Рунет: состояние и перспективы
Редакция AdIndex продолжает публикацию основных тезисов отраслевых докладов, подготовленных Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. На этот раз был сделан комплексный обзор российского сегмента интернета на конец 2014-начало 2015 года
Так, по мнению авторов исследования, выглядят главные события отрасли изученного периода:
• VK влился в Mail.ru Group. В сентябре 2014 года Mail.ru Group объявила о приобретении оставшейся доли в 48,01% социальной сети «ВКонтакте» за 1,47 млрд долларов, став единственным ее акционером.
• Крупные покупки «Яндекса» (Auto.ru, «Кинопоиск», AdFox). Кроме того, в 2014-2015 годах компания приобрела агрегатор логистических сервисов MultiShip; стартап, владеющий технологией сбора геоданных смартфона с низкими энергозатратами KitLocate; студию разработки мобильных приложений Any Void; сервис для продвижения товаров на «Яндекс.Маркете» PriceLabs; компанию «Метабар», разрабатывающую сервис «Советник», помогающий в онлайн-покупках; разработку «РосТакси», позволяющую таксопаркам координировать работу.
• Вступление в силу закона «О персональных данных». Новый закон обязывает как российские, так и иностранные компании осуществлять хранение персональных данных россиян на территории России. Закон начал действовать с 1 сентября 2015 года. Новые меры по защите конфиденциальности и персональных данных резко снижают инвестиционную привлекательность и эффективность новых рекламных моделей в интернете, трансграничных облачных сервисов.
• Приход китайских игроков. В частности, крупнейшего китайского интернет-магазина JD.com и холдинга Alibaba.
• Дебаты вокруг ограничений кроссбордерной торговли. Участники рынка считают, что инициативы государства ввести ограничения на объем онлайн-операций повредят развитию отрасли. По данным Data Insight, объем этого рынка достигает 19,1 млрд рублей.
• Ослабление позиций локальных игроков. Отрасль консолидируется, что ведет к возникновению менее благоприятных условий работы мелких и средних компаний.
• Проявление границ в интернете. Очевидная смена вектора законодательных инициатив продиктована в ближайшее время сложной геополитической ситуацией, взаимными санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ и ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от влияния Запада. Одной из основных будет оставаться тема цифрового суверенитета РФ и тема импортозамещения в области высоких технологий.
• В интернет пришло более 50% населения страны. По данным ФОМ, в январе 2015 года Рунет насчитывал 73,8 млн пользователей (рост по сравнению с данными прошлого исследования – 7,4% за год). При этом 52% (то есть 60,8 млн человек) выходят в сеть каждый день (+8% за год).
• В 2014 году количество бюджетных мест в вузах на специальности, связанные с IT, было увеличено с 25 тысяч до 42 тысяч человек. По мнению экспертов, сейчас лидеры рейтинга по качеству ИТ-образования стали МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГУ им. М.В. Ломоносова — отрыв от остальных вузов у них значителен, замыкает тройку лидеров МФТИ.
• Создание Института развития интернета (ИРИ): представлены инициативы, направленные на защиту интересов и поддержку отечественных производителей ПО. Это произошло в марте 2015 года и стало продолжением идей и предложений, озвученных интернет-отраслью и поддержанных государством в октябре 2014 года в ходе RIW 2014 (Russian Interactive Week). Представлена идея создания Институтом сбалансированной межотраслевой стратегии и программы развития интернета.
• Половина горожан пользуется мобильным интернетом. Аудитория мобильного интернета за год выросла на треть. 9% аудитории всех российских интернет-пользователей выходит в сеть только с мобильных устройств. Доля мобильного трафика выросла в полтора раза. Пользователи проводят в интернете в среднем 126 минут в день, в мобильном интернете – 86 минут в день.
• 25 млн онлайн-покупателей. При этом, по данным PayPal за февраль-март 2015 года, покупки в отечественных интернет-магазинах совершают 55% пользователей, а в зарубежных интернет-магазинах – 31%. Номинальный рост в 2014 году составил +35% (лучший результат с 2010 года). При этом около половины роста обеспечила инфляция среднего чека в рублях и рост количества заказов: +18% к 2013 году. Наиболее вероятный сценарий в 2015 году: незначительный рост количества онлайн-заказов на протяжении большей части года + спад в IV квартале.
