – так, молодые люди (18-24), бесспорно, предпочитают мобильные, сегмент (45–64) – десктопы и ноутбуки. Хотя особо примечателен тот факт, что уже более 60% возрастного населения (45-64) – почти 2,5 млн. человек – так же, как и молодежь, регулярно используют смартфоны для выхода в интернет.

«Интересно то, что уже около 6,5 млн разновозрастного населения России выходит в сеть с помощью высокотехнологичных телевизоров, – констатирует Елена Белова. – Спрос молодой аудитории (18-24) и возрастного сегмента (45-64) на данный способ связи с интернетом одинаков, и мы видим в этом факте потенциал развития для Smart TV. Ведь, как и крупные онлайн-кинотеатры, большинство федеральных телеканалов уже устанавливают на телевизорах ведущих торговых марок, предназначенных для Smart TV, свои лицензионные приложения для просмотра ТВ-эфиров».

Население России в возрасте от 25 до 64 лет проводит у экранов ТВ все больше времени

Традиционно растет время, которое ежедневно проводит у телеэкранов зрелое население России в возрасте от 45 до 64 лет. Также за последние 2 года на 6 минут возросло ежедневное время просмотра ТВ у сегмента аудитории (25-44). Молодая аудитория смотрит ТВ меньше других, однако, проявляет стабильность, незначительно сокращая среднее время смотрения ТВ в последний год – всего на 2 минуты в день.

«По нашим ощущениям на время, которое население России ежедневного посвящает просмотру ТВ, благотворное влияние может оказать факт значительного увеличения продаж телевизоров с функцией Smart TV, произошедший в конце 2014 года, – отмечает Елена Белова. – Поскольку, если обратиться к данным по потреблению интернета, мы увидим, что около 6,5 млн россиян уже выходят в интернет с помощью телевизоров Smart TV».

Население России стабильно слушает радио более 2,5 часов в день

Если посмотреть на динамику последних 4-х лет, то можно сделать заключение, что радио является одним из наиболее стабильных СМИ. Даже время, ежедневно посвящаемое радиослушанию – в среднем 2,5 часа на каждого россиянина – не слишком различно между возрастными группами и год от года кардинально не сокращается.

В 2014 г. по сравнению c 2013 г. молодая аудитория (18-24) уменьшила время прослушивания радио в сутки всего на 3%, сегмент 25-44 – на 1%, зрелое население (45-64) – и вовсе на 0,6%.

Если обратиться к графику потребления информации в интернете, то можно увидеть, что у молодой аудитории (18-24) существует тренд перетекания в онлайн – уже около 20% молодого населения (18-24) слушают радио в сети.

«Примечателен тот факт, что самой стабильной и активной группой радиослушателей являются автомобилисты, которые сейчас, как и четыре года назад, слушают радио более 3-х часов в день. Радиослушание можно назвать своеобразным индикатором экономической ситуации в стране – чем больше люди покупают автомобили, тем активнее слушают радио, и наоборот», – заключает Елена Белова.

Молодая аудитория более стабильна в чтении печатной прессы

Динамика чтения прессы населением России за 4 последних года показывает, что самое незначительное уменьшение интереса к печатной прессе наблюдается у наиболее молодого сегмента аудитории (18-24). Конечно, доля читателей газет и журналов данного возраста была и остается незначительной, однако те, кто все-таки предпочитает печатные выпуски онлайн-номерам, демонстрируют определенную стабильность выбора. Обратная ситуация наблюдается у зрелой аудитории: читатели в возрасте 45+ в последние 3 года посвящают печатной прессе все меньше времени, что можно объяснить тем, что возрастной сегмент уже активно осваивает интернет и начинает переход на потребление информации онлайн с целью экономии средств и времени.

Ключевые тренды в медиапотреблении россиян

Динамика последних 2-х лет показывает, что:

• Активно развивается потребление интернета. Молодые люди (возрастные группы 18-24, 25-44) уже давно значительное время проводят в онлайне, однако и старшее поколение последние годы активно осваивает сеть, что открывает для интернета потенциал развития – за счет дальнейшего роста присутствия аудитории 45+.

• Время «у телевизора» значительно растет у возрастного сегмента аудитории (45+) и немного падает у молодого сегмента (18-24). Однако появление новых качественных форматов онлайн-телевидения (например, Smart TV) может привести к росту интереса к ТВ более молодого населения (18-44).

• Радио демонстрирует стабильность в потреблении – различные возрастные группы проводят у радиоприемников  ежедневно примерно одинаковое количество времени.

• Молодая аудитория (18-24), которой изначально несвойственно проводить время за чтением прессы, в последние годы немного увеличивает время ежедневного просмотра глянцевых журналов.

Что происходит на региональных рынках радиорекламы КРУПНЫЙ ПЛАН: Александр Швец, директор по продукту Marilyn: «Войны крупных брендов со стороны кажутся играми в песочнице»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.