• Безналичная оплата почти догнала наличную. По данным PayPal, товары и услуги оплачивают онлайн 63% пользователей.
• Более 7 млн пользователей Smart TV — самые активные потребители легального контента. Быстрее всего в 2014 году росла аудитория Smart TV: более 7 млн устройств — прирост 41%.
• Быстрый рост доли programmatic в продажах медийной рекламы (20%). Рост доли Programmatic Buying в бюджетах рекламодателей – это лишь вопрос времени и возможностей технологии.
• Бумажных дневников больше нет. Сегодня соцсети в Рунете – это 1,5-2 млн активных аккаунтов в российском Twitter (14 млн твитов в день), 800 тысяч активных авторов в Livejournal (300 тысяч записей в день), 55 млн активных аккаунтов VK (17 млн сообщений в день), 1-2 млн популярных аккаунтов Facebook (4-5 млн сообщений в день), 100 тысяч тематических групп на ОК (60 млн активных подписчиков), 7,5 млн русскоязычных аккаунтов Instagram (1-2 млн записей в день). Кроме того, существует 120 тысяч независимых блогов и форумов. Всего в русскоязычном сегменте интернета создается 40-50 миллионов сообщений в день.
• Интернет стал незаменимой частью обычной жизни. Если темп роста аудитории сохранится на сегодняшнем уровне, то к 2020 году проникновение интернета среди взрослых пользователей вполне вероятно будет на уровне 82%.
Отдельно поговорим о тенденциях в онлайн-рекламе. По данным АКАР, рекламный рынок достиг в 2014 году 84,6 млрд рублей, однако сильно замедлил темпы роста из-за падения рынка медийной рекламы. В медийном сегменте падение рынка произошло на 5%, эксперты РАЭК/ВШЭ прогнозировали рост на 7%. Так, медийная реклама принесла 19,1 млрд рублей, а контекстная – 65,5 млрд рублей (+27%). Сегмент SMM принес 7,3 млрд рублей, при этом его объем вырос на 17%. Рынок видеорекламы оценивается в 4,8 млрд рублей, 2,1 млрд из них пришлось на онлайн-кинотеатры.
Во втором полугодии 2014 года ухудшение экономической ситуации в стране привело к общему сокращению рекламного рынка и, в том числе, к снижению темпов роста видеорекламы в интернете. При этом выручка, полученная по платной модели (подписка, платный просмотр фильмов), продолжала расти высокими темпами, что было связано в первую очередь с распространением smart-телевизоров с предустановленными приложениями онлайн-кинотеатров. По итогам года доходы видеорынка, полученные по рекламной модели, составили 1,67 млрд рублей, доходы, полученные по платной модели, — 0,93 млрд рублей. Доля доходов от пользовательских платежей выросла с 22% в 2013 году до 36% в 2014.
Кроме сегмента видео, растет и мобильная реклама — наиболее востребованная новинка на интерактивном рынке. Поисковая реклама не просто наиболее используемый вид интерактивной рекламы, но и наиболее растущий. 89% крупнейших рекламодателей страны используют этот вид рекламы, затрачивая на него в среднем 26% бюджетов. При этом 38% рекламодателей ожидают роста затрат на контекстную рекламу.
Основные выводы авторов доклада по развитию экономики Рунета:
• Растет количество законопроектов, касающихся регулирования сети интернет, повышается негативная динамика экспертной оценки регулирующего воздействия примерно 40-50% этих законотворческих инициатив.
• Эксперты отмечают, что при реализации «консервативного» сценария развития Рунета экономическая целесообразность регулирования и динамика роста рынка становятся менее значимыми на фоне общемировых изоляционистских тенденций и политических реалий.
• Меры по стимулированию делового климата не предпринимаются или являются неэффективными.
• В условиях общемирового экономического спада происходит постепенная монополизация инфраструктуры, экспансия телекомов на рынок контента и сервисов.
• Популярность традиционных каналов маркетинга сохраняется.
• Государство присутствует на рынке в качестве регулятора; роль государства как игрока минимальна, в госполитике преобладают долгосрочное планирование, поддержка крупного бизнеса и ситуативное реагирование.
Согласно «кризисному сценарию» РАЭК и ВШЭ, рост рынка интернет-рекламы до 2018 года составит 8–10% в год при резком уменьшении инвестиций.
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